Эдьютейнмент в онлайн-обучении

Эдьютейнмент: как работают в паре обучение и развлечение

Зачем развлекать тех, кто пришёл учиться.
Сейчас для нас привычное дело — посмотреть фильм о культуре, науке, или технике и получить знания, которые запомнятся лучше учебника. Дети обожают мультик «Фиксики» и передачу «Галилео». Это и есть примеры того, как знания могут быть упакованы в развлекающую форму.

В чём польза подхода, где он хорошо работает и что важно учитывать — разбираем особенности обучающе-развлекающего тандема.

Содержание

Где использую эдьютенймент

Эдьютейнмент: что это и где используют

Обучение через развлечение в разных видах используют давно. Но вот сам термин «эдьютейнмент» появился только в середине прошлого века, когда в студии «Дисней» готовили серию образовательных фильмов. Они создавались, чтобы научить, но при этом шоу планировали показывать по ТВ, и контент считался развлекательным.

Сейчас же понятие включает в себя любые развлекательные методики, которые можно использовать в обучении. Ключевое слово здесь — обучение.
Эдьютейнмент (education + entertainment) — методика, которая нацелена на то, чтобы сделать учёбу интересной и привлечь внимание к содержанию. Сочинения и презентации, совместные онлайн-игры, викторины, тренинги и головоломки, клипы и комиксы — всё это подходит для создания нескучных запоминающихся уроков.
В России термину искали более благозвучную и понятную замену. Было несколько вариантов, среди них «игразование» и «развлечёба». Но они не ушли в тираж, и в основном именно термин «эдьютейнмент» используется как понятие педагогической технологии.
Где применяют эдьютейнмент:
  • Для детей или для взрослых?
Обучение и развлечение вместе могут показаться чем-то детским. Действительно, первое время технологию использовали в основном для обучения школьников и дошкольников, да и сейчас продолжают. Те же «Малышарики» и «Спокойной ночи, малыши» вроде бы и весёлые, лёгкие передачи, но рассказывают в них о полезных вещах. В онлайн-обучении эдьютейнмент тоже активно используют. Например, для школьников есть «Учи.ру» или «Яндекс Учебник» или со множеством интерактивных заданий и видео, при этом соответствующих ФГОСам.
С детьми всё понятно, но как быть со взрослыми? Они хорошо понимают, зачем им учиться, но внимание взрослых тоже нужно привлечь и удержать. Конечно, есть мотивированные студенты, которые покупают курс и последовательно занимаются, даже если им доступны только традиционные лекции, семинары и напоминания о сдаче домашки. Но не всем хватает мотивации, чтобы сконцентрироваться на занятиях и пройти курс до конца. И методы эдьютейнмента как нельзя кстати. Например, на дистанционных курсах экскурсоводов задания выполняют в виртуальных музеях.

Интересный контент и игровые методы обучения помогут удержать внимание учеников. Главное помнить, что получение знаний всё-таки в приоритете.

  • Эдьютейнмент в обучении сотрудников
Ещё метод отлично работает в корпоративном обучении, например, когда нужно провести онбординг сотрудников или тренинг.

Большинство россиян уверены, что для карьерного роста нужно обязательно повышать квалификацию. Но есть и те, кто считают занятия обязаловкой, и даже не пытаются сосредоточиться на уроках. Потому что не понимают, зачем это нужно, и потому что им это скучно. И здесь можно или решить, что те, кому нужно, всё равно будут учить, или постараться вовлечь каждого сотрудника и сделать обучение увлекательным, интересным и потому эффективным.

На интерактивные задания и видеолекции, которые доступны в любой момент и с любого устройства, сотруднику легче найти время. Важно, чтобы доступ и сам процесс выполнения был простым и понятным, а объём уроков разумным.

Эдьютейнмент плюсы

Плюсы и минусы технологии

Технология на стыке двух сфер, и вобрала лучшее от обучения и развлечения:
  • Главный плюс — увлечённость и вовлечённость.
    Интересные задания хочется проходить, а необычные примеры лучше запоминаются. Сам педагог тоже будет больше заинтересован в результате и включён в процесс. Ещё эдьютейнмент — это не только изучение теории, но и классная практика.
  • Студент из пассивного слушателя превращается в заинтересованного участника занятия.
    Ему нужно не просто законспектировать лекцию или пройти тест, а принять какие-то решения. Менеджер по продажам может попробовать новые методы общения с клиентом, студент-медик диагностировать заболевание у виртуального пациента, а сотрудники смогут узнать о действиях во время экстренной ситуации на работе с помощью онлайн-тренажёра.
  • В увлекательной форме удобно устраивать онбординг новичков на курсе или в компании.
    Вместо чтения десятка инструкций можно посмотреть презентацию или велком-видео с вводной информацией. Это поможет быстрее освоиться.
Но и минусы у подхода тоже есть:
  • Не все отнесутся серьёзно к такому обучению.
    Поэтому лучше предварительно объяснить, что хоть задания и будут поданы в развлекательной форме, результатом всё равно должны стать необходимые знания или навыки.
  • На создание увлекательного образовательного контента уйдёт больше времени.
    Потребуется выбрать интерактивные сервисы или продумать алгоритм для работы, чтобы реализовать задумку.
  • Сложно научиться чему-то, просто играя, в разработке нужно учитывать особенности технологии развлекающего обучения. Ученики устанут от постоянных активностей. Поэтому игра и обучение должны органично дополнять друг друга и сбалансированно вести к результату.
Геймификация и эдьютейнмент

Геймификация и эдьютейнмент

Кажется, что это одно и то же, ведь оба термина связаны с играми и учёбой. Но эдьютейнмент применяют для целей обучения, а вот геймификация может работать и в других сферах. При этом для реализации увлекательного обучения можно использовать не только игру и соревнование — подойдут фильмы, сторителлинг, дополненная реальность или реконструкции какой-то ситуации, и любая другая развлекающая активность, которая поможет в учёбе.

Геймификация же больше про внедрение элементов соревнования и рейтингов. Сами материалы и учебный план от её внедрения могут не меняться, только добавится мотивация и система оценки. Если студенту нужно выполнить какие-то рутинные задачи, например, решить десяток уравнений, то бонусные баллы и приз в конце станут стимулом, который подтолкнёт к успешному прохождению задания.

А вот эдьютейнмент подразумевает, что задачу надо как-то облегчить и изменить, чтобы ученик получил больше удовольствия от решения, увлёкся процессом. Это не всегда панацея, ведь в некоторых дисциплинах нужно уметь выполнять и рутинные задания, поэтому эдьютейнмент лучше грамотно сочетать с обычными уроками и использовать дозированно.

При этом элементы геймификации можно и нужно использовать в эдьютейнменте, чтобы добавить азарта и интереса ученикам.
Как применять развлечение в обучении онлайн

Что учесть

У обучения всегда есть цель. Выйти на новый уровень в изучении иностранного языка, освоить азы программирования на Python, научиться печь торты, рисовать акварелью пейзажи или любая другая. Главное, чтобы она была понятная и достижимая. При создании курса и выборе активностей эксперт и методисты должны помнить о целеполагании. Развлечение ради фана может и не прибавить очков такому обучению.
Любой инструмент, который будет использоваться в процессе, призван не только развлечь, но и помочь ученику стать ближе к достижению результата.
Для обучения можно продумать сюжет или сделать киноподборку, использовать для изучения материала и практики элементы ролевых игр. Но это не значит, что онлайн-семинар должен напоминать костюмированную вечеринку, а эксперт составлять конкуренцию крутым стендаперам. Есть тонкая грань между развлекающим обучением и развлечением, которое отвлекает и не даёт учиться.
Кажется, что в некоторых нишах вообще не место развлечению. Но эдьютейнмент встраивается в любую программу через призму логики, и совсем не обязательно это должны быть мемы или загадки. При желании, можно собрать кроссворды по теме, организовать командный тренинг или обратиться к виртуальной или дополненной реальности.
А ещё стоит учитывать не только программу курсов, но и желания, бэкграунд и уровень вовлечённости целевой аудитории.
Например, во взрослой группе на курсе японского языка новичкам нужно выучить несколько десятков иероглифов слоговой азбуки, иначе не получится читать и писать. Можно скинуть студентам документ с символами и их произношением, а на занятиях давать тесты и диктанты — пусть учат сами. А можно сразу начать с чтения лёгких слов и выполнения простых интерактивных заданий на поиск пары и лишнего, показывать ассоциации или видео, которые помогут запомнить тот же объём информации, но с большим интересом.
Обучение с элементами развлечения

Главное

Грамотное сочетание развлекательных и обучающих моментов поможет удержать внимание учеников, вдохновить и мотивировать их, сделать занятия не скучной необходимостью, а интересным и полезным процессом. Главное, помнить, что не должно быть перекоса в одну или другую сторону.

Эдьютейнмент — это всё-таки не развлечение, а обучение, направленное на студента. Поэтому все активности, задания и контент должны помогать ученику быстрее усвоить информацию и понять тему.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?