Онлайн-школа по воспитанию собак

Мои ученики чувствуют, что за всеми продуктами стоит конкретный человек, а не абстрактная школа с 33-мя кураторами»

«
Софья Морозова — о своём проекте «Собака может больше» и обучении как терапии.
Продолжаем рассказывать истории онлайн-школ — пользователей Zenclass. Смелые идеи, ошибки и решения, советы для тех, кто только заходит в онлайн-обучение, и важный опыт для всех.
Тренер по воспитанию и дрессировке собак, автор проекта «Собака может больше»:
Софья Морозова
— У меня всю жизнь были собаки и мне всегда хотелось их не просто тискать: мне нравилось общаться с животными, наблюдать за ними. Я читала книжки по дрессировке и знакомилась с разными направлениями кинологии, но не думала, что это станет моим делом.

Я окончила вуз по специальности связи с общественностью и проработала около 8 лет, а потом поняла, что мне не нравится работа в офисе, я выгорела и возвращаться в эту сферу больше не хочу.
Я хотела работать с живыми людьми, которые не играют в игры, ничего из себя не изображают.
Когда в нашей семье появилась немецкая овчарка, у меня сразу был план полноценно заниматься её воспитанием со специалистом. В то время кинолог, с которой мы начали работать, организовывала собственную школу дрессировки и собирала пробный поток. Мне это было интересно, хотелось учиться, чтобы больше понимать свою собаку, но я долго не решалась и в итоге отказалась. На что услышала: «Очень жаль, потому что я в тебе вижу потенциал и я на тебя очень рассчитывала». Мне это запало в душу так, что я пошла и отучилась у этого специалиста.

После первого потока она уехала в Москву и удивила меня: «Ну, Соня, всех своих питерских клиентов передаю тебе». Я не рассчитывала на такой поворот — у меня сразу появились клиенты, в том числе онлайн.
Собаки были непростые, с проблемным поведением. Я работала не с послушанием, а с коррекцией поведения — например, со страхом выходить на улицу. Такое не решается командами, это более тонкая работа с эмоциями, состоянием животных.
Я вела и групповые занятия, и консультировала индивидуально. И всегда с интересом смотрела в сторону онлайна, сама проходила дистанционные курсы, была хорошо знакома с этим форматом. Есть суперклассные мировые кинологические школы, где можно попасть на обучение только онлайн. Я понимала, как это может работать, а пандемия подхлестнула процесс.
Запуск онлайн-школы по дрессуре собак

Первые запуски в онлайне

Первый онлайн-курс мы делали с коллегой. Пошли по тому же пути, как очные занятия — логика, последовательность уроков были похожи. Разница в том, что нужно было разбивать весь материал на маленькие шаги — так студентам проще осваивать его, и они быстрее видят результат.

Важно разнообразие материалов: тексты, картинки, инфографика. Это позволяет захватить всех людей — кому-то удобнее смотреть, а кому-то читать. Бывало, я не понимала: «Ну почему они снова задают этот вопрос, не смотрели видео что ли?» А человеку удобнее прочитать, поэтому нужно дублировать текстом — это увеличивает объём работы для автора курса, но более эффективно в конечном итоге.

И конечно, важно думать про обратную связь. Мы сомневались, будут ли люди снимать видео со своих прогулок, включаться в процесс — в онлайне очень много зависит от того, насколько человек готов давать фидбэк. В итоге всё вышло здорово, первые потоки были очень удачными.
У нас получилось привлечь людей без затрат на рекламу — через сарафанное радио, размещение в отраслевых группах.
Набрали несколько десятков человек, которые активно занимались, делились отзывами, видео. И как результат — стали получать удовольствие от прогулок со своими собаками. Для нас эффективность обучения измеряется в таких вещах.
Финансово мы тоже были в плюсе — в пандемию очных занятий стало меньше, и наличие такого потока онлайн сильно выручало.
Когда пандемия стала затихать и всё больше людей выходили на занятия очно, мы с коллегой прекратили вести совместные курсы, но мне хотелось продолжать самой.

В то время я начала сотрудничать с онлайн-школой Гульдог, где был методист. С ним мы разрабатывали программу, и это давало мне возможность разобраться, как создавать онлайн-курс на профессиональном уровне. Так у меня появился опыт составления программ — конечно, я его использовала, когда задумала сделать собственные курсы.
Плюсы Zenclass

Выбор платформы. Почему Zenclass?

На первые потоки люди приходили через марафоны во ВКонтакте. Со следующими потоками стало очевидно, что это неудобно — приходилось каждый раз переделывать всё заново. Я поняла, что если заниматься курсами постоянно, нужна платформа.

Тогда я знала только Геткурс, который был достаточно дорогим, и туда имело смысл идти со стопроцентной уверенностью, что я в онлайн-обучении надолго. А такой уверенности не было.

Начала искать альтернативы и выбрала Zenclass.
Для меня немаловажными были стоимость и понятный интерфейс — я размещала курсы сама, и мне хотелось, чтобы всё было максимально доступно и просто. Плюс понравилась возможность публиковать разные типы материалов, делать задания в виде тестов, вопросов — чтобы это был действительно образовательный процесс.
Позже я поняла, что удобнее пользоваться платформой и иметь отдельный канал для оперативного общения: и первые и последующие потоки показали, что общаться привычнее в мессенджере, а размещать материалы и смотреть уроки — на Zenclass. Платформа — учебник, копилка материалов, а быстрая обратная связь — в Телеграме.
Нравится эквайринг Zenclass — сначала попробовала зарубежный, сейчас провожу через него вообще все платежи.
Комиссия примерно такая же, как у других сервисов, по скорости вывода средств всё устраивает. А рассрочка и возможность подписки — это шикарно.
Аудитория курса по воспитанию собак

Аудитория и принципы проекта: кто приходит учиться быть в партнёрстве с собакой

Моя аудитория в основном — 27+. Чаще это женщины, семьи без детей, меньше ограниченные местом проживания. Они берут собаку с подходом, что это член семьи, партнёр. Это люди без стереотипов о психотерапии, они знают, что важно изучать себя и другое живое существо.

Для моих учеников нормально идти к специалисту, когда возникает сложность — в противоположность «всё сами решим» и «тянем до последнего».

Так получается, что мою школу изначально выбирают люди, готовые поддерживать экологичное и корректное общение. А если кому-то это не нравится, оно проявляется буквально на первых шагах. И это ок — было бы гораздо хуже, если бы такое тянулось на протяжении всего обучения.
У моих учеников ответственный, бережный взгляд на питомца. И это отражение философии, которую я закладывала в название и принципы школы, — собака может больше, она может быть вашим компаньоном и открывать новые возможности.
Ко мне приходят примерно с одними и теми же фразами — «возвращаемся с прогулки в слезах, истерике и отчаянии», «не хочется лишний раз выходить на улицу, потому что каждая прогулка — ад». У этого свои причины — собака подбирает всё подряд, агрессивно реагирует.

А после обучения — совсем другое настроение. Некоторые отзывы особенно сильно западают в душу. Из последнего — история с курса по отучению подбирать пищевой мусор. Хозяйка очень эмоционально рассказывала, как отправилась с собакой в путешествие из Москвы в Питер и делилась, как ей было комфортно в этом путешествии и ни разу не возникло ситуации, где бы собака истерично съедала всё, что видела. Получать такие отклики очень приятно.
Сложность, но и преимущество моей работы — помогающая профессия. В первую очередь я работаю с хозяевами, помогаю справиться с тревогами, страхом, разочарованием в собаке и кризисом из ожиданий и реальности.
Каждая группа отличается от предыдущей, какие-то темы мы обсуждаем с каждым потоком отдельно. Так может совпасть, что в одной группе встречаются люди, у которых тревожные собаки. Это не тема курса, но я не могу проигнорировать этот вопрос и добавляю в чат материалы.

Ещё у нас очень активное комьюнити в чатах: владельцы собак помогают друг другу, если кто-то живёт рядом — вместе гуляют. А однажды там сложился коллектив, который почти в полном составе перешёл на другую программу.
Как устроена онлайн-школа по дрессуре собак

Как устроена школа: продукты, команда

В первый год жизни школы я ставила себе задачу попробовать формат, посмотреть, как он будет работать. Создавала программы, дорабатывала их, исходя из потребностей и результатов участников. Так образовались постоянные темы — про подбирание, лай дома и послушание на улице. И понимание, чего не будет никогда — например, темы агрессии: если собака бросается на людей или других животных, такие случаи не решаются онлайн.

То, с чем я работаю, не решается обычной дрессировкой, командами. Это более тонкое взаимодействие с собакой.

Сейчас самые востребованные продукты — курсы «Я не подбираю с земли» и «Я смелая собака» для тревожных питомцев. Люди стали понимать, что это ненормально, когда собака боится выходить гулять, когда она трясется при виде мусоровоза. Есть ощущение, что это «ну, особенность собаки, такой характер, должно само пройти», но моя аудитория — те самые ответственные и внимательные владельцы, которые обращают внимание на такое поведение и понимают, что с этим надо что-то делать. И чем больше этого осознания, тем более популярен курс.
В каждом потоке есть отзывы, которые особенно западают в душу.
У меня нет курсов без обратной связи. И я постоянно что-то дополняю: снимаю новые уроки, добавляю статьи. Курсы меняются и в плане структуры, и по продолжительности — теперь они длятся дольше, чтобы поддерживать энтузиазм учеников на длинной дистанции. А оперативная обратная связь особенно важна, чтобы разжигать огонь желания учиться, проходить курс до конца. В онлайн-продуктах, на мой взгляд, это самое главное.

За всеми продуктами, чатами чувствуется, что стою я — конкретный человек, а не абстрактная школа, где 33 куратора. У меня есть ученики, которые проходили обучение в крупных онлайн-школах. И когда они получали формальные ответы от кураторов, которые явно неглубоко в теме, это сильно снижало уровень доверия.
Я не замахиваюсь на сотни-тысячи людей на потоке. Сейчас максимум на курсе — 30 человек, это то количество, которые я могу вывезти качественно.
Больше — уже вызов, как организовать обучение, чтобы люди не чувствовали себя частью системы без человеческого общения. С одной стороны хочется масштаба, но он редко возможен, чтобы не снижать уровень обратной связи.

Я работала с куратором, и это было не совсем то, чего мне хотелось. Но это хороший первый опыт, который помог мне точно сформулировать, чего я жду от помощника, какие качества важны.

Пока со всеми курсами справляюсь самостоятельно, а с продвижением школы помогает маркетолог, моя бывшая ученица. Этот как раз пример того, что можно найти человека, с которым у нас идеальное совпадение. Я обратилась к ней, когда начала зашиваться с работой и буксовать, мне чего-то явно не хватало, чтобы школа росла именно как школа, а не просто страничка с курсами.

Мы сотрудничаем уже несколько лет — маркетолог помогает планировать запуски продуктов существующих и новых, составлять расписание, графики постов. Её задача — двигать проект вперёд, работать с текстами, планами по продвижению. Мы обсуждаем стратегические вопросы, а ещё она даёт свежий взгляд на наполнение курсов — здесь пригождается её опыт работы с разными клиентами в сфере онлайн-образования.
Как продвигать онлайн-школу кейс

Как продвигается школа: основные каналы трафика

Трафик нам по-прежнему генерит Инстаграм*. Между ВКонтакте и Телеграмом отдаю предпочтение второму — есть ощущение, что в Телеграме люди более контактные, более настроенные на реальные шаги, а не просто подписываются почитать ради интереса. Во ВКонтакте аудитория менее активная.

*Входит в организацию Meta, запрещённую на территории РФ
Я поддерживаю блоги и пишу полезный контент, чтобы были и реакции, и репосты. Больше всего аудитория ценит, когда кроме платных продуктов есть доступные рекомендации и ответы на вопросы.
Перед запуском обсуждаем проблемную тему, освещаем аспекты, показываем упражнения. У людей возникает вовлеченность в теме, чувствуют, что им это близко. Бывает, проводим марафоны или открытые вебинары — и дальше люди, которые почувствовали, что это их проблема, получают приглашение на платный курс.

Людям нравится, когда в открытом доступе много пользы

Даже просто посты с приглашением на канал приносят несколько десятков человек. Если делать платные размещения и к тому же регулярно, думаю, что рост будет больше.
Затраты школы на рекламу — 3000−5000 рублей за размещение у нишевого блогера, в Телеграме примерно так же. Средний доход школы в месяц — 130 000−150 000 рублей.
В нашем случае эффективнее всего растить через органический трафик — рилсы, полезные посты, совместные эфиры с блогером в смежной сфере приносят более живую и адекватную аудиторию.
Как открыть онлайн-школу

Главный совет, если вы хотите открыть онлайн-школу

Стоит попробовать и получить свою дозу дофамина.
Всегда страшно начинать что-то новое, но здесь хорошо использовать политику малых дел. И когда получается, когда видишь результат, это сохраняет собственную мотивацию двигаться дальше.
Рационально не вкладывать сразу много денег в платформу, съёмку, монтаж уроков — это отпугивает масштабом работы и вложений. Можно делать пробный заход с понятными трудозатратами, убедиться, что это в целом работает, а дальше совершенствовать каждый из пунктов.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?