Налогообложение в инфобизнесе

Налогообложение в инфобизнесе: как зарабатывать в интернете, не нарушая закон

Запускаем онлайн-школу без правовых и налоговых рисков.
EdTech-проекты в этом году попали под пристальное внимание государства. Согласитесь, это весомый повод вести бизнес в интернете строго по закону — чтобы не навредить репутации и не платить штрафы за нарушения.
Расскажем, как выбрать систему налогообложения на старте бизнеса, чем опасно дробление крупных проектов и как рекламировать услуги в соответствии с требованиями закона.

Содержание

Регистрация бизнеса в инфобизнесе

Почему нужно регистрировать бизнес и платить налоги, если зарабатываешь на инфобизнесе

Потому что это бизнес. Есть прибыль, а значит, есть обязанность регистрировать деятельность и платить налоги. Иначе придётся нести ответственность за неисполнение этих обязательств.

Инфобизнес перестал быть тихой гаванью, в которую не попадали штормы налоговых и юридических проверок. Как только заработали первый рубль — это уже предпринимательство. Даже если блог — это хобби, и не воспринимается как бизнес и источник основного дохода. Как будто просто приятное материальное дополнение к зарплате на основной работе.

Условный «первый рубль» можно получить не только за продажу онлайн-курса, но и за рекламную интеграцию, то есть продвижение в блоге чужого продукта, за продажу вещей с логотипом или за консультационные услуги.
Чтобы защитить себя и образовательный проект, выбираем одну из форм регистрации бизнеса:
  • Самозанятость — используем специальный налоговый режим для профессионального дохода;
Плюсы:
  • оформление в два клика — через приложение «Мой налог» или «Госуслуги»;
  • небольшой процент отчислений — 4% при получении денег от физлица и 6% — от юрлица;
  • нет дохода — нет начисления налога;
  • минимальное количество бумаг и отчётов;
  • нет обязательных платежей в социальные фонды;
  • налоговый бонус 10 000 рублей.
Минусы:
  • есть потолок — доход от профессиональной деятельности не должен превышать 2,4 млн. рублей в год;
  • нельзя нанимать сотрудников, но можно заключать договоры на оказание услуг с другими самозанятыми или ИП;
  • нельзя перепродавать чужие товары.
  • Индивидуальный предприниматель — можно вести бизнес в интернете без регистрации юридического лица.
Плюсы:
  • открыть ИП можно удалённо, через личный кабинет на сайте ФНС, через банк, «Госуслуги» или МФЦ — в этом случае пошлину платить не нужно;
  • доступна низкая налоговая ставка — 6%;
  • можно оформлять трудовые договоры на сотрудников.
Минусы:
  • обязательные платежи в Социальный фонд;
  • налоговая отчётность;
  • чтобы применять экономную упрощённую систему налогообложения, доход не должен превышать 251,4 млн рублей;
  • индивидуальный предприниматель отвечает своим имуществом по любым обязательствам, в том числе, и по штрафам.
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — юридическое лицо, для регистрации которого нужен учредитель и уставной капитал.
Плюсы:
  • ООО отвечает по обязательствам только уставным капиталом;
  • можно не платить налоги, если не работали;
  • можно не платить пошлину за регистрацию, если подать заявление на сайте ФНС через личный кабинет, через банк, «Госуслуги» или МФЦ;
  • бизнес можно продать, что невозможно, если школа работает как ИП.
Минусы:
  • обязательное ведение бухучёта;
  • чтобы применять упрощёнку, лимит годового дохода 251,4 млн. рублей;
  • прибыль можно выводить только один раз в квартал, а если хочется получать дивиденды чаще, обязательно вводить в штатное расписание директора, а значит, появляются перечисления в Фонд социального страхования.
Почему зарабатывать в интернете без регистрации не стоит? Если деньги поступают на карту регулярно, контролирующие органы увидят в этом признаки незаконного предпринимательства и могут выписать штраф за административное правонарушение и доначислить крупную сумму налога.
Системы налогообложения для инфобизнеса

Какую систему налогообложения выбрать на старте

Если с самозанятыми всё просто, то у ИП и ООО есть из чего выбрать. Посмотрим подробно:
  • Самозанятость, а правильнее — налог на профессиональной доход (НПД)
Самая низкая налоговая ставка из возможных: 4% при доходе от физических лиц, 6% от юридических. Лимит годового дохода 2.4 млн рублей. При регистрации самозанятый получает налоговый бонус в 10 000 рублей, который понижает ставку налога до 3 и 4%, пока не выбрана сумма бонуса.
  • Упрощённая система налогообложения — можно взять один из вариантов: платить только с выручки — 6% или «доходы минус расходы» — 15%.

    Если у онлайн-школы нет больших затрат на производство курсов, платить 6% только с выручки — более экономный вариант. Кстати, при этой системе из налога можно вычитать страховые взносы.
Если применять систему «доходы минус расходы», нужно иметь в виду, что в расходы пойдёт только то, что подтверждено документами. В некоторых регионах ставка не 15%, а меньше. На практике учитывать расходы выгодно, если они выходят на сумму хотя бы 60% доходов.

Ограничения упрощёнки: не более 130 человек в штате и лимит годового дохода в 200 млн. рублей. Превышение одного или другого автоматически отправляет на общую систему налогообложения.
  • Автоматизированная учётная система налогообложения (АУСН) — выбираем, как будем платить: 8% только с доходов или 20% с «доходов минус расходы».
  • Общая система налогообложения — предполагает два налога, НДФЛ 13% и НДС 20%. Если сумма доходов за год превысила 5 млн. рублей, НДФЛ вырастает до 15%.
  • Патентная система налогообложения — налоговый режим, который доступен только для ИП.
Основной плюс — платить нужно только установленный государством фиксированный взнос (раз в год). Без НДС, НДФЛ и налога на прибыль и имущества. Зато подавать декларацию не нужно.
  • Важное про патент:
Подойдёт не всем. Патентную систему можно использовать, если школа обучает в реальном времени, например, продаёт вебинары, мастер-классы, консультационные услуги. При продаже онлайн-курсов в записи, применять патент нельзя. Потому что, с точки зрения закона, это уже не услуги в образовательной сфере, а реализация готового товара.
Патент работает только на территории того региона, в котором он выдан. Фактически можно оказывать образовательные услуги онлайн без территориальных ограничений, на то он и интернет, чтобы не привязываться к месту. Чтобы остаться в рамках закона, в договоре-оферте обозначаем конкретный город, в котором происходит обучение.
Нельзя заключать договоры субподряда с другими ИП или ООО. Зато можно работать с самозанятыми. Важно обращать внимание, чтобы договор оказания услуг с исполнителем, который платит налог на профессиональный доход, не имел признаков трудового договора. Иначе налоговая может начислить НДФЛ на выплаты самозанятым и страховые взносы.
Заключить трудовой договор можно только с 15 сотрудниками.
Есть ограничения по годовому доходу в 60 млн. рублей.
  • Налог на профессиональный доход — ИП в режиме самозанятости. 4% при получении дохода от физических лиц и 6% — от юридических. ИП вправе перейти с УСНО на НПД, но обязан уведомить ФНС, закрыть все обязательства по уплате налогов. Обратно перейти тоже можно, через год.
  • Системы налогообложения для ООО
Они те же, что у ИП, кроме налога на профессиональный доход и патентной системы, а вот ставки отличаются:
  • упрощённая система налогообложения — если платим только с доходов, ставка от 1% до 6%, размер определяет региональное законодательство. «Доходы минус расходы» — от 5% до 15%, также в зависимости от региона;
  • автоматизированная учётная система налогообложения (АУСН) — с доходов 8%, «доходы минус расходы» — 20%;
  • общая система налогообложения — нет НДФЛ, есть налог на прибыль — 20%, НДС — до 20% и налог на имущество — 2,2%.
А что если онлайн-школа решила поменять налоговый режим в течение года?
Технически без проблем. Например, использовали упрощёнку, посчитали и увидели, что на патенте выгоднее. Получить патент можно в любое время года. Но надо учитывать, что налоговая пересчитает итоговый годовой налог по первой системе.
Риски дробления бизнеса

Риски дробления бизнеса

Разберёмся, что это такое — дробление бизнеса?
Под дроблением закон понимает техническое открытие нескольких ИП или юридических лиц, чтобы каждый в отдельности попадал под условия выгодной системы налогообложения. Обычно это касается патентов и упрощённой системы.
  • у всех якобы самостоятельных бизнесов одно контролирующее лицо, которое принимает решения;
  • все юрлица и ИП по факту занимаются одним бизнесом, с одинаковым экономическим видом деятельности и идентичной продуктовой линейкой;
  • общие ресурсы: сотрудники, материальные и нематериальные активы;
  • общая клиентская база, контрагенты и онлайн-площадки, например, соцсети или сайт.
Как налоговая об этом узнает? Всё просто:
1. Посмотрит, какие учредители указаны на онлайн-площадках. Владельцы раздробленных бизнесов часто сами указывают все имеющиеся организации в контактной информации.

2. Направит запрос образовательной платформе, на которой размещены курсы. И увидит, что платежи за один образовательный продукт идут на разные реквизиты.

3. Проверит самозанятых, и если один и тот же человек регулярно выбивает одинаковые чеки для разных ИП или юридических лиц, это вызовет вопросы.

4. От самой онлайн-школы. Да, например, в том же блоге! Если заявить во всеуслышание, сколько школа заработала за год, а сумма явно превышает лимит по УСН, можно запросто привлечь внимание контролирующих организаций.

5. Недоброжелатели тоже не дремлют. Недовольному ученику или конкуренту достаточно просто пожаловаться.
Риски дробления бизнеса очевидны — законом предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов, вплоть до уголовной.
Штрафы стартуют от 20% суммы, которую недополучил бюджет, до 45 млн. рублей, если доказан особо крупный размер.
А можно разделить онлайн-бизнес и не нарушить закон?
Можно. Если у проекта несколько направлений. Например, одно юридическое лицо может продавать курсы, а другое — брендированные товары.
Плюс нужно иметь отдельные фактические адреса, отдельные онлайн-ресурсы и заключать договоры с подрядчиками и сотрудниками.

Чтобы не вызывать вопросов у налоговой, любое дробление бизнеса должно иметь прозрачный хозяйственный и экономический смысл, который владелец может доказать.

Как вести бизнес из другой страны

Что делать, если ведёте бизнес, проживая за границей?

  • Если работать как физлицо, чего делать мы не рекомендуем, то налоговая нагрузка будет зависеть от статуса резидентства.

    Налоговые резиденты РФ — то есть граждане страны, которые фактически находились на её территории больше 183 дней в календарном году, — платят так же: 13% налог на доходы физических лиц. И подают один раз в год налоговую декларацию 3-НДФЛ.

    А вот когда статус налогового резидента потерян, ставка вырастает до 30%. Плюс нужно отчитаться о доходах по законодательству той страны, чьим налоговым резидентом стал предприниматель.
А что будет, если принимать оплату на счета иностранных банков?
Если налоговая узнает об этом, деятельность может быть признана предпринимательской, а это уже нарушение Административного кодекса, плюс доначислят НДФЛ — 13 или 30% в зависимости от резидентства.
Всех резидентов страны закон обязывает уведомлять ФНС:
  • об открытии счетов за границей и изменении реквизитов — в течение 30 дней;
  • о движении средств по счёту — годовой баланс, подаётся не позднее 1 июня за предыдущий год.
Нет уведомления — штраф.
  • Если вы проживаете за границей и работаете в режиме самозанятости, налоги остаются прежними, 4 и 6%, независимо от статуса налогового резидентства. Но, возможно, придётся что-то заплатить в бюджет той страны, резидентом которой вы теперь являетесь. Зависит уже от принимающей стороны.
  • Если онлайн-школа оформлена как ИП или ООО, ничего не меняется — заплатить нужно те же налоги, что и в России.
Требования к маркировке рекламы в продвижении инфобизнеса

Как продвигаться с помощью интернет-рекламы: требования закона к маркировке

Важно знать требования закона к маркировке, чтобы не получить штрафы за нарушения.

Маркировать нужно все виды рекламы в интернете, кроме социальной, push-уведомлений и почтовой рассылки. И сообщать в Роскомнадзор через Единый реестр интернет-рекламы.
Как маркировать рекламу
1. Выбрать оператора рекламных данных (ОРД).
2. Заключить договор между онлайн-школой (рекламодателем) и площадкой (рекламораспространителем).
3. Получить токен (идентификатор) в Едином реестре интернет-рекламы.
4. Отчитаться перед ОРД за каждый месяц, в котором давали рекламу.
Мало зарегистрироваться и получить уникальный токен, его ещё надо правильно разместить на рекламном креативе.
Вспомним первый прецедент по нарушению требований — нижегородский телеграм-канал публиковал рекламные посты без соответствующей маркировки. Даже разместить токен можно некорректно, и это будет нарушением. Дело об административном взыскании завели по обращению заявителя.

Если работать через рекламное агентство, маркировка рекламы обычно переходит в зону ответственности исполнителя. Главное, чтобы это было отражено в договоре на оказание услуг.

Главное

  • Платить налоги и регистрироваться как ИП или юридическое лицо нужно обязательно. Без этого легко потерять бизнес и получить штрафы, которые намного превышают сэкономленные отчисления.
  • Главные критерии выбора оптимальной системы налогообложения — годовой доход онлайн-школы и количество сотрудников в штате (или их отсутствие). Чаще всего предприниматели применяют патент, упрощёнку или остаются в режиме самозанятости, пока позволяет прибыль.
  • Искусственное дробление одного бизнеса на разные ИП или юрлица — незаконно. Чтобы легально разделить бизнес на несколько частей и тем самым оптимизировать налоги, нужны конкретные хозяйственные основания и прозрачность в отношении проверок.
  • Маркировать нужно не только рекламу платных услуг, но и бесплатных, например, вебинаров, марафонов, прямых эфиров. А ещё бартер и бесплатное продвижение тоже. Всё, к чему привлекается дополнительное внимание аудитории.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?