Офлайн против онлайна
Зачем нужны сообщества в образовании, как развивать комьюнити и какими метриками измерять эффективность.

Офлайн против онлайна: комьюнити в университете и в дополнительном образовании

Начинаем серию конспектов выступлений и бесед экспертов на онлайн-конференции YAC/е 2022. Ценность комьюнити, подходы к его построению в онлайне, возможные ошибки и практические советы.


Участники коворкинга:

Вадим
Михалёв

Основатель зерокодинга в СНГ

Елизавета Анистратенко
Руководитель сопровождения направления «Менеджмент» в Яндекс Практикуме
Алексей
Малеев

Директор высшей школы программной инженерии МФТИ

Алексей
Толстиков
Академический руководитель
Школы анализа данных Яндекса

Содержание

Комьюнити в университете и дополнительном образовании

Зачем создавать сообщество в онлайн-образовании?

Алексей Толстиков:
— Сообщество — часть продукта, который ты делаешь. Оно приводит новых участников, как учеников, так и преподавателей. Поэтому возрастает движущая методическая часть проекта и взаимопонимание, поддержка среди участников. Это всё двигает проект вперёд.

Вадим Михалёв:
— Сообщества — это бизнес-барометр. Видно, что происходит в чатах, какие возникают проблемы, какой спрос, что куда перетекает.

Сообщество даёт много практичных вещей бизнесу, который хочет расти и развиваться:
  • Проверяем ключевые гипотезы и ищем готовые проблемы и потребности. В итоге запускаем продукты под подтверждённый сформулированный спрос.
  • Сообщества — по сути, автоматическая воронка прогрева для тех, кто ещё не готов, не доверяет технологиям, университету.
  • Готовим кадры, забираем в команду будущих звёзд: преподавателей и создателей новых продуктов.
  • Помогаем студентам зарабатывать — уже в чатах они могут консультировать клиентов.
  • Многие вопросы решаются внутри сообщества, и нам не нужно в это вовлекаться, сообщество само себе помогает, а рынок растёт.
Сначала создаётся сообщество, а потом — продукт.

Алексей Малеев:
— Не бывает образования без учеников.

Мне кажется, когда многие компании создают образовательный продукт, это уже сообщество. Даже в первую очередь сообщество, потому что создано людьми и для людей.

Что касается преимуществ: купить отдельный онлайн-курс можно и не будучи студентом университета, это уже кратно расширяет численность аудитории.

Елизавета Анистратенко:
— Сообщества точно нужны и их реально построить в онлайне. Плюсы от создания онлайн-сообществ очевидны:
  • Поддерживают всех, кто приходит учиться в онлайн, и дают ощущение плеча, ты не один.
  • Помогают онлайн-школе распространять информацию и выращивать из студентов амбассадоров бренда. Мой любимый кейс — это когда из НЕлояльных студентов люди превращаются в настоящих агентов влияния. Мы ценим обратную связь и действительно делаем наши курсы лучше. Мы ещё и рассказываем, как нам помог этот студент, и что в курсе поменялось.
Сообщества в онлайне и офлайне

Как развивать сообщество и построить эффективную и доверительную коммуникацию в онлайне. Можно ли перенести студенческие тусовки в онлайн и стоит ли это делать?

Вадим Михалёв:
— Мы начинали работать онлайн с самого начала. В сообщество привлекали людей коротким путём — рассказывали о программировании без кода. Потом делили их на локальные сообщества вокруг конкретных инструментов, и уже туда давали уникальный контент.

То есть развивали сообщество за счёт интересного людям контента: говорили о том, что уже накипело.

Мы попали в потребность — все хотели быть программистами, делать онлайн-продукты и много зарабатывать. Мы дали людям то, что они хотели.

Алексей Малеев:
— Для студентов университетов важнее офлайн. Им нужен и живой контакт с преподавателями, и друг с другом, и жизнь в общежитии, и игры в футбол. Это большое жизненное приобретение, которого мы можем лишиться в чистом онлайне.

Но за последние годы университеты научились создавать онлайн-продукты и онлайн-сообщества. Следующий шаг — интегрировать сообщества онлайн и офлайн.

Алексей Толстиков:
— С начала локдауна, несмотря на то, что школа был хорошо подготовлена к онлайн-образованию, мы получили больше сложностей с преподавателями, чем со студентами.

Снизилась мотивация у преподавателей: с дистанционным форматом они не видели студентов, и недостаток обратной связи повлиял на желание вести курс.

Студентов просим на эфирах включать камеру: это маленькая толика вовлечения в процесс.

Общение студентов тоже сильно просело, и мы вложили много сил в развитие онлайн-сообщества. Например, собрали на одной площадке всех выпускников, которые отозвались, проводим и онлайн-встречи. Но именно студенческое сообщество нашей школы — в офлайне.
Какими метриками можно измерить эффективность собществ

Какими метриками можно измерить эффективность сообщества

Елизавета Анистратенко:
— Основная метрика — это процент студентов, которые прошли курс до конца. И сообщество в этом помогает. Даёт ощущение совместного пути с десятками людей, к которым ты в любой момент можешь прийти за помощью, поплакаться или поделиться радостью.

Стремимся к доходимости в 80−90%, некоторые курсы уже сейчас показывают этот результат. Эдтех с менторством и хорошим сообществом, живым общением онлайн показывают высокие результаты.

Плюс важная метрика — распространение информации об онлайн-продукте.

Базово измеряем это отзывами, индексами NPS (приверженность потребителя) и коэффициентом реферальности — долей новых учеников, чтобы понимать насколько мы узнаваемы. А ещё тестирование гипотез, потому что это самая лояльная к экспериментам аудитория, которая хочет видеть, как на основе их фидбэка что-то меняется.

Вадим Михалёв:
— Метрика — органический рост сообщества и быстрота ответов в чатах. При этом часто отвечают сами участники.

Алексей Малеев:
— Важный показатель эффективности онлайн-сообщества — это процент завершения курса и количество времени, которое студент потратил на изучение контента. Например, в рамках программы изучил 5 модулей, а не 3. Если значение статистически уменьшается, значит, мы делаем что-то не очень востребованное.
Ошибки в создании сообществ

Ошибки в создании сообществ

Алексей Толстиков:
— Бывают сложности с организацией работы людей. На Чемпионате Яндекса, например, были косяки. Как решать? Публично признавать ошибки и извиняться, искать наилучший компромиссный выход из ситуации и стараться не повторять эти ошибки.

Алексей Малеев:
— Ошибки с целью.

Строим сообщество с одной целью, а люди в него приходят с другой, и происходит глобальное непонимание, зачем мы здесь.

Как избежать? Слушать свою целевую аудиторию и потихоньку объяснять, куда и зачем мы идём.

Елизавета Анистратенко:
— На уровне сообщества мы не расстраиваемся из-за ошибок, лёгких шероховатостей. Зато комьюнити классно прорабатывает весь негатив — отзывы, проблемы в открытом поле.

В этом помогают и амбассадоры. Они и рассказывают о своём опыте, и прорабатывают каждый негативный отзыв очень подробно: «А что конкретно не понравилось, а давай я тебе расскажу, как было у меня».
Получается, что риски нивелируются самими участниками сообщества.

Вадим Михалёв:
— Минус открытых чатов:
Во-первых, любой негативный отзыв и эмоция в чате могут создать море проблем. Например, мы даём инструменты, которых еще нигде нет, и не всегда получается быстро и хорошо объяснить, как что работает.
Во-вторых, вероятность привлечь не того студента, кому программа не подходит. Мы сразу и без вопросов возвращаем деньги всем, кто недоволен обучением.

Минус открытого сообщества: можно автоматизировать рассылку по всем участникам (а их у нас 30 000, они доступны в Телеграме) и попытаться на этом заработать. Так делали пираты, которые скачали видеочасть нашего курса и это кусочек пытались продать нашей же целевой аудитории.
Как строить сообщество

Как строить сообщество? Практические советы

Елизавета Анистратенко:
— Начинаем с изучения своей целевой аудитории и не забываем слушать её, чтобы балансировать между коммуникацией и полезностью контента. Плюс даём возможность участникам сообщества влиять на контент и создавать его своими руками.

Формируем сообщества наших студентов уже с первого касания, помогаем раскрываться без стеснения, взаимодействовать друг с другом и консультироваться с наставниками. Всё настроено, чтобы показать студентам — мы живые люди, нас не нужно бояться или стесняться.

Вадим Михалёв:
— Развиваем голос участников и делаем из них микро-амбассадоров.

Даём людям выйти на сцену — например, в рамках прямых эфиров, чтобы была вовлечённость.

И снижаем барьеры для входа в сообщество — чем проще, тем лучше. Если думаете, стоит ли делать сообщества для маленькой группы людей — конечно стоит: 40 человек приведут ещё 40, вот вам и рост аудитории.

Алексей Малеев:
— Мы показываем, как один и тот же человек меняет позицию — тут он ученик, а вот уже преподаватель.

Развитию сообщества помогает польза, которую получают в рамках обучения, и её часть должна быть в общении. То есть человек приходит не только за информацией, но и за общением с такими же, как он.

Запись беседы — в зале Коворкинг на сайте конференции.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?