Когда, как и сколько возвращать ученикам. Закон и рекомендации.
Возвраты — это больно. Ученики бросают курс после пары уроков или не начинают его вовсе, разочаровываются в ожиданиях и требуют вернуть деньги независимо от того, сколько сил вы вложили в обучение и есть ли у вас средства на счете. Можно встать в позу и довести дело до суда, или минимизировать потери, придерживаясь простых правил.
Возвраты за онлайн-курсы
Возвраты за онлайн-курсы
Что говорит закон о возврате денег за онлайн-курс
Онлайн-обучение — это услуга. По закону «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 ученик вправе отказаться от нее в любой момент до того, как услуга выполнена.
Статья 32:
«Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору»
К фактическим относятся только те расходы, которые связаны с обучением пользователя и понесены до его отказа по договору. К примеру, если курс состоит из 10 уроков, ученик прошел шесть и хочет вернуть деньги за курс, вы возвращаете всю сумму за вычетом расходов — пройденных уроков.
Важно! Пропишите в договоре схему с частичным возвратом согласно объему пройденных уроков. Это поможет в случае, если ученик обратится в суд, чтобы получить возврат денег за курс. Однако и такой договор — не гарантия, что суд не обяжет вас выплатить сумму за весь курс.
Если покупатель курса даже не приступил к обучению, деньги придется вернуть в полном объеме.
Если открыть доступ ко всем урокам, можно не делать возврат за обучение?
Формально услуга считается оказанной, а значит, вы ничего не должны. Однако встречаются ситуации, когда ученик прошел курс и остался недоволен результатом или качеством обучения. Делать ли возврат денег за онлайн-курс в таком случае, решать вам.
Это распространяется на любые курсы?
Зависит от содержания курса и целей его покупки. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения потребителя и продавца.
«Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Соответственно, мы опираемся на этот закон, когда говорим о покупке курсов в личных целях — онлайн-обучении рисованию или фитнес-тренировках.
Если курс направлен на продажи, развитие дела, можно аппелировать к тому, что он используется в предпринимательских целях. В этом случае отношения продавца и покупателя не попадают под действие Закона о защите прав потребителей. Согласно п. 3 ст. 310 Гражданского Кодекса в договоре допустимо предусмотреть компенсацию за односторонний отказ от обучения.
Как подстраховаться в договоре?
Даже если вы берете за основу один из шаблонов в интернете, дорабатывайте документ под свои условия. При всем желании не стоит писать в оферте, что ученик не имеет право отказаться от прохождения курса, а деньги не возвращаются. Запретительные меры в договоре противоречат закону — условия в договоре, составленном таким образом, будут признаны в суде недействительными.
Лучше уточните, какие фактические расходы вы удерживаете при отказе от курса, пропишите стоимость каждого урока и порядок рассмотрения претензий.
Также можно разработать оферту не на обучение, а на оказание информационных услуг. Например, вы предоставляете круглосуточный доступ к библиотеке материалов на сайте: открыли — и ваши обязательства выполнены.
Важно! Для подтверждения того, что ученик воспользовался услугой, должна быть активирована его учетная запись. Заранее проверьте все ссылки и работоспособность сайта: если что-то не открывается, покупатель может требовать возврат полной суммы за обучение.
А если всё-таки не платить? Какие риски?
Финансовые потери. Если клиент обратится в суд и выиграет его, помимо стоимости курса придется оплатить неустойку за каждый день просрочки возврата, моральный вред и штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Репутация. Для онлайн-бизнеса негативные отзывы и сарафанное радио со знаком минус могут оказаться пострашнее расставания с парой тысяч рублей. Нередко возвраты играют в пользу школы: клиенты ценят честность. Даже если им не подошел конкретный курс, они готовы попробовать другой или рекомендовать школу в целом.
Время. Вместо того, чтобы вкладывать его в развитие бизнеса и создание новых курсов, которые принесут вам деньги, вы потратите часы на изматывающие переписки, звонки и разбирательства. Стоит ли оно того?
Как оформить возврат денег за курс онлайн-обучения
Если ученик решил отказаться от курса, он должен написать вам на электронную почту или отправить заказное письмо с уведомлением о вручении. В письме помимо заявления об отказе и данных покупателя курса должна быть указана причина расторжения договора. Вернуть деньги необходимо в течение 10 дней с момента получения отказа (ст. 22 Закона Р Ф от 07.02.1992 N 2300−1 «О защите прав потребителей»).
1
Через онлайн-кассу.
Находим чек об оплате клиента в реестре, печатаем чек возврата прихода и проводим платеж через банк-эквайер.
2
Без онлайн-кассы.
Делаем перевод на ту же карту, с которой пришел платеж. Если возвращаем наличными, печатаем кассовый чек.
3
В Zenclass.
Пишем в поддержку, сообщаем реквизиты ученика, дату транзакции и сумму возврата — остальное сделаем за вас.
Советы:
Всегда держите на счёте деньги — возврат может понадобиться в самый неожиданный момент.
Осторожнее с гарантиями: если обещаете конкретный результат за конкретное время, будьте готовы к требованиям вернуть деньги.
Пропишите стоимость каждого урока в договоре — так ученик не сможет утверждать, что не был знаком с условиями.
Отвечайте на претензию, даже если очень хочется проигнорировать. Сохраняйте ответ и доказательство, что вы его отправили.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?