Партнёрский маркетинг как эффективный способ бесплатного продвижения онлайн-школы
Главное об инфобизнесе в понятном обзоре.

Инфобизнес: что это и почему о нём так много спорят

Если инфобизнес — это всего лишь продажа обучающих продуктов, то почему вокруг него столько негатива? Правда ли, что инфобизнес — обязательно что-то некачественное, или это уже инфоцыганство? И в чём принципиальное отличие инфобизнеса от Edtech-проектов? Заглянем в терминологию, вспомним, как развивался инфобизнес в России, и посмотрим мнения экспертов об этом явлении.

Содержание

Зачем блогеру платформа для онлайн-курсов, если можно всё продавать в соцсетях? Неочевидные нюансы

Что такое инфобизнес

Точной трактовки этого термина не существует — каждый эксперт в онлайн-образовании раскрывает его по-разному.

По мнению совладельца GetCourse Сергея Михайлова, инфобизнес — получение прибыли посредством продажи информации. Андрей Парабеллум, один из главных инфобизнесменов России, в книге «Инфобизнес от, А до Я» делает акцент не только на информации, но и на том, как её преподносить: «Это бизнес по упаковке и продаже информации, а также сопутствующих услуг». Считается, что именно Парабеллум первым произнёс слово «инфобизнес».

В экономической энциклопедии это бизнес, основанный на продаже информации в том или ином виде (продажа книг, курсов, семинаров, вебинаров, тренингов, воркшопов, конференций, коучинга, консалтинга, франшиз и т. д.), а также использование всего этого для увеличения продаж «обычных», неинформационных продуктов.

Все эти определения раскрывают инфобизнес как продажу информации вне зависимости от её качества.

Тогда как Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру, отмечает: продукт инфобизнеса — набор полезной информации по той или иной теме, за доступ к которой пользователь, как правило, платит деньги.

Если объединить мнения экспертов, инфобизнес — продажа информации.

Казалось бы, ничего плохого: информацию продают все университеты и даже писатели — через книги. Почему тогда и к самому термину, и к инфобизнесу как явлению сформировалось негативное отношение?
Зачем блогеру платформа для онлайн-курсов, если можно всё продавать в соцсетях? Неочевидные нюансы

Как появился инфобизнес в России

Чтобы сузить вопрос, посмотрим на продукты, связанные с бизнесом и заработком в интернете. В этом смысле инфобизнес в России появился примерно в то же время, что и интернет — примерно в 2000-е.

Когда люди узнали, что в интернете можно зарабатывать, появились те, кто начали этому учить. В 2005 году Евгений Попов создал курс «Все технические моменты онлайн-бизнеса в видеоформате». Получился симбиоз из лекций о веб-разработке и новых способах распространения образовательной информации: email-рассылки, аудио и видео.
Курс Евгения Попова обещал инфобизнесменам стать успешными за счёт знания технических тонкостей
Годом ранее на рынке появились инфопродукты Азамата Ушанова. Один из его тренингов, который взорвал общественность — «Золотой актив». В отличие от программы Попова, Ушанов рассказывал о контенте.

Формулировки в программе «Золотого актива» — классика инфобизнеса 2000-х: «тексты, которые берут за душу», «email-маркетинг без заморочек», «быстрый сбор подписчиков», «как сделать так, чтобы покупали без запусков». А главная мысль позиционирования в том, что в курсе нет трендов и «горячих новинок» — только всё проверенное и по-хорошему старое.

В 2000-х инфобизнес онлайн был нацелен на то, как научиться зарабатывать на новых технологиях. В следующем десятилетии россияне захотели работать над собой.

В инфобизнесе начался новый этап — бум тренингов личностного роста. В этих программах рассказывали и о том, как строить бизнес. Но главной их целью было замотивировать и внушить участникам, что они могут стать предпринимателями.

Самый яркий пример — Бизнес Молодость. 20-летние Пётр Осипов и Михаил Дашкиев вели тренинги с жёсткой подачей. Инфобизнесмены транслировали: если человек зарабатывает меньше 300 тысяч рублей в месяц, он неудачник. И мотивировали слушателей верить в себя и начинать своё дело.

Этот коктейль из унижения и воодушевления попал в «яблочко»: в 2012 году прибыль БМ превысила 4 млн рублей, а в 2018 — 70 млн рублей.

В те же 2010-е в России появились онлайн-университеты, которые сейчас в топе: Школа программирования — будущий GeekBrains (2010), Нетология (2011), SkyEng (2012), SkillBox (2016).

Ближе к концу десятилетия россияне переключили фокус с личностного роста на цифровые профессии и программы повышения квалификации. Мотивацию сменила экспертность.
Зачем блогеру платформа для онлайн-курсов, если можно всё продавать в соцсетях? Неочевидные нюансы

Инфобизнес и инфоцыгантство: почему это не одно и то же

В 2020-е стали невероятно популярны курсы от блогеров. Распространённая схема: медийная личность набирает лояльную аудиторию, а после запускает марафон или онлайн-курсы на темы, порой никак не связанные с деятельностью этой личности. Не важно, что человек продаёт, главное — его имя и лицо.

Инфобизнесменов, «толкающих» курсы с нулевой практической ценностью, окрестили инфоцыганами.

Инфобизнес разделился на «хороший» и «плохой», а рейтинговые разоблачения стали привлекать внимание огромной аудитории. Под каток «инфоцыганства» всё чаще попадает любой инфобизнес, что неверно в принципе.

Наработанная экспертность — основной критерий, как отличить стоящее обучение от инфоцыганства.

Ещё одно отличие — много практики для учеников. Лучшие онлайн-курсы — не просто набор записанных лекций. Это и домашние задания, тесты, реальные проекты с обязательной обратной связью. Именно так обучение формирует реальный навык.
Зачем блогеру платформа для онлайн-курсов, если можно всё продавать в соцсетях? Неочевидные нюансы

Инфобизнес и EdTech: в чём разница?

Если фраза «я занимаюсь инфобизнесом» часто провоцирует обесценивание, слова «я работаю в сфере EdTech» вызывают интерес и уважение. Так ли принципиальна разница между этими понятиями?

На встрече «EdTech VS инфобизнес» в рамках Московского международного салона образования Михаил Свердлов (экс-директор по развитию бизнеса Skypro, автор телеграм-канала «Образование, которое мы заслужили») отметил: инфобизнес даёт доступ к информации, но не даёт никаких гарантий результата. А EdTech усиливает образовательный эффект за счёт технологий, плюс у студентов есть оцифрованные цели обучения и гарантии.

Директор по продукту сервиса Ventra Go! Владимир Алёшин затронул измеримость результата. По мнению эксперта, инфобизнес ориентируется на неизмеримые темы: развитие личности, предпринимательство, работа над soft skills. Сложно адекватно оценить — кто виноват, если человек сходил на курсы предпринимательства, но бизнес прогорел? А как измерить результат от курсов по soft skills?

Генеральный директор LikeЦентр Василий Алексеев не согласен. Он считает, что и инфобизнес, и EdTech про результат — просто техника разная.

Сооснователь агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова первым критерием EdTech назвала собственную технологичную платформу. То есть эксперт не размещает материал на готовой площадке, а создаёт собственную. Другой критерий — разница в продукте: в инфобизнесе не так много цифровых профессий, на которые рассчитан EdTech, больше прикладные профессии, soft skills.

Также Дарья отметила, что инфобизнес выигрывает оборотами (доходы в разы больше, чем у EdTech) и гибкостью (быстрее реагирует на изменения). Тогда как EdTech выигрывает в технологиях — они позволяют делать обучение более индивидуальным, что не может инфобизнес: отсматривать глубину просмотров, в какой момент человек перестал смотреть видео или делать домашнее задание, давать образную связь.

Рейтинг EdTech-компаний Smart Ranking разделяет организации на EdTech-компании и школы на специализированной платформе. Соответственно, ключевым критерием выступает наличие собственной площадки.
Рейтинг Smart Ranking разделяет Edtech-компании и школы на платформе для онлайн-курсов
Среди экспертов есть и те, кто ставит знак равенства между инфобизнесом и EdTech-проектами. Например, GR-директор «Нетологии» Валентина Куренкова считает: любой эксперт в своём деле, который ведёт какие-то курсы, это уже EdTech.
Как видим, единого мнения, что такое инфобизнес, где он заканчивается и переходит во что-то другое, нет. Равно как и нет ничего негативного в инфобизнесе по определению. Сам термин не маркирует качество информации: курсы в интернете могут быть и полезными, и пустыми.

На первый план выходят «внутренние» критерии — хочет ли онлайн-школа дать реальную пользу ученикам, обучить навыку, передать опыт. Или главная цель — заработать по-быстрому. Работают обе стратегии — с какой из них выстраивать бизнес в онлайн-обучении, каждая школа решает для себя.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?