Продюсер, проджект-менеджер, руководитель онлайн-школы, личный ассистент — это одни и те же люди, или каждый делает что-то своё? Как они помогают онлайн-школе запуститься и вырасти? Давайте разбираться.
О том, кто такой продюсер онлайн-школы, чем он отличается от проджект-менеджера и как с ним успешно сотрудничать, рассказывает эксперт:
Онлайн-школа — бизнес-процесс, нацеленный на обучение максимального количества людей. Отстроить этот процесс на начальной стадии помогает проджект-менеджер. У него чёткая цель — собирать людей в потоки, увеличивать ценность продукта, продавать через вебинары.
Это наёмный сотрудник, который выполняет конкретные задачи. Владелец онлайн-школы говорит ему, что делать, и платит зарплату, получает от своей школы определенный доход, сам им управляет и не планирует масштабироваться. На такую модель продюсер не требуется.
Когда нужен продюсер онлайн-проектов
Другой подход — когда эксперт нацелен на более масштабный системный бизнес. У него физически не получится замкнуть все функции обучения на себе и охватить все направления: образование, продажи, маркетинг, воронки. Тогда целесообразно пригласить в проект партнёра — продюсера онлайн-школы. Он выступает как самостоятельная единица и забирает на себя функционал, который не может взять эксперт.
Продюсер онлайн-курсов рискует деньгами, временем, ресурсами. Он запускает продукт, который может продаться, а может и нет. И если что-то не получилось, большая часть рисков ложится именно на продюсера.
За что отвечает продюсер онлайн-школы
Это вопрос договоренностей. Зоны ответственности обсуждаются в зависимости от того, кто что умеет лучше всего. Например, если эксперт не хочет продавать, продюсер в онлайн-школе может взять на себя управление продажами и всю техническую часть. В этом случае на продюсере больше ответственности, а значит и выше процент от прибыли.
В зависимости от целей и договорённостей распределение прибыли может быть и 50 на 50, и 30 на 70, и даже 10 на 90 процентов в пользу продюсера.
Главное условие сотрудничества эксперта и продюсера онлайн-школы
Фиксируйте договорённости. Даже если между партнёрами полное понимание — на словах и в этот конкретный момент, уже завтра всё может измениться. Не одна школа закрылась по банальной причине — продюсер и эксперт разругались и не смогли договориться.
Договор между продюсером онлайн-школы и экспертом — основа здорового сотрудничества.
Ещё до старта проекта стоит проговорить стратегию входа-выхода, границы ответственности, юридические тонкости — например, кому принадлежит контент. И не просто проговорить, а зафиксировать это на бумаге и подписаться.
Причём, для тестового запуска не обязательно делать полноценный договор. Это даже излишне — вы только присматриваетесь друг к другу. Достаточно просто изложить всё в письменном виде, в свободной форме.
А вот после первых денег самое время идти к юристу и заказывать индивидуальный договор, в котором будут учтены все ваши условия. Шаблонами лучше не пользоваться — на то они и шаблоны, чтобы поставить галочку, а не серьезно отнестись к этому вопросу. Подумайте, как будет развиваться ваш проект через полгода и пропишите стратегию выхода из проекта, если что-то пойдет не так.
Всё остальное — рабочие моменты, которые решаются в процессе.
Как выбрать продюсера для своей школы
Найти продюсера для своей школы — значит найти человека, с которым прежде всего комфортно. Если он интуитивно не нравится, вряд ли из этого получится что-то классное. Сильные проекты вырастают на взаимопонимании, коннекте эксперта и продюсера.
Важен и профессиональный опыт — не то, сколько лет человек занимается продюсированием школ, а каких результатов достиг. Что было успешным и неуспешным? За что конкретно отвечал? Если продюсер больше говорит о продукте, высока вероятность, что он слабоват в продажах. Если нужен партнёр, который выстроит лидогенерацию внутри онлайн-школы, а в разговоре выясняется, что он занимался преимущественно методологией, очевидно это не тот вариант.
Стоит прислушаться, как именно продюсер рассказывает о результатах — общими словами или в деньгах и цифрах? А в какой нише запускал онлайн-проекты? Если она не совпадает полностью с вашей, то должна быть хотя бы схожей: например, для онлайн-школы в сфере психологии релевантны мягкие ниши: здоровье, личностный рост, йога, эзотерика.
И последнее. Пригласить продюсера в онлайн-школу — не равно отдать ответственность за продажи и маркетинг партнёру. Как бы ни распределялись роли между вами и продюсером, за бизнес вы несёте ответственность вдвоём. Рынок онлайн-образования быстро развивается: кто активнее думает, задаёт вопросы и смотрит на онлайн-школу как на полноценный бизнес, а не на дополнительный доход или хобби, тот оказывается в будущем в выигрыше.
50% успеха бизнеса в онлайн — это его команда. Если в ней каждый понимает, чем он занимается, и точно знает, что ему это нравится, вы сможете дойти до любых масштабных целей. Удачи!
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?