Как открыть онлайн-школу для руководителей образовательных проектов

Как открыть онлайн-школу для руководителей образовательных проектов: честная история
И делать лучше всю систему частного образования
На платформе Zenclass активно работают более 600 онлайн-школ в месяц. У каждой из них — свой путь: с успехами, сложностями и особенным опытом. В журнале мы делимся честными историями клиентов — чтобы вдохновить, уберечь от ошибок, помочь посмотреть на инфобизнес под другим углом и просто поддержать.
Юлия Фёдорова
Основатель онлайн-школы для руководителей образовательных проектов JPFedorova
Я пришла в образовательный бизнес в 2015 году — через 5 лет работы по найму. По образованию математик, с первых курсов занималась репетиторством. Поэтому когда возникла мысль о своем проекте, понимала — это должно быть что-то связанное с преподаванием. Открыла курсы ЕГЭ по франшизе федеральной сети и закрыла через полгода. Развиваться с ними было неинтересно: мало полномочий, мало решений можно принимать самостоятельно, слишком много зависит от головного офиса. По сути это не бизнес, а та же работа по найму.

После запустили с двумя партнёрами сеть школ «Знай ПРО»: курсы ЕГЭ, профориентация, развивающие занятия для школьников. В бизнесе с партнёрами свои особенности. С одной стороны, здорово, когда можешь разделить вложения и риски. С другой — легко совершить распространённую ошибку.

С партнёрами нужно изначально договариваться об общем видении.

Мы этого не сделали, и по-разному воспринимали будущее проекта: как лебедь, рак и щука тянули его в разные стороны. В итоге нам пришлось разбежаться: ребята занялись другими проектами, а я вышла из ООО в середине учебного года со своим обустроенным филиалом и клиентами. Так я осталась в нише курсов ЕГЭ и начала развивать собственные центры «ЕГЭ Профи» в Москве и Санкт-Петербурге.
В создании онлайн-школы не избежать ошибок.

Создание собственной онлайн-школы: первые шаги, ошибки, поиск форматов

В начале 2019 года поняла, что в своей сети выстроила процессы — они работают практически автономно, моё участие требуется на 2−3 часа в неделю. Остальное делали преподаватели, менеджер, маркетолог. Подумала — куда дальше? В соцсетях познакомилась с девушками, которые просили проконсультировать, как им масштабировать такие же курсы ЕГЭ. Продала консультации, поняла, чем интересно заниматься и что могу дать именно в онлайн-проекте.

К слову, онлайн-бизнес развивать гораздо сложнее. У меня не было опыта, активов в виде блога, который есть сейчас. Не знала, как строить и развивать личный бренд. Какие должны быть курсы, продуктовая линейка. Чистый лист — всё надо было создавать с нуля.

Помог практический опыт в оффлайновом бизнесе и понимание на реальном проекте, как работают маркетинг, продажи, финансовое управление. Без этого фундамента я бы не имела морального права кого-то обучать. Но это не спасало от ошибок.

Несколько месяцев я вела только консультации. А потом записала онлайн-курс, залила его на известную платформу и… продала одно место. Было жутко обидно и жалко времени.
Главная ошибка в онлайн-обучении — сначала создать продукт без исследования целевой аудитории, а потом пытаться его продавать.
Я разочаровалась в курсе и продолжила продавать только консультации. Параллельно развивала экспертный блог, там постепенно росла моя аудитория. И в конце 2019 года я создала первый инфопродукт, который взлетел — марафон «10 точек роста учебного бизнеса». Он длился 10 дней и состоял из бесплатной и платной частей — в платную перешли почти 50% участников марафона. Этот опыт вдохновил, я поняла, как это работает.

Прошлой зимой, когда прошло уже несколько потоков марафона, подумала — что будет, если добавить новые продукты, запустить курс, поднять цены на консультацию? Так стала постепенно оформляться линейка — сейчас в неё входит более 15 продуктов: курсы, марафоны, гайды и флагманский продукт — менторская программа для руководителей образовательных проектов.
Команда онлайн-школы может быть небольшой. А первым делом стоит нанять личного ассистента.

Команда онлайн-школы

Первый человек, которого я взяла в команду, — личный ассистент. Всем рекомендую решиться на этот шаг как можно раньше.
Также сотрудничаю с подрядчиками: таргетологом, дизайнерами — на сторис, гайды и фото для блога. Есть юрист, который помогает решать правовые вопросы.

Курсы проектирую сама — у меня больше 10 лет педагогического опыта, изучала педдизайн и хорошо представляю, как обучать.

С продюсерами опыт пока скорее негативный. Сейчас курсы выпускают продюсеров тысячами, но единицы из них могут что-то сделать. Продюсер — это предприниматель, который разбирается в бизнес-процессах: от тестирования гипотез до построения команды. Для этого мало 2−3-месячного курса.
Zenclass - платформа для онлайн-курсов без заморочек.

Поиск платформы. Почему Zenclass?

Первый курс я запускала на Getcourse. Это был тот самый неудачный продукт, который я пыталась продавать без исследования аудитории. Тогда я на время оставила мысль о курсе и сфокусировалась на консультациях, платформа была не нужна.

А когда сделала один из следующих продуктов с видеоуроками, искала альтернативное решение. В списке 10 лучших платформ увидела Zenclass. Посмотрела ролики, как всё устроено внутри. Понравилось, что есть приём оплат. Загрузила курсы, использую сервис даже для того, чтобы клиенты оплачивали через него консультацию. Очень удобно — не нужно возиться со счетами, актами.
Нравится эквайринг, возможность продавать курсы в рассрочку — на менторской программе у меня половина студентов с рассрочкой, оформленной через Zenclass.
Сам сервис очень простой, интуитивно понятный. И техподдержка отвечает быстро.

В обратную связь с учениками я всегда включаю вопрос, насколько им удобно пользоваться платформой. Обычный ответ — 8−10 баллов.
Развитие онлайн-школы - не всегда про деньги

Онлайн-школа сегодня: планы и цели

В прошлом году я оставила офлайновый бизнес — охладела к своему первому детищу. Это был отличный прибыльный проект, но сейчас хочу сосредоточиться на онлайн-школе.

Я довольна продуктовой линейкой — она полностью упакована. Флагманский дорогой продукт — менторская программа, в конце мая стартует третий поток. Это глобальное полноценное обучение как для начинающих, так и для опытных школ, детских центров и других образовательных проектов.

Второй флагманский продукт — консультации. Часто клиенты не готовы обучаться долго — хотят быстро получить точечное решение конкретно под свои запросы. Это может быть разовая услуга или пакет консультаций.

Также в школе есть ряд быстрых продуктов: марафон «Маркетинг Взлет», мастер-группа по чат-ботам и курс «Бренд-стратегия эксперта в Инстаграм», нацеленный на тех, кто работает сам на себя. Плюс различные бесплатные продукты. И, конечно, курсы — пять в активной продаже.

Меня никогда не драйвили материальные цели. Что миллион, что 10 во мне не отзываются.

Моя главная цель — стать экспертом номер один в России и СНГ в сфере консалтинга и обучения руководителей образовательных проектов.

Тем не менее, деньги — лучшая метрика, работает бизнес эффективно или нет. И любой проект имеет право называться бизнесом, только когда есть прибыль. Сейчас рентабельность моей школы — 51%. Прибыль зависит от многих факторов: когда запускаю менторскую программу, она идёт вверх, когда нет запуска — закономерно проседает. В среднем за последнее время это 650.000−750.000 рублей в месяц.
Особенности бизнеса в онлайн-образовании: плюсы и сложности

Плюсы и сложности бизнеса в онлайн-образовании

Самое приятное в моём деле — влиять на другие образовательные проекты. Изначально я занялась курсами ЕГЭ, потому что не нравилось школьное образование в России, хотела его изменить. Но я могла делать это только локально — для нескольких сотен учеников в год.

А сегодня работаю с самыми разными проектами: курсами ЕГЭ из Владивостока, школой олимпиадной математики из Тюмени, школой английского из Москвы, логопедическим центром из Сочи и десятками других. Я могу повлиять на систему образования в большем количестве мест, на большее количество предпринимателей. Они делают лучший продукт, усиливают маркетинг и продажи.
Через свою деятельность я могу влиять на систему частного образования в глобальном плане.
А главный минус консалтингового инфобизнеса для меня — непредсказуемость. В кофейне легко понять, какой средний поток, сколько чеков и какая будет выручка в день. В онлайн-образовании, даже когда выстроены воронки продаж и понятно, когда будут запуски, остаётся неопределенность: в какой момент купят продукт — сейчас или в последнюю неделю? Это решается через контент и систему продаж, но 100%-ной предсказуемости добиться сложнее.
Запускаете онлайн-школу? Вот три совета для новичков

Три совета тем, кто планирует запуск онлайн-школы

  • 1
    Не искать универсальных решений. Онлайн-школа по астрологии и онлайн-школа бизнес-английского очень разные — важно разобраться в нише, понять, в чем ее особенность. Не стоит надеяться на продюсера, который сразу всё сделает с нуля. Не нужно ждать волшебных таблеток: скачай чек-лист и открой свою школу. Так не работает.
  • 2
    Изучить целевую аудиторию и определиться с позиционированием. Без знания, для кого вы открываете онлайн-школу, какую проблему закрываете, ничего не получится. Возможно, то, что вы хотите предложить рынку, ему не нужно, а у вашей аудитории болит совсем другое.
  • 3
    Опираться на цифры. Уже на старте у вас должна быть финмодель. Необходимо четко посчитать предполагаемую рентабельность, стоимость привлечения клиентов, конверсии, точку безубыточности. Пессимистичный и оптимистичный сценарии. Знаю как консультант и ментор: гораздо проще делать правильно с нуля, чем что-то исправлять потом.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?