Как открыть онлайн-школу создания бумаги
Кристина Кокорина — о первой онлайн-школе создания бумаги ручного отлива, преемственности в творчестве и «нерамочном» бизнесе.

Понимаешь, что зарождаешь в стране то, чего вообще не было

«
»
Продолжаем рассказывать истории онлайн-школ — пользователей Zenclass. Смелые идеи, ошибки и решения, советы для тех, кто только заходит в онлайн-обучение, и важный опыт для всех.
основатель онлайн-школы Bymagka:
Кристина Кокорина
— Я в творчестве больше 10 лет. Начала с создания кукол — текстильных, лепных.

Потом перешла к смешанной технике — с разными формами, стилизацией. Когда пошли заказы, поняла, что хочу красивую упаковку, не как у всех.

Начала искать информацию и наткнулась на американский сайт
о переработке вторичного сырья, там была такая интересная фотография — открыточка вроде бирки рядом с вазой. Идея понравилась, фантазия заиграла, внутренний творческий создатель поднял голову и сказал:
«Нам это надо!».
Ремесло изготовления бумаги ручного отлива зародилось в Китае, потом стало распространяться в Японии, Индии, Европе
Попробовала — сначала выходила ерунда, но затянул сам процесс. Экспериментировала сама для себя, и постепенно стали получаться открыточки и бирочки. Через какое-то время поняла, что жутко устаю от кукол и заказов, а вот бумагу делать очень нравится. Тем более переработка бумаги в домашних условиях — это такая медитация: сидишь, отдыхаешь.

Через несколько лет пришло осознание, что больше ничем другим не хочу заниматься.

За это время проштудировала всё, что можно о бумаге ручного отлива: поднимала исторические данные, сводки, исследовательские работы. Наткнулась на информацию, что в СССР обучали в вузах технологии изготовления бумаги из древесины и начала применять эти знания сама. В итоге создала мастерскую, которая работает на производство бумаги ручного отлива из растений — льна, тростника, кукурузы. А как эти растения преобразуются в красивое, стала рассказывать и показывать в своём блоге.
Как создать онлайн-школу творчества

Аудитория сама подкинула идею школы

Внутри меня кроме творческой личности сидит предприниматель, он всегда ловит запросы. Моим блогом интересовались мастера, творческие люди. Они смотрели и писали: «О, какие у тебя бирки красивые, мы тоже хотим! Купить-то купим, а можешь научить, как такое делать?»

Понятно, что когда таких запросов больше 50, спрос на обучение точно есть.

Провела анализ рынка — путных курсов нет, мастерские в стране скрывают информацию, всё в секрете. А у меня за плечами такой опыт работы, столько информации в восстановлении этого ремесла и при этом успешная монетизация! Я к тому моменту работала только на себя, в своей мастерской, с заказами и доходами всё было отлично.
Сначала появился спрос — люди хотели научиться делать такую красоту.
Поговорила со знакомыми, у которых свои онлайн-школы. Узнала, что такое инфоиндустрия, как это всё делается. Если взять, к примеру, инфопродукты о продвижении, smm, маркетинге, информация в курсе должна постоянно обновляться. В моём случае достаточно записать один раз, и продукт будет актуален всегда. В то же время всегда можно дополнять эту базу, создавать новые гайды, мастер-классы.
Так сформировалась идея обучения — оставалось перейти к реализации.
Выбор платформы для онлайн-курса

Зашла на Zenclass и поняла, насколько всё просто

Zenclass — моя первая платформа. До неё рассматривала и GetCourse, и прочие — они показались очень дорогими, особенно без уверенности, заработаю ли что-то на своём продукте.

Мне было важно с помощью платформы сократить время на переписку и настроить автоматические платежи.

Сначала хотела сделать закрытую группу в Инстаграме, а платежи принимать через Яндекс Кассу. Пока мы мурыжились с сервисом две недели, знакомая мастерица посоветовала мне Zenclass — вдруг понравится. Я зарегистрировалась — две недели бесплатно, классно. Подумала: «Хм, за это время-то я точно все платежи приму, дальше посмотрим».
А потом увидела, что можно подключить эквайринг, дать ученикам рассрочку, предложить курс по подписке. Посмотрела инструкции, начала делать и поняла: это настолько всё просто!

И на тот момент, и сейчас функций платформы мне более чем достаточно. Поддержка вообще шикарная — очень быстро отвечает, ни разу не было лагов.

Нравится, что можно несколько тарифов в одном курсе сделать — например, продавать продукт для новичков и опытных по разной цене.
А ещё я пользуюсь подпиской для своего клуба. У меня было много мастер-классов и уроков в записи, я добавила их все, и куратор ежемесячно открывает доступ. На каждый вход — 60−70 человек, это стабильно приносит 50 000−60 000 рублей в месяц. Если возникают проблемы с платежами, у нас прописано, что делать — за основу взяли инструкцию Zenclass.
До сих пор нахожусь на платформе и радуюсь, ещё и обновления выходят — вообще красота.
 Онлайн-курс создания бумаги

Самый кайф в обучении — общение

Я очень люблю своих учеников, они для меня как солнышко в окошке. Это люди со всего мира — есть ученики из Чехии, Казахстана, Финляндии, Германии. Возраст — от 24 до 76. И это потрясающе, потому что девочки за 60 — по-другому назвать не могу — такие клёвые! Одна приехала на встречу в мастерскую в татушках, с макияжем, маникюром, занимается танго. Боже, это аудитория, которая никогда не сидит на месте! Для них важны жизнь и движение, и мы в этом очень похожи. Они мне говорят: «Ты как мы, а мы как ты. Давай вперёд, а мы за тобой».

Это очень интересные, живые люди, и они умеют всё: шить, вышивать, стричь, делать кукол, вырезать деревяшки, рисовать, варить свечи.

Наверное, из каждой творческой сферы есть человек, который поучился в моей школе. У нас постоянный обмен. В клубе, например, девчонки делятся всем друг с другом, они все мастера, все эксперты. Есть отдельная папочка, куда выкладываются уроки наших учеников — для них это практика съёмки уроков, а школа даёт возможность попробовать, получить обратную связь.

Отзывы моих учениц

Меня часто спрашивают, не ращу ли я себе конкурентов. Передаю свои секреты, а у меня ведь мастерская — какой я после этого предприниматель?
Так вот, мне категорически не жалко. Мастеров в школе я могу научить тому, чтобы они искали себя. У нас вообще нет конкуренции, все друзья, коллеги. Они открыто делятся своими наработками и знают, что никто из них не будет присваивать себе то, что сделал другой ученик в школе. Такая у нас аудитория — каждый развивает свою тему.
Здесь во многом помогает мастерская — за ней уже закреплена репутация, что мы основатели направления. Также у меня есть уроки, где я учу, как можно отстроиться, придумать своё на основе полученных знаний. Мне неинтересно сделать сто Кристин Кокориных, которые будут повторять то же самое. Клуб помогает сделать так, чтобы не было штамповки.

Раньше секреты ремесла передавались из поколения в поколение, а у нас большая творческая семья, где мы передаём эти знания. Я начинаю, а другие будут продолжать. Так понимаешь, что зарождаешь в стране то, чего вообще не было. Создаёшь новый мир.

Вот мне говорит девочка из Украины: «Ты подарила мне жизнь. Смотрю тебя, слушаю, и мне так спокойно. Посмотри, что я сделала». Или ученица прошла несколько курсов и пишет: «Я открываю мастерскую!».

Заметила, что чем больше делишься, тем больше идей приходит.

Бывает, ступор, потолок, больше не можешь вырасти ни в доходах, ни в идеях. И как только создаёшь новый продукт, делишься знаниями — освобождается место для нового. Очень нравится период, когда заканчивается курс, выдыхаешь, и так становится хорошо, чувствую себя обновленной после каждого запуска.
как управлять онлайн-школой

Важная цель — выстроить работу школы автономно

Сейчас в команде школы куратор, который постоянно работает в чатах, — в клубе и на курсах. Все материалы проверяет редактор. Иллюстратор помогает в оформлении и очень поддерживает клуб, добавляет свои иллюстрации — мастера используют их для печати на открытках. Также есть два помощника на подхвате, если запускаю курс или провожу живые встречи.
Почти все — на бартере. Но если очень много работы или что-то не успеваю, плачу по договоренности. На постоянной основе гонорар только у куратора.

Я стремлюсь к тому, чтобы школа развивалась без моего активного участия.

Мне нравится практика с клубом, когда у меня есть ежемесячный доход, о котором вообще не переживаю. Планирую выстроить линейку курсов — доукомплектовать необходимыми продуктами, чтобы школа закрывала все потребности творческих людей.

Записала новый самый большой самый серьезный курс об изготовлении бумаги ручного отлива из растений — то, на чём специализируется мастерская сегодня. Впереди ещё несколько мастер-классов и два продукта, больше направленные на продвижение, монетизацию.

Есть большой запрос на личные консультации, а времени проводить нет — мне проще записать отдельный продукт. В разработке полноценный сайт для запуска курсов каждый месяц, а не раз в квартал как сейчас.
Продажи и продвижение онлайн-курса

Лучшие продажи — органические, когда покупатель сам принимает решение

Когда запускала первый курс, поставила себе цель — если ко мне придёт даже один ученик, я буду учить его. Сейчас точно знаю, что ко мне придут без долгого прогрева и даже если в блоге был перерыв полтора месяца.

Мне откровенно не нравится продавать и писать воронку, хочу делегировать и не хочу одновременно. Вижу, как продают другие: жёстко, не своё, через боли и манипуляции. У меня другие ценности, моя школа не влезает в рамки — нерамочный это бизнес. Не подходят стратегии, алгоритмы — у меня много идёт на искренности и на любви к творчеству.

Из того, что реально работает — рилсы в Инстаграме*, гостевые посты и взаимопиар с другими экспертами. В своё время хорошо помогали марафоны — до сих пор работают, но хуже, потому что всем поднадоели, надо сильно подумать над форматом.

*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории Российской Федерации.
ВКонтакте — шикарная платформа. Мне говорили, что тут нечего ловить и все покупают максимум за 200 рублей, ничего подобного — покупают и за другие деньги. Можно даже вести контент непостоянно, но тогда рекламу настраивать — правда, стоимость подписчика очень высокая в таргетинге. Мне проще дать рекламу в другом паблике и так привлечь аудиторию.
Прихожу проводить прямые эфиры, закупаю рекламу, посты, веду в группу не на то, что «здравствуйте, я эксперт, буду учить изготовлению бумаги», а на блог, красивое творчество и на саму идею творчества — это откликается аудитории лучше всего. Приходят и говорят: «Ой, так красиво! Какие штуки!» А если правильно провести во время рекламы прямой эфир, писать посты и снимать видео, то эффект вообще супер.
Рекламу использую только перед запуском. Аудиторию нужно постоянно обновлять и проводить её за ручку из продукта в продукт. Например, человек купил гайд, пошёл на курс для начинающих, потом дальше — в клуб, на углублённый курс или несколько отдельных мастер-классов. Получается, один клиент может купить 3−5 продуктов.
Рекламный бюджет у школы небольшой — от 3 000 до 10 000 рублей. Соизмеряю свои возможности, чтобы справиться с потоком учеников. Чтобы расти и не терять в качестве, нужно в том числе расширять команду.
Мы активно используем партнёрские интеграции, бартер. Например, с художниками: нам делают рекламу — а мастерская даёт бумагу. Были продажи за процент от блогера — хорошая штука, повторю. В целом я всегда ищу пути, чтобы сократить расходы — иногда проще потратить время на переписку и договориться, чем вкладывать баснословные деньги.
Считаю, что школа может жить и быть для тебя комфортной, когда доходы превышают расходы. Вижу практику других школ, когда обороты несколько миллионов, а чистый доход в районе 700 000, и не понимаю — а смысл? У меня затраты около 10 000, а выхлоп — 200 000 рублей. Плюс постоянный оборот клуба 60 000 рублей. В процентном соотношении чистый доход — порядка 92−95%.
Как запустить свою онлайн-школу

Если хотите запустить свою онлайн-школу

Главный совет — просто делайте. Я боялась, мне было очень страшно перед стартом, но это проходит.

Открою секретный секрет — никто не знает, как правильно.

Как запускать курсы, как продавать и как должно быть в тех уроках, которые вы записываете. Только вы знаете — как решите, так и правильно.
Когда я занялась своим творчеством, которое переросло в мастерство, мне говорили, что я неправильная: творчество непонятное, целевая аудитория неясная — кому это нужно? И по прошествии этих лет я понимаю, что слово «неправильно» из моей жизни ушло — люди стали меня понимать, восхищаться тем, что делаю, стали повторять за мной и идти за мной.

Неважно, у тебя огромная мастерская или столик в углу однокомнатной квартиры, начинать никогда не поздно.

Я начинала на кухне, и эта кухня выросла в бизнес, который приносит стабильный доход. У меня своя школа, блог, имя среди мастеров-ремесленников. Если на маркетах сейчас спросят, кто такая Кокорина, там скажут: «О, так это же та, у которой мануфактура своя. Прикольная девчонка! Вообще круто она придумала».
И ещё. Каждый человек рано или поздно приходит к мысли о том, чтобы жить в гармонии с собой. И каждый устаёт от работы, рутины, даже от семейной жизни. Единственный вариант, который может помочь прийти в гармонию с собой, — это отдых. Как бы кто и где ни работал, обязательно должны быть выходные. Когда восстановишься, всё обязательно будет и всё получится.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?