Как повысить доходимость онлайн-курса: рекомендации экспертов

Метрика COR
(Completion Rate):
как повысить доходимость онлайн-курса

Когда ваш курс проходят до конца — это показатель: вы точно попали в интересы целевой аудитории и ученики получили на курсе то, для чего его купили. Довольный клиент рекомендует курс другим, продаж больше, а затрат на рекламу меньше. Звучит неплохо, но за этой идиллической картинкой — много труда.
Исследование учёных из Массачусетского технологического института показало, что в 2017–2018 годах завершили курсы только 3,13% студентов MOOC. Однако отдельные курсы — разработанные с учётом более личного опыта обучения, с более строгими стандартами приёма и регистрации, демонстрируют доходимость 85-88%.
По данным исследования российского рынка онлайн-образования, в 2020 году только 28% онлайн-школ достигли доходимости от 71%. Из них 82% целенаправленно работали над этим. О низкой завершаемости курса — до 30% — рассказали 12% участников исследования. При этом 86% из них также утверждали, что работают над повышением этого показателя. И только 5% респондентов не делали ничего для улучшения доходимости: у кого-то это не приоритетная задача, а кому-то не хватает знаний.
Содержание
Чтобы улучшить доходимость, важно выяснить потребности и ожидания аудитории.

Что такое COR

Как измерить доходимость онлайн-курса? Какие критерии покажут, что ученики не бросают обучение на полпути, а образовательный процесс решает поставленные задачи?

Качественная метрика доходимости — COR (Completion Rate). Это показатель доли учеников, которые завершили обучение. Без этой статистики сложно оценить эффективность образовательных программ, и определение Completion Rate является одной из базовых метрик в онлайн-обучении.
Чтобы улучшить доходимость, важно выяснить потребности и ожидания аудитории.

Как это работает

COR считают как долю тех, кто завершил курс, от общего числа тех, кто его начал. Полученный процент и является ключевым параметром, чтобы оценить качество обучения — чем выше показатель COR, тем больше курс зашёл ученикам и попал в их потребности. А если в динамике COR становится ниже, то есть заметно явное снижение доли учеников, которые доходят до конца, — что-то пошло не так.

Между тем, доходимость можно и нужно улучшать. Что влияет на значения COR, на что обратить внимание при проектировании курса и как работать над доходимостью в процессе обучения, помогают разобраться эксперты:
руководитель Школы Методистов Skillbox, автор канала @lxnotes
методический директор Edmarket, автор канала PRO онлайн-обучение
Евгения Ращупкина
Марина Литвинова
Чтобы улучшить доходимость, важно выяснить потребности и ожидания аудитории.

Как узнать COR: пример расчёта индекса доходимости

Отталкиваемся от двух показателей — числа тех, кто приступил к обучению, и тех, кто его прошёл.
Пример: хотим узнать COR для своего курса по разговорному итальянскому. Изначально на обучение записались и пришли на вводный урок 50 человек, а к последнему занятию на потоке осталось 40 учеников. Узнаём долю прошедших обучение от общего числа приступивших и получаем COR: 40/50×100 = 80%.

Важно! Показателем завершения обучения не обязательно должна быть итоговая работа, проект или проверочный тест. Многое зависит от особенностей продукта и сферы. Так, онлайн-школа может считать, что ученик успешно прошёл обучение, если тот выполнил 9 из 10 самостоятельных заданий или посетил все практические мастер-классы. Просто для того, чтобы COR-метрика онлайн-курсов была наглядна и универсальна для всех продуктов школы, нужно применять единые критерии того, что считать завершением обучения.
Чтобы улучшить доходимость, важно выяснить потребности и ожидания аудитории.

Что влияет на COR и как повысить доходимость

Как улучшить показатели доходимости? Здесь нет универсального рецепта, для каждой онлайн-школы он свой. В одном случае для оптимального COR будет достаточно предложить домашние задания в новом формате, в другом потребуется пересмотреть всю программу курса. Но важно учитывать общие рекомендации, которые помогут доводить учеников до завершения обучения и повышать COR ваших онлайн-курсов:
Чтобы улучшить доходимость, важно выяснить потребности и ожидания аудитории.

Выяснить потребности и ожидания аудитории

Вы создаёте образовательный продукт для конкретной аудитории. А значит, первое, с чего стоит начать — познакомиться с ней, узнать, как ваши клиенты представляют себе обучение, как им удобно учиться и что они хотят получить от курса.
Евгения Ращупкина
«Не все ученики изначально настроены пройти курс до конца. Каждый приходит со своими целями: кому-то интересно просто посмотреть и сориентироваться в теме, а кому-то важно важно завершить обучение и получить сертификат. Будет ошибкой не учитывать аудиторию, не соответствовать её ожиданиям по формату или условиям обучения. Например, записывать длинные видео, когда люди больше нацелены на курс-справочник, чтобы быстро получить ответы на свои вопросы. Или наоборот — делать слишком короткие уроки, которые ученики со временем забывают проходить.

Как ваша аудитория проходит обучение и как настроена его завершать? Какие форматы предпочитает? Всё это важно выяснить заранее — с помощью исследований, индивидуальных интервью или группового анкетирования ».
Важная задача в онлайн-обучении - помочь ученику стартовать.

Помочь начать обучение

В подкасте о том, как помочь учащемуся дойти до финала курса, Марина Литвинова выделяет точки, где чаще всего падает мотивация аудитории: начало обучения, середина и фрагмент перед финалом. Ключевая задача на первом этапе — помочь ученику стартовать.
Марина Литвинова
«Задача методиста — создать понятную и безопасную образовательную среду. Задача куратора — пояснить, как выглядит эта среда и как курс поможет добиться поставленных целей.
Для этого во время вводного занятия можно рассказать:
  • 1
    Как устроена образовательная среда: где находятся учебные материалы, чаты, куда писать, если что-то пошло не так.
  • 2
    Как устроен процесс обучения: когда проходят вебинары, куда и как сдавать домашки, сколько времени есть на выполнение заданий и как долго их проверяют.
  • 3
    Как устроена логика обучения — какой результат ученики получат после прохождения каждой темы, почему нужно выполнять домашки, что будет в финале и чему научатся в итоге. Это особенно важно для взрослой аудитории.
  • 4
    Какие затраты времени на обучение ожидать — так вы помогаете оценить нагрузку на старте.
Ученики могут забуксовать и с первой домашней работой. Часто это связано с тем, что они хотят всё сделать идеально и пропускают дедлайн. Поэтому первое задание не должно быть слишком сложным и затратным по времени ».
Поддержка и обратная связь необходимы для того, чтобы ученики проходили курс до конца.

Собирать и поддерживать обратную связь

Обратная связь в процессе обучения помогает понять, всё ли идёт так, как вы запланировали. А если нет — оперативно это исправить.
Евгения Ращупкина
« Чтобы была возможность улучшить программу во время обучения, необходимо смотреть статистику — что происходит сейчас на курсе, как быстро ученики проходят модули? Важно собирать отзывы — через анкетирование после занятий или форму обратной связи в видеоуроках.

Не надо ориентироваться на отдельные комментарии: если один ученик написал, что ему сложно проходить курс, это не повод всё перестраивать. А вот на повторяющиеся сообщения про баги — неработающий слайд, технические неполадки — закрывать глаза не стоит. Такие проблемы сильно тормозят обучение. Как и не всегда очевидные нюансы — например, долгая проверка домашних работ или невозможность пройти несколько модулей сразу.

На основе полученной обратной связи удобно составлять приоритет доработок: добавить чек-лист или исправить техническую ошибку быстрее и часто целесообразнее, чем перезаписать урок ».
Обратная связь важна и для учеников — в качестве поддержки. И конечно, для мотивации. Например, в Zenclass можно писать мотивирующие сообщения в чат и в комментариях к уроку, а в поле заданий — прикреплять опросы.
Марина Литвинова
« В середине курса, когда накапливается усталость, особенно нужна поддерживающая обратная связь — подчеркнуть достижения, отметить, что получилось хорошо и мягко указать, что улучшить.

Перед финалом обучения, когда возможен следующий спад, — помочь осознать, какие усилия уже затрачены, и предложить вместе подумать, что можно сделать для успешного завершения курса ».
Чаты и форумы - важная составляющая эффективного онлайн-обучения.

Создать условия для общения

Для учеников чаты и форумы — возможность обсудить задания, обменяться опытом, включиться в соревновательный процесс. Для авторов и кураторов курса — доступный источник информации, что ученикам нравится и не нравится, есть ли сложности с домашними заданиями, какие моменты стоит доработать уже сейчас и как улучшить программу в перспективе.
Евгения Ращупкина
« Люди, которые участвуют в совместных активностях, чаще проходят обучение до конца. Самому себя мотивировать сложнее. На сообщество влияет peer pressure — давление группы: соревнование, кто быстрее сдал домашку, проверка друг друга, групповые задания, где ученики работают командой.

Это не универсально: не все готовы активно проявлять себя. Предложите разные варианты обучения: лайт-версия без поддержки, с проверкой, с сообществом. Каждый выберет то, что ему больше подходит, и с большей вероятностью дойдет до финала обучения ».
Ограниченный по времени доступ к курсу может повысить доходимость.

Задать ограничения

Если курс доступен неограниченное время, велика вероятность, что его откроют нескоро. Особенно если нет острой необходимости получить эти знания немедленно.
Евгения Ращупкина
« Оплаченные курсы лежат, потому что знаешь: они никуда не денутся, и можешь рассчитывать на них в любой момент. Для повышения доходимости лучше, если организованы потоки, группы. Например, запускаемся каждый понедельник.

Так появляется ощущение срочности, обязательности, ответственности за обучение. Если доступное время ограниченно, срабатывают триггеры сразу начать курс и дойти его до конца ».

И ещё несколько рекомендаций, которые могут повысить доходимость

Добавить ценность
Если целевая аудитория приходит на курс, чтобы поменять сферу деятельности и получить новую профессию или повысить квалификацию, для неё основным стимулом пройти обучение до конца будет документ — диплом, удостоверение, сертификат. Ещё более сильная мотивация — трудоустройство. Если у вашей школы есть партнёры, готовые дать рабочие места выпускникам, это большой плюс, который отразится на COR и других метриках онлайн-курса. Например, ученик захочет пойти глубже в тему или в профессию, и останется со школой намного дольше, а значит, его жизненный цикл будет эффективнее.
Правильно выбрать платформу
Понятный интерфейс — ключевое условие для успешного прохождения онлайн-курса. Пользователю должно быть легко: зарегистрироваться, проходить уроки, отправлять домашние задания, задавать вопросы преподавателю, общаться в чате. В декстопе и на мобильных устройствах. Тратить время и силы, чтобы освоить неудобную платформу будет только очень мотивированный ученик.
Напоминать и возвращать
Даже самый интересный курс ученики могут забрасывать: навалились дела, нет настроения учиться, сначала забыли пройти урок, а потом ещё один. Выручат напоминания — рассылки, сообщения в чаты и мессенджеры. Например, в Zenclass можно писать ученику в чат и отправлять уведомления на email.
Быть честными
Не обещайте того, чего не можете гарантировать. Если в команде нет куратора, не пишите о крутом сопровождении. Если нет договоренностей с конкретными компаниями о трудоустройстве выпускников, не нужно смелых заявлений, что после курса каждый получит работу.
Создать завышенные ожидания, лишь бы продать — сомнительный путь. Куда лучше начать с малого, сделать это хорошо и работать над тем, чтобы ваши ученики получили от обучения то, за чем пришли. Как именно это сделать, вы уже знаете.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?