История онлайн-школы разработки
«

Важно, чтобы курс приносил ценность за минимальное время»

Основатель онлайн-школы backend и frontend разработки Антон Ларичев — о ценности обучения, масштабировании бизнеса и эффективных каналах продвижения.
Продолжаем рассказывать истории онлайн-школ — пользователей Zenclass. Смелые идеи, ошибки и решения, советы для тех, кто только заходит в онлайн-обучение, и важный опыт для всех.
Антон Ларичев
— Я занимаюсь разработкой более 12 лет, и мне нравится делиться знаниями. Сначала это было внутреннее обучение своих команд. А когда понял, что мой опыт может быть полезен гораздо более широкой аудитории, запустил первый курс на зарубежной платформе Udemy.

Главным вложением стала покупка хорошего микрофона. Я искренне считаю, что можно стартовать хоть с телефона.
Для курса важно качество звука и картинки. Но для меня картинка — это монитор, с которого я показываю как писать код, и в меньшей степени — моё лицо. Поэтому качественный звук в приоритете. На микрофон я потратил около 12 000 рублей. А первую прибыль получил в первый же месяц — 1000 долларов.
Курс хорошо продавался, у него был высокий рейтинг. И я подумал — классно, надо сделать ещё. После третьего курса увидел, что мои продукты заходят аудитории, но платформа брала довольно ощутимую комиссию, а после марта прошлого года вовсе ушла из России. Так возникла необходимость найти новое решение, которое было бы удобным для учеников и помогало мне привлекать аудиторию на мои курсы.
Выбрать платформу для онлайн-курсов

Выбор платформы. Почему Zenclass?

Была идея сделать платформу самостоятельно, но это время, а мне нужно было быстро «перевезти» всех студентов из Udemy. Из готовых сервисов сравнивал самый популярный — GetCourse, и Zenclass. В пользу второго сыграл дизайн — понравилось, что можно подогнать под свои «хотелки» цвета, использовать тёмную тему. GetCourse в этом плане — боль и страх: что-то можно кастомизировать, но это костыльно, сложно и всё равно некорректно.

Из других плюсов Zenclass — невысокая стоимость. У меня объёмные видео, по 20 часов видеозаписи, а в тарифах платформы нет привязки к гигабайтам.
Интерфейс создания уроков — один из самых удобных, которые видел в LMS (а их я видел много).
Как пользователь внутреннего эквайринга платформы, на большие курсы использую рассрочку. Для владельца школы не очень удобно, что пользователь может отменить платежи в любой момент, поэтому хотелось бы, чтобы ещё добавилась банковская рассрочка.
Команда онлайн-школы

Как устроена онлайн-школа: команда, продукты, аудитория

Все курсы я делаю сам. Прорабатываю план, записываю лекции, монтирую, создаю домашние задания: тесты, упражнения.

Мне очень нравится доносить материал структурировано — так, чтобы он был понятен. Когда показал, что и как сделать, и теперь человек досконально понимает, как создать приложение — это настолько кайфово!

Знаю по себе — лучше всего обучаться, когда тебе хорошо доносят материал. Например, мне нужно было понять, какие задачи ставить монтажёру. Для этого я купил курс — потому что грамотно структурированный материал ускорит рост в нужном направлении в три раза.
Часто встречаю мнение «да я на Ютубчике ролики посмотрю, потом в интернете почитаю, и готово». Но на самом деле так не работает — чтобы освоить материал без внятной структурированной подачи, нужно сильно больше времени.
А я фактически даю огромный набор знаний, с которым можно создать свой проект, стартап, найти классную работу.

Например, у меня был ученик, который прошёл три курса подряд. Суммарно за полгода освоил TypeScript, JavaScript и React, в итоге получил оффер от крупной компании. А до этого работал сварщиком.
Самое приятное в преподавании — когда есть результат.
При этом я нормально воспринимаю, если что-то человеку не подошло. Публикую на сайте все отзывы, ничего не модерирую: если мне прилетает тройка, не вопрос — она остаётся.

Также даю гарантию возврата 30 дней, независимо от количества пройденного материала. Из 14 000 учеников возврат попросили только трое — купили курс и поняли, что не хватит времени или не смогут осилить по другим причинам. Уверен, что гарантию можно давать всегда: она не уменьшит ваш доход, а наоборот — люди начинают доверять.

Все отзывы оставляю как есть

Сейчас в линейке школы 9 курсов: базовые для самостоятельного изучения, расширенные — с наставником, один бесплатный и совсем свежий — продвинутый JavaScript. Самые востребованные — JavaScript для начинающих и TypeScript — его называют лучшим в русскоязычном сегменте.

На Udemy я начинал в индивидуальном формате, и у школы было моё имя. Но с развитием проекта стало важно, чтобы бренд работал автономно — так у школы появилось универсальное название, а в команду добавились наставники. Сейчас их четверо, также в ближайшее время стартуем с двумя новыми авторами — они записывают курсы по моей технологии.
Первое время курсы брали разрабы с опытом, чтобы поднять свой уровень. Тогда на старте я давал углублённые знания, разбирал продвинутые фреймворки. Чтобы расширить аудиторию, перешёл на основы. Теперь в школе может учиться любой человек, который захочет «войти в айти». А таких на порядок больше.
Плюс у нас на удивление большая аудитория сисадминов — для них есть курс по Docker и планируем сделать ещё несколько продуктов. Также в планах открыть обучение Agile* и софтскиллам.

*Agile — метод управления проектами, который основан на пошаговом выполнении задач.

Ещё одно направление — курсы для компаний. Они работают в двух форматах — обучаем напрямую, под заказ, и компании приобретают курсы для сотрудников. Во втором случае инициатива, как правило, исходит от разработчика — он идёт к руководству, объясняет ценность курса, компания оплачивает.
Продвижение онлайн-школы

Как продвигается онлайн-школа: воронка, каналы трафика

Первых учеников я набрал быстро — Udemy за маркетинг брала зверскую комиссию под 80%, но давала людей. Тем не менее, это был ограниченный ресурс.

Сейчас работаем с маркетинговым агентством, которое занимается таргетингом во ВКонтакте. Начал сотрудничать с CPA-сетями, они предоставляют мастерам трафик по модели CPA — оплата за действие.
Моя воронка сильно отличается от классического инфобиза с вебинарами и автовебинарами.
Заливаем трафик на лендинг с максимально подробной информацией и отзывами, лендинг конвертируется обычно в самый дешёвый продукт — без наставничества. Обычно покупают сразу 3 курса, поэтому LTV от одного клиента — минимум 6 000 рублей.

Далее догреваем рассылками, люди подписываются на телеграм-канал, где я публикую и полезные, и продающие посты. Оттуда дожимаем до покупки следующего курса, либо перехода на более высокий тариф. Для конверсии пользователей после записи использую небольшой объём авторассылок — это даёт эффект, но если заниматься плотнее, результат будет выше.
Самый эффективный канал для школы — Телеграм.
Отлично работают посевы. Раньше ROI мог достигать 2000%, сейчас много каналов замусоривается, подписчики накручиваются. Поэтому нужно особенно вдумчиво подбирать каналы и писать внятные офферы — мне в этом помогает копирайтер-ассистент.

Следующий по эффективности — таргетинг во ВКонтакте. Но это направление мы ещё не совсем раскачали — возможно, если делать это лучше, он тоже станет большим каналом трафика. Посевы здесь тоже работают.

Хорошие охваты даёт мой Ютуб-канал. Еженедельные видео конвертируют учеников, но требуют много времени.

Детальный разбор работы сети ChatGPT и тестирование на различных примерах.

С Ютубом, как и с подкастом, проблема в том, что их эффективность тяжело замерить — кроме прямых переходов они создают брендовый трафик, который нельзя разделить по каналам.
В целом на таргетинг я трачу 100 000−150 000 рублей в месяц, на посевы — примерно 70 000 рублей. Ещё ретаргетинг — 10 000−20 000 рублей в месяц. И СPA — доля от продаж — те же 10 000−20 000 рублей.
Большим шагом в развитии школы вижу запуск других авторов. Когда бизнес держится на одном человеке — это проблема. Нужно писать курс, делать видео на для канала и ещё много всего — на это уходит много времени, и важно поймать момент, пока это не превратилось в рутину. Важно делегировать.

Хочу сделать PurpleSchool более автономным бизнесом, а не продвинутой самозанятостью.
Как открыть онлайн-школу

На что обратить внимание, если вы хотите открыть онлайн-школу и выйти в плюс

  • Качество записи и длительность уроков. Важно, чтобы курс приносил ценность за минимальное время. Я смотрел статистику — уроки дольше 10 минут люди не воспринимают. Да и визуально курс на 150 уроков выглядит солиднее.
  • Движок, соответствующий предпочтениям и возможностям. Нужен лендинг, который будет продавать — возможно, это получится реализовать даже на Тильде.
  • Стратегия. Идёте на свою платформу и сами делаете маркетинг, либо идёте на готовую платформу и не заботитесь о маркетинге, но отдаёте комиссию. Новичкам рекомендовал бы второй вариант — откуда-то же надо брать людей. Но если есть канал с прокачанной аудиторией, отлично — подойдёт первый вариант.
  • Ценообразование. Частая ошибка — продавать курсы слишком дёшево. Экспериментируйте, наливайте трафик — смотрите конверсию. Не падает? Супер, ставьте цены выше.
Ну, и главный совет — фигачить.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?