Онлайн-школа моушн-дизайна
Александра Нова — о том, как развиваться на перенасыщенном рынке онлайн-обучения,
о силе комьюнити и преимуществах авторской школы.

Сегодня надо сразу залетать с хорошего контента

«

»

Продолжаем рассказывать истории онлайн-школ — пользователей Zenclass. Смелые идеи, ошибки и решения, советы для тех, кто только заходит в онлайн-обучение, и важный опыт для всех.
основательница образовательного проекта Fibonacci Rage:
Александра Нова
— У меня художественное образование, и когда я стала работать с дизайнерами, поняла, что им не хватает простого объяснения именно художественных вещей. Так родилась идея сделать курсы по композиции понятным языком, доступным для всех.

Первый курс записала целиком сама. Мне помогали только свести звук, а монтировала и снимала — и продолжаю снимать на самом деле — всё самостоятельно. В то время курсов по композиции не было вообще — только книги. И конечно, они все были написаны тяжёлым пафосным языком, очень сложно в таком разобраться. Когда создавала курс, сначала ориентировалась на них. А спустя несколько потоков поняла, что мне уже есть что сказать — это и мой личный опыт, и опыт студентов и онлайн-разборов. Переписала курс в соответствии с этими наблюдениями и отредактировала по фидбеку студентов.
Я рассказываю о композиции понятным языком
Мы запустились 1 сентября 2019 года, и тогда кроме нас на рынке по этой теме не было никого, а спрос — очень большой. Школа сразу вышла в плюс.

По затратам уложилась в 30 000 рублей. Микрофон — 7 000 рублей. Это наверное, первое, что нужно покупать — чтобы записывать качественный звук. Камера на телефоне была обычная, ещё снимала на камеру простого фотоаппарата Canon. Со второго запуска я уже обновила оборудование, но это из профицита, а не так, что вложила много денег на старте.

Ещё из трат — логотип, который круто отражает философию проекта. Его нарисовала подруга, она же помогла со шрифтом и с мелкими работами по графическому оформлению.

Почему «взлетели» курсы по подписке
Уже в следующем, 2020 году, мы запустили подписку — и были одни из первых. Это сейчас из каждого утюга говорят, что сообщество по подписке — экономика будущего, а для нас тогда это был экспериментальный формат. И он прижился, потому что людям такое нужно.

У нас ребята приходят порисовать, поклеить коллажи, поделать что-то интересное — стандартно раз в неделю мы собираемся и занимаемся творческими вещами. Это время для себя — остановиться, бросить свои дела, работу и просто позаниматься творчеством, поболтать, послушать лекцию — в очень-очень свободной форме. Это не курсы или интенсивы, где нужно много делать, работать. Здесь если не успел — ну, не успел, не страшно.

Некоторые приходят поболтать — ничего не рисуют, просто сидят, слушают.

У нас очень хорошее комьюнити образовалось, абсолютный мэтч со студентами. Здесь они могут почувствовать себя в безопасности.

Ребятам нужно было такое пространство, и мы его сделали — и получилось успешно, это самый популярный продукт школы. Удобно, что можем продавать подписку на той же платформе, где и другие наши форматы — интенсивы, библиотеку.
Что ещё удобно в Zenclass
Zenclass мы выбрали за адекватный эквайринг, не нужно было морочиться с кассой.

Нравится, что всё просто и понятно, не требует каких-то сложных навыков.

Не надо дизайны делать, как в GetCourse — через два года это дизайн всё равно устареет.

Система приёма заданий достаточно удобная.

Запускали несколько курсов с рассрочкой — тоже удобно, от учеников нареканий не было.
Кто учится в Fibonacci Rage
В основном — русскоязычная аудитория, от 20 до 35 лет, но есть ребята и постарше. Бывает, что люди приходят просто творчеством позаниматься. Например, у меня училась таможенный работник, и ей просто нравилось рисовать.

Изначально курсы были более узкоспециализированны, но чем больше я их провожу, тем больше понимаю, что они нужны абсолютно всем — не только дизайнерам. И сейчас мы думаем, как расширить аудиторию, чтобы приходили заниматься ребята, совсем не связанные с индустрией.

Вообще композиция формирует взгляд на мир, на искусство. Например, на проектах я как арт-директор пишу правки — люди видят, что я сделала два мазка кисточкой, а стало всё намного лучше. Им интересно — а как это сделать? Они видят, что этому надо учиться.
Можно уметь делать красивые вещи и делать их просто, не страдать, не вымучивать 10 000 часов академического рисунка.
Работа Елены Щелконоговой в рамках курса Ярость Фибоначчи
Те, кто на моих курсах отучился, ушёл дальше и продолжает это дело, становятся действительно крутыми специалистами, у них мышление меняется.

Мне особенно отозвалась история студента, которую мне рассказали «про между прочим». У нас на курсе был блок про фотографию и про то, как можно замечать прекрасное вокруг. И там задание — увидеть красивое в том, что нас окружает. И один студент рассказывает своим друзьям (а они потом мне): «Блин, я в родном городке всю свою жизнь, а таких красивых вещей никогда не замечал! Хожу листочки фотографирую, тени, лужицы, текстуры какие-то замечаю».

Я так радовалась! Для меня это один из самых запоминающихся моментов, потому что нам часто говорят — визуальный код должен присутствовать в городах, должен воспитывать какие-то эстетические чувства у человека. И всё время мы ориентируемся, что где-то в другом месте лучше — как будто чужая культура в приоритете. А на самом деле у нас очень много красивых вещей, потрясающая природа. И мы можем научиться эту красоту замечать, для этого необязательно куда-то уезжать. И если человеку стало лучше от того, что он научился видеть прекрасное в базовых вещах, значит он дальше пойдёт и будет что-то улучшать и для себя, и для других.
Как устроена онлайн-школа
Курсы я всегда пишу сама. У меня есть опыт работы с методистами в разных школах, и от них практически не бывает правок.

Сконцентрироваться на методологии и конкретных творческих задачах помогает делегирование.

Мы такая инди-школа, у нас небольшая команда — все на аутосорсе. Есть монтажёр и моушн дизайнер, который отвечает за фирменный стиль и другие разные штуки. Ещё иллюстратор. И помощница-копирайтер — на ней тексты и техподдержка.

Обязательно юрист! Я человек ответственный: у нас все договоры, оферты проверены 100 000 раз. И когда я начинаю проект, первое, что я делаю — плачу юристу, и она проверяет документы, вносим правки. Я считаю, что это важнее всего. И платить налоги тоже.
Продажи «в лоб» больше не работают
В последнее время я много бываю на разных нетворкингах и смотрю, как люди в разных городах ведут продажи. Например, в Москве уже все устали от прямого «купи». Тебе никто ничего не пытается продать, с тобой просто разговаривают и когда ты вдохновляешься примером человека, говоришь: «Ой, слушай, а к тебе можно прийти лекцию послушать? Или давай я у тебя продукт куплю». И это реально работает!

Я вообще в рекламу не верю. Если раньше она ещё давала какой-то эффект, сейчас её стало очень много, и у людей развилась такая ужасная баннерная слепота. И сейчас делать продукт, конечно, намного сложнее — если раньше можно было сделать хоть как-то и учиться в процессе, то сейчас нужно сразу залетать с хорошего контента.

Нас как-то находят без рекламы, приходят к нам, советуют нас. У нас одно из самых больших сообществ моушн-дизайнеров во ВКонтакте, у меня есть личный канал в Телеграме, который я веду с 2017 года. Есть канал на Ютубе. Везде хорошие показатели — активные подписчики, всё читают, смотрят. И там я не продаю — просто в своё удовольствие пишу, общаюсь, мы организовываем мероприятия. Стараюсь держать близкий контакт с ребятами.
У нас сильное комьюнити. Например, в этом проекте 64 моушен-дизайнеров и иллюстраторов показали свое видение нашего символа — яростного Фибоначчи.
Периодически делаем коллаборации. Плюс я веду лекции в разных местах, стараюсь не отказываться от предложений. И всегда люди интересуются. Например, когда проводила лекцию в Ташкенте на биеннале современного искусства, народ просто подходил: «Давайте мы на вас подпишемся». Не могу сказать, что это приносит десятки тысяч подписчиков — но это и не нужно. Мне важно, чтобы оставались те, кому реально интересно, кто этим горят.

У меня нет задачи делать большие продажи — есть задача общаться с людьми, собирать классных ребят. Мои продукты — про удовольствие.
Чем может выиграть у онлайн-университетов авторская школа
В отличие от крупного агрегатора маленькая школа даёт персонализированное внимание. И более специализированный контент от эксперта, который целенаправленно заточен на результат.

Когда человек приходит, например, на годовую программу в онлайн- университет, он получает более общие знания.

Зачастую это направлено на смену профессии. Я безумно восхищаюсь людьми, которые могут после работы и по выходным, на протяжении долгого времени целенаправленно изучать новую профессию, это реально очень сложно.

Минус такого обучения как раз в этой общей программе — физически невозможно создать идеальный продукт, который на протяжении года подтянет специалиста со всех сторон и сможет удержать мотивацию на протяжении такого долгого периода.

Обычно после этих программ всё равно нужно добирать знания у отдельных людей. И когда человек приходит в авторскую школу, он получает персонализированный опыт, очень сконцентрированный — конкретно про одну историю.

А ещё в онлайн-университетах большая текучка. Бывает так, что люди больше не могут вести проекты по разным причинам, преподаватели меняются, кураторы, или даже приходят новые люди без понимания специфики предмета, а программу не успевают переписать. Там всё происходит чуть сложнее и дольше.

Сравните, вы делаете одну конкретную задачу или огромный проект, на котором сотни людей и всех их нужно променеджерить. Это просто огромная тяжёлая машина.

Маленькие машины всегда едут быстрее, а большие тяжёлые — медленнее, вот и всё. Это не значит, что что-то хорошо, а что-то плохо — это просто разные вещи.
Если вы хотите открыть онлайн-школу сейчас
Советую очень хорошо подумать, зачем. Как будете выделяться на фоне миллиона других продуктов?

Суровая реальность — людям надоело просто учиться, и нужно сделать что-то очень крутое, чтобы это было интересно.

Другая история — как не выгореть. Когда делаешь всё сам, и это не приносит желаемого результата, быстро выдыхаешься. Нужно понимать, как вкладывать свои силы, чтобы не перегореть с первых двух запусков.

И базовый совет — не тратить много денег на первый запуск. И никогда не делать в долг!

Рынок нестабильный — никогда не знаешь, как он отреагирует на тот или иной продукт. Благо, сейчас есть хорошие смартфоны, можно купить петличку за 1 500 рублей и кольцевую лампу за те же деньги.

Сделать максимально хорошо с небольшими затратами. Протестировать, и только если есть аудитория, спрос, вкладываться в красивую картинку.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?