Популярные
форматы
онлайн-курсов

ЧТО ВЫБИРАЮТ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Подробно о том, какие форматы онлайн-курсов бывают и что предпочитают ученики.
Видеокурсы — топ-формат онлайн-обучения. Об этом говорит исследование российского рынка онлайн-образования. 37% респондентов предпочитают видеокурсы с сопровождением преподавателя, 24% — заранее записанные лекции.
Значит ли это, что всем онлайн-школам нужно выпускать видео? Вовсе нет. Формат определяют цели и задачи курса. И да — потребности учеников, но именно ваших учеников. Как им нравится получать информацию — вживую или в записи? Важно ли им быть на связи с преподавателем, задавать вопросы, уточнять непонятные моменты? Или они просто хотят учиться в удобное время и никак не взаимодействовать со спикером, быстро освоить новый навык и применить его в работе?
Сначала — изучение и понимание аудитории, после — выбор формата обучающего курса.
Не обязательно следовать чему-то одному — форматы можно миксовать, дополнять. И конечно, не стоит игнорировать тренды. Не слепо идти за тем, что модно, а продумать, как это встроится в специфику вашей школы.

Чтобы было проще разобраться, давайте вспомним, какие курсы бывают и в чём особенности каждого формата.
Видеокурс
Популярность видеокурсов понятна: они наглядные, ёмкие, их можно смотреть в удобное время и в комфортном темпе — замедлить или ускорить.

«Говорящая голова» — запись лектора в студии, офисе или дома. Этот формат будет востребован всегда — люди любят смотреть на хорошо говорящих, харизматичных спикеров с классной подачей. Он помогает познакомить аудиторию с экспертом, вызвать доверие. Или напротив — привлекать аудиторию к курсу благодаря спикеру, с которым они уже знакомы. Но это только один из форматов.
Лекция профессора искусственного интеллекта Юргена Шмидхубера — часть курса «Глубокое обучение».
Скринкаст — запись с экрана с озвучкой, презентацией или лицом спикера — тот самый случай, когда лучше показать, чем написать. Помогает объяснить, как работает сервис или программа, продемонстрировать отдельные функции или собрать туториал.
Понятная инструкция, как редактировать текст в PDF от TexTerra.
Другой интересный формат — скрайбинг видео. Сложный смысл визуализируется простыми образами — лектор рисует схему прямо в процессе повествования. Так одновременно включаются слух, зрение и воображение зрителя.
Скрайбинг здорово подходит для иллюстрации научно-популярных тем.
Несмотря на популярность видеокурсов не каждый эксперт стремится снимать видео: одних пугает камера, других — подготовка к съёмкам или монтаж. Но всё это нарабатывается. И, да, этому можно учиться — в том числе в онлайн-школах.
Рассказываем, почему дорогая камера не обязательна, а вот звук — первое, о чём стоит подумать.
Вебинар
Вебинар — это семинар, который проходит в прямом эфире (и его можно записать). Стандартная длительность — час-полтора, дольше смотреть вебинар будут только самые стойкие (или те, у кого очень много свободного времени). Чтобы зрители не заскучали, стоит продумать не только теорию, но и примеры — демонстрация экрана, презентация, иллюстрации помогут аудитории быстрее вовлечься, сконцентрироваться и запомнить важное.
Главный плюс вебинара — контакт со зрителями. Они видят и слышат спикера, его жесты, интонации и эмоции. Пишут по ходу вебинара в чат, ведущий отвечает, зрители снова пишут — выстраивается диалог. Дают живой отклик — делятся впечатлениями от вебинара онлайн, спрашивают о том, что волнует. Это формирует доверие, а спикер лучше узнаёт и понимает свою аудиторию.
Лонгрид
Лонгрид — длинная обучающая статья, в которую можно и нужно добавлять иллюстрации, инфографику, таблицы, аудио и видео. Это оживляет текст, «рисует» картинку — так ученику легче погрузиться в материал и вынести для себя полезное.
Показательный лонгрид о принципах дизайна лендинга. Текст, графика, примеры.

Формат лонгрида предполагает множество вариантов реализации — это может быть статья на сайте, аккуратно свёрстанный материал в конструкторе курсов на LMS-платформе, рассылка. А чтобы читатели не забыли информацию сразу же после прочтения, стоит включить в лонгрид анкетирование или тест.

Готовы ли вы завести собаку? Тест в конце объемного лонгрида помогает проверить, что вы запомнили.

Подкаст
О подкастах говорят, подкасты слушают, подкасты записывают. Почему бы не использовать это в образовательных целях? В онлайн-подкасте можно раскрывать широкую тему или использовать этот формат для тренировки навыков, которые интересны узкой аудитории. Можно обучать повторяющимся действиям — например, осознанному дыханию. Или записывать подкаст для изучения любого языка.

Научно-популярный подкаст «‎Розенталь и Гильденстерн» — как захватывающий сериал о русском языке и лингвистике.

Интересные подкасты встраиваются в жизнь слушателя: он включает их в дороге, вечером после работы, на отдыхе. При относительно бюджетном производстве этот формат даёт неплохие возможности для роста и лояльную аудиторию. Но заработать на обучающем подкасте пока непросто — нужно хорошо подумать, как его монетизировать.

Чат
Учебный чат — необходимый сопутствующий формат для взаимодействия преподавателя и учеников. Здесь удобно отвечать на вопросы, собирать обратную связь о курсе, работать с негативом и мотивировать двигаться дальше. Более того, в чате можно организовать весь онлайн-курс — выкладывать уроки, настроить отправку сообщений, вопросов и тестов.

Чат-бот предлагает выбрать обучающее видео из раздела или поискать по ключевому слову.

Как проходит такое обучение? Ученик подписывается на бота, после чего тот присылает заранее запрограммированные лекции и задания, тестирует, напоминает о занятиях. Также чат-бот может собирать обратную связь — например, спрашивать у выпускника курса, как он применяет знания на практике.

Онлайн-марафон, квест
Онлайн-марафоны быстро прижились в соцсетях и мессенджерах: мини-курсы с простыми заданиями помогают быстро узнать что-то новое, приобрести несложный навык или полезную привычку. Одних обучающих материалов здесь недостаточно. Онлайн-марафон — вызов, который важно поддерживать: подогревать интерес, поощрять в участниках соревновательность и мотивировать дойти до конца. Затраченные усилия окупаются вирусным эффектом: растёт аудитория, а вместе с ней и возможность продать более длительный и дорогой курс.

Классический пример онлайн-марафона в инстаграме.

Варианты посложнее — обучающие игры и онлайн-квесты. Ученики выполняют задания и зарабатывают баллы, наставники — дают советы и подбадривают. В этом случае игра — не просто развлечение, а эффективный и при этом максимально вовлекающий способ получить новый образовательный опыт. И если раньше игровые элементы использовались в основном для обучения детей, то сейчас геймификация всё чаще встречается в курсах для взрослых. Яркий пример — платформа для изучения иностранных языков Duolingo.

Диалоговый тренажёр
Удобный формат для отработки навыков общения. По сути это имитация разговора: участник находится в диалоге с персонажем — потенциальным клиентом, партнёром, сотрудником. Слушает записанную реплику, выбирает ответ-реакцию и получает мгновенную обратную связь. Если что-то пошло не так, тренажёр возвращает участника на исходную точку — и так до тех пор, пока задание не будет выполнено верно.

Сможете продать клиенту машину? Диалоговый тренажер для менеджера автосалона.


Домашние задания — это важно?
Коротко — да. Если ученик читает, слушает или смотрит курс, в котором нет домашки или её никто не проверяет, скорее всего, он мало что запомнит из этого курса и посчитает его бесполезным. Для наглядности цитата из упомянутого в начале статьи исследования:

«‎Отсутствие домашних заданий почти вдвое повышает неудовлетворенность ученика результатом».
Какие задания могут быть в курсе? Самый простой и распространенный вариант — тестирование. Для бизнес-курса будет полезен разбор кейса. А для курсов, связанных с творчеством, задание в свободной форме: эссе, сценарная заявка, рисунок, презентация, фото или видео.


Творческое задание для слушателей онлайн-курса по анимации.



Если вы работаете в сервисе для онлайн-обучения, у вас уже есть все инструменты для добавления и проверки заданий. Например, в Zenclass вы можете загрузить как обычные задания, которые будете проверять вручную, так и тесты с автопроверкой.

Главное:
1
Самый популярный формат онлайн-обучения в России — видеокурсы. Это не значит, что всем нужно снимать видео. Форматов много, и каждый хорош для своей аудитории. Что подходит именно вашей — ключевой вопрос.
2
Видеокурс — это не только «говорящая голова». Можно записывать скринкаст и скрайбинг. В вебинарах — использовать презентации и демонстрацию экрана. В лонгриды включать иллюстрации, инфографику, скриншоты. Рисуйте «картинку» в голове ученика.
3
Подкасты — сила, но с ещё нераскрытым потенциалом для онлайн-обучения.
4
Интерактивные форматы — отличная возможность узнать больше о своих учениках, игры — полноценный инструмент онлайн-обучения детей и взрослых.
5
Пользователям важно, чтобы в онлайн-курсе были домашки. Включайте в обучение тесты, кейсы и творческие задания.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?