Кастдев онлайн-курса
Как узнать, чего хочет ученик: примеры, практические советы и кейсы.

Кастдев
«на пальцах»:
изучаем целевую аудиторию

Это рубрика «Гости» — мы приглашаем экспертов и участников рынка Edtech, чтобы вместе разобраться в сложных вопросах, узнать важное и обсудить интересное. Если хотите предложить тему для беседы или поделиться опытом, пишите: info@zenclass.ru

Кастдев — глубинные интервью, которые помогают выяснить истинные потребности целевой аудитории, внести коррективы в инфопродукт или создать новый. О важности инструмента многие эксперты знают и готовы применять, но как это правильно делать?

Хотим больше узнать про кастдев от практика: кому и зачем это нужно, как правильно проводить такие интервью и что делать с полученными результатами. Как понять свою аудиторию — спросили эксперта.
руководитель агентства по исследованию аудитории через кастдев и созданию онлайн-продуктов «Point»
Евгения Римская

Содержание

Кастдев онлайн-школа

Кастдев — прикладной инструмент или модная теория?

Глубинные интервью помогают понять, что именно нужно целевой аудитории. Поэтому школы, которые заинтересованы в повторных продажах и продлении жизненного цикла клиента, изучают потребности и ожидания учеников.

Кастдев часто воспринимают не слишком серьёзно, потому что мало кто умеет проводить, уж тем более внедрять результаты. А провести его мало — важно правильно применять в дальнейшем.

Последний год инструмент стал намного популярнее благодаря внешним причинам: таргета в Инстаграме* больше нет, огромное количество школ и экспертов потеряли «рекламную» аудиторию и пришли к выводу — нужно работать с существующей базой. С теми, кто уже покупал, и с теми, кто остался в рядах потенциальных учеников.

* принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Это универсальный инструмент и он не только про методологию.


Кастдевы используют:

  • методологи и методисты, чтобы создать инфопродукт;
  • маркетологи, чтобы разработать стратегию продвижения;
  • таргетологи, чтобы настроить параметры рекламы;
  • сторисмейкеры, чтобы зацепить внимание аудитории;
  • продажники, чтобы составить правильные скрипты.
Кастдев зачем проводить

Как кастдев влияет на создание обучающего продукта

Важно понимать, что кастдев — не просто проведение опроса, а целая система, которая знакомит с мыслями, запросами и ценностями людей:
  • Понимая потребности и запросы потенциальной аудитории, мы их правильно закрываем и выстраиваем эффективную стратегию обучения.
  • Зная аватары, то есть портреты, учеников, мы выбираем инструменты, которые помогают учиться интересно, нескучно. Например, применять те или иные виды геймификации. Или наоборот, даже и не думать, чтобы применять.
    Универсальной отмычки под каждый замок нет, поэтому к каждому аватару — свои ключики.
  • Ещё до старта обучения кастдев знакомит кураторов с учениками, их проблемами, целями и историями. И помогает адаптировать к обучению, подготовить эффективный онбординг.
  • Интервью собирает обратную связь у студентов. И у тех, кто закончил учёбу, и у тех, кто по какой-то причине бросил. С помощью правильного общения можно выяснить, что пошло не так и что нужно изменить.
  • Кастдев помогает построить индивидуальный образовательный трек ученика, его дорожную карту, особенно в наставничестве.
Как проводить кастдев

Как правильно проводить интервью

Процесс состоит из пяти этапов:
  • Сбор стартовой информации об аудитории через онлайн-анкетирование.
  • Подготовка к глубинному интервью.
    Нужно списаться с респондентом, получить разрешение на видеосозвон, договариться на удобное время. Важно беречь личные границы людей и думать об эффективности. Чтобы не позвонить, когда человек за рулём или укладывает ребёнка. Да, с нами, возможно, поговорят, но это будет беседа на «отстаньте от меня поскорее» с сомнительным результатом.
  • Проведение глубинного интервью. Я за видеоформат, чтобы учитывать невербальные сигналы.

Если вы внимательны в беседе, язык тела всегда подскажет:

  •  какие вопросы были неудобными, про что респондент говорит неохотно;
  •  на чём остановиться подробнее, когда вас не поняли;
  •  где проскользнуло лукавство или неискренность.
  • Повторное анкетирование, которое подтверждает или опровергает данные глубинных интервью, даёт векторы к доработке.
  • Аналитика. Если ограничиваться только анкетированием или обзвоном холодных лидов без предупреждения, такое не про кастдев — это поверхностный опрос.
Подробнее про сам процесс интервьюирования:
Интервью нужно делить на смысловые направления и идти по ним. Но критически важно слышать, не закидывать вопросами. Так получится расположить к себе респондента, а не проводить сухой допрос, нередко — с пристрастием)
Что спрашивать, чтобы понять клиента:
Могут быть и другие направления в зависимости от цели. Если онлайн-школе нужно настроить таргетированную рекламу, будет один пул вопросов. А если стоит цель узнать, почему ученик не дошёл курс до конца, — совсем другой.

Кого спрашивать, если клиентов пока нет: подписчиков в соцсетях, аудиторию чатов, сообществ, тематических каналов.
Всегда важно продумывать диалог и не проводить беседу для галочки, ставить себя на место ученика, как бы это банально ни звучало. Будете брать в интернете шаблоны вопросов — получите шаблонные ответы.
Задаём открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Ответ на закрытый вопрос «Вам нравится эксперт?» бесполезен. Большая часть аудитории просто ответит да, даже когда это не так. А если нет? Придётся задавать уточняющие вопросы и тратить время респондента.

Сравним с открытой версией: «Как вы описали бы эксперта?» — мы уже подталкиваем человека к детальному рассказу.

Готовим вопросы так, чтобы уложиться в 30-40 минут. В мягких нишах допустимо продлить до часа. Так долго, потому что нужно время, чтобы человек расслабился и искренне доверил личные вещи.
Чтобы видеть полную картину, учесть разные мнения и охватить несколько сегментов, советую проводить минимум 10 интервью, а максимально — сколько можете себе позволить. Оптимально 20.
Кто проводит кастдев

Почему кастдев не стоит проводить эксперту

Потому что эксперт субъективен. И это мешает определить направления кастдева, составить правильные вопросы и провести интервью. И правильно интерпретировать ответы, делать непредвзятые выводы.

Самая частая ошибка: эксперты задают вопросы про себя, а нужно спрашивать про клиента.

Например, мы анализировали 20 глубинных интервью, которые проводил эксперт в мягкой нише самостоятельно. В каждом интервьюер пытался выяснить, что человек думает о нём как об эксперте. И получал в ответ только комплименты. Потому что мало кто в лицо скажет малознакомому человеку неприятную правду или критику.

В идеале интервьюер максимально абстрагируется от эксперта, он независим, не додумывает и не принимает желаемое за действительное.
Как работать с результатами кастдева

Что делать с результатами

Работа с результатами зависит от целей кастдева. Нельзя проводить его только потому, что модно и конкуренты так делают. Чёткая цель — равно чёткий план работы.
  • В рекламе
    Цель: уточнить таргетинги в рекламной кампании.
    Провели анкетирование и выяснили город, возраст, род занятий и интересы целевой аудитории.
  • В методологии
    Цель: узнать, чего не хватает в инфопродукте. Или что мешает.
    Выясняем, какие у аудитории проблемы и потребности. Допустим, получили информацию: ученики боятся публичных выступлений, стесняются открыто позиционировать себя в сети как специалистов.
    Как это использовать? Добавить модуль проработки с психологом.
  • В продажах
    Аватары клиентов, которые получили по итогам кастдева, помогут определить триггеры и составить релевантные скрипты для отделов продаж.
  • В маркетинге
    Боли и потребности, которые теперь известны, встраиваются в воронку продаж, помогают интересовать, мотивировать, закрывать возражения каждого сегмента целевой аудитории.
Например, аудитория бизнес-школ — предприниматели. Но ведь и они делятся на сегменты: начинающие и опытные. И потребности у них разные. Начинающие среагируют на контент, который обещает заработок, чтобы закрыть кредиты, выплатить зарплаты сотрудникам и выдохнуть. У опытных бизнесменов уже не стоит вопрос сиюминутной прибыли, зато есть потребность в масштабировании, поиске хороших менеджеров, удачных подходов и новых локаций.

Или другой пример: аудитория онлайн-школы — мамы в декрете. У них тоже «болит» по-разному:
— те, кто только из роддома, с недосыпом, дефицитом времени на себя и паникой от незнакомой жизни;
— мамы двухлеток, которые уже адаптировались к материнству, чьи бессонные ночи закончились и проснулась потребность в самореализации.


Многие проводят кастдев, но не используют полученную информацию. Тому обычно есть несколько причин:
  • когда нет полноценной команды, просто не хватает времени и рук, чтобы тщательно проанализировать фидбек и доработать продукт.
  • ответы есть, а понимания, что с ними теперь делать — нет. Это история как раз про то, что не было изначальной цели, отсюда и незнание, как это всё использовать.
  • не все эксперты видят в edtech-проекте прибыльный бизнес. Чтобы меняться и масштабироваться, нужно где-то быть смелее, рискнуть и попробовать гипотезу. Быть прежде всего предпринимателем, а уже потом — экспертом.
Инструменты кастдева

Рабочие инструменты

Какие сервисы облегчают проведение интервью:
Zoom — удобен тем, что записывает и видео, и аудио. Есть минус — нужно уложиться в 40 минут.
Sber.Jazz — отечественный аналог Zoom, без ограничения по времени и со встроенной транскрибацией. Это сокращает время на обработку интервью. Есть минус — не сжимает видео при сохранении, получаются тяжёлые файлы до 2 Гб, и не сохраняет отдельно аудиоформат, в отличие от Zoom.
Whisper — сервис транскрибации интервью. Выдаёт качественный текст интервью. Минус — транскрибирует только аудио-форматы встречи.
Кастдев кейсы

Как кастдев поменял суть инфопродукта: примеры из практики

  • Продуктовая линейка
Эксперт по веганству обратился, чтобы понять, какие продукты нужны целевой аудитории, создать продуктовую линейку и продавать инфопродукты. В блоге 500 тысяч подписчиков.

Представляете, после кастдева оказалось, что 55% аудитории — вообще не веганы. Вся продуктовая линейка, которую он хотел создать, строилась на обратном предположении! И разбилась о реальность.

Кастдев показал, что в блоге несколько сегментов со своими потребностями:
  • Веганы. Люди в этом сегменте особо нуждаются в понимании чек-апа своего организма. Они переживают, что недополучают необходимых витаминов из растительного питания.
  • НЕвеганы, которые любят смотреть рецепты в блоге и хотят иногда готовить веганскую еду. У этой категории подписчиков есть убеждение, что сложно готовить веганские блюда, поэтому для них мы предложили создать видеоуроки с подробными рецептами и процессами приготовления.
  • Люди, которые хотят перейти на здоровое питание, но не решаются, потому что боятся, что ПП-блюда — сложные, трудно придерживаться такого рациона. Для них мы предложили создать комбинированные меню для легкого перехода.
  • Отдельно выделили потребность в детском направлении для семей веганов. Для них тоже важно разработать свои продукты: гайды по адаптации ребёнка-вегана в социуме, инструкции по организации питания в саду и школе, детское меню.
  • Позиционирование
Ниша — обучение осознанному родительству. Основная проблема — флагманский продукт не покупали. Эксперт решил, что у аудитории нет денег, в итоге стал продвигать более дешёвые продукты: интенсивы по 1000 рублей.

А кастдев показал — у потенциальных клиентов нет проблем с деньгами. Хороший процент респондентов зарабатывает больше 100 тысяч в месяц и может себе позволить курс и за 20 тысяч рублей.

Целевая аудитория в итоге разделилась на много сегментов, а проблема крылась в позиционировании курса и эксперта. Выход — работать с повышением ценности инфопродукта и выходить из состояния просителя.
Ещё три совета для тех, кому важно знать, чего хотят ученики:
  • Учесть даже один вдумчивый диалог однозначно лучше, чем вообще не спросить реальных людей и опираться только на свои представления об интересах учеников.
  • Важно услышать не только приятные слова и погладить себя по голове, что мы молодцы и всё правильно делаем, но и принимать колючий негатив. Если не знать о недостатках, как их можно исправить?
  • Нередко после полученных инсайтов онлайн-школам приходится привлекать дополнительных специалистов, перекраивать курс или учить команду, чтобы добиться результата. Поэтому, когда вы собираетесь проводить кастдев, будьте готовы менять внутренние процессы и оттачивать продукт
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?