Страхи в обучении.

Страшно учиться. Почему? Разбираем с экспертом.

Что важно знать онлайн-школам и как с этим работать

— Я не справлюсь.

— У меня нет времени учиться.

— Это слишком объёмный курс.

Со страхами в обучении парадоксальная ситуация: они сильны и многообразны, но о них молчат, как будто этих страхов не существует.
Казалось бы, чего бояться? Выбираешь нужный курс и учишься: получаешь новый навык, меняешь профессию, а с ней и жизнь к лучшему. Но вот реальные сценарии, знакомые каждой онлайн-школе: довольные слушатели вебинара так и не доходят до покупки курса, студенты бросают обучение на первых уроках или когда до финала остаётся совсем немного. Часто к этому приводит причина, неочевидная на первый взгляд — страх учиться. Как он возникает, каким бывает и что с этим делать онлайн-школе, помогает разобраться эксперт:
Эксперт в области e-learning, генеральный директор eLearning center, автор канала Живое обучение.
Елена Тихомирова
Содержание
Страх обучения провоцирует угроза самооценке

Откуда берётся страх обучения?

Обучение связано с самооценкой и уверенностью в себе. Особенно, когда речь идёт о взрослом человеке. Угроза самооценке провоцирует страх обучения.

Важно понимать, что страх всегда продиктован событием в прошлом. Первый и главный источник этого негатива — обычная школа. Наверняка каждый вспомнит моменты, когда ему было там эмоционально плохо. И чаще всего это связано с учителями.

А теперь смотрите на связку: учитель — источник знаний. Учитель унижает, оскорбляет, грубо оценивает. И вот уже со школы готов импринт: получение знаний — процесс некомфортный. Включается установка: мне было плохо во время обучения в школе, поэтому обучение в принципе — это плохо.
Все страхи связаны с сильным негативным опытом.

Чего боятся взрослые?

Детская травма порождает и страх учиться, и ещё более тяжёлый страх ошибиться на виду у всех. Страшно говорить «‎я не знаю», получить осуждение, плохую оценку.

Другой страх — не справиться. Установки «‎я не умею учиться», «‎у меня будет плохо получаться» — прямое следствие низкой самооценки.

Страх «‎я не успею», осознание нехватки времени часто приводят к тому, что человек регистрируется на курс, но в итоге отказывается от покупки. Может пугать большой объем материала — это страх масштаба. Встречается и страх потерянного зря времени — например, когда работодатель отправил сотрудника на бессмысленный курс, человек это запомнил и решил, что таким будет любое обучение.

Помимо известных и распространенных страхов может быть ещё множество личных, особенных переживаний. Объединяет их то, что все они связаны с сильным негативным опытом.
Умение учиться - ключевой навык.

А как у детей?

Умение учиться — один из ключевых навыков, который будет нужен ребенку всю жизнь. Но как только он пойдёт в учебное учреждение, можно подставлять корзину и собирать страхи. Отыскать среду, в которой они не будут формироваться, невероятно важно для родителей. И самим хорошо бы эти страхи не подпитывать. «‎Получил тройку — не куплю пирожное» — плохой пример, не надо так.

Что нужно знать о страхах при разработке курса.

И что с этим делать при разработке курса?

Для начала — знать о страхах, понимать их и чувствовать. Часто обучение выглядит так, будто эмоции есть где угодно, только не в образовательном процессе.

Когда вы думаете, что ваши ученики ленятся, не мотивируются, злые, напряженные — на 50% за это отвечают страхи. Обучение — большое внутреннее изменение. Люди боятся изменений, а их требует даже базовый курс. Большая эмпатия к чужим людям — необходимая составляющая обучения.

Страх — это нормально. Ненормально с ним не работать.

Когда создаёте курс, подумайте, какие страхи могут быть с ним ассоциированы. Если он длительный — месяц, два, три — может возникнуть страх не справиться, связанный с нехваткой времени. Значит, в курсе важно постепенно убеждать, что всё не так страшно, пойдем маленькими шагами и небольшими достижениями. Поддерживать: мы поможем, если собьётесь. Если будет непонятно — мы рядом.

Помните, что обучение — это стресс. При проектировании курса предусмотрите инструменты подтверждения: ученик всё правильно понял и сделал. А если не понял — не страшно: можно повторить это, почитать здесь и посмотреть сюда.

Если в курсе предусмотрен чат, стоит следить, чтобы в нем не было токсичной атмосферы: хамства, травли, оскорблений. Но если кто-то расстраивается из-за успехов других, это не повод усиливать модерацию. Можно создать среду, где ничто никого не задевает, но в таких условиях будет очень сложно существовать и тем более развиваться.
Оценка провоцирует страх обучения.

Почему оценки — зло?

Ничто не порождает такие чудовищные страхи, как оценка. Лучше уходить от любых её форм, даже геймифицированных. Давать вторые и третьи шансы, возможность думать, осознавать.

Кэрол Дуэк, психолог и автор книги «‎Гибкое сознание» ввела значимое понятие mindset — ментальные установки. Фиксированная установка — на данность — не даёт ничему учиться. Для борьбы со страхами нужна гибкая установка — на рост, развитие.

Хороший пример гибкой установки: у тебя пока не получилось.

Многие школы боятся незаинтересованных в результате, немотивированных людей. И проектируют курсы так, чтобы их задвигать — в итоге страдают те, кому реально сложно учиться.

Оценка — всего лишь показатель знаний в конкретный момент. Оставить одну попытку для итоговой контрольной — нормально. Но по ходу обучения должна быть возможность попытаться снова, вернуться к пропущенному и получить поддержку:

«‎Попробуй ещё, у тебя получится. Ты справишься».
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?