Это наша точка опоры

История онлайн-школы при синагоге
История онлайн-школы еврейских знаний.
«
»
На платформе Zenclass активно работают более 600 онлайн-школ в месяц. У каждой из них — свой путь: с успехами, сложностями и особенным опытом. В журнале мы делимся честными историями клиентов — чтобы вдохновить, уберечь от ошибок, помочь посмотреть на инфобизнес под другим углом и просто поддержать.
Руководители онлайн-школы еврейских знаний при Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга
Анна Бродоцкая
Мойше Трескунов
— Всякое просветительство, и еврейское не исключение, долгое время существовало как бесплатные лекции общества «Знание». Мы использовали разные способы привлечения — расскажем, покажем, ещё и покормим. Но время менялось, и стало понятно: возникают другие форматы, где интеллектуальный досуг можно продавать — остаётся только доупаковать его как продукт.

В 2007 году у нас впервые возникла идея сделать курс по иудаизму, который включал бы в себя всё самое главное по теме. Тогда же пришла дерзкая мысль попробовать за него ещё и деньги взять. Этот опыт оказался удачным.

Мы увидели: формат локальных курсов по понятной теме, с понятной программой, началом и протяженностью — то, что нужно.

Дальше добавили интеллектуальные развлечения — разовые лекции с интересными спикерами. Появилось много коротких курсов. В таком формате мы работали много лет. А потом началась пандемия.
Как школа переходила в онлайн. Трудности и решения

Переход в онлайн

Как и большинство, во время локдауна мы оказались в сложной ситуации. У нас было несколько проданных платных курсов — пришлось срочно решать, возвращать деньги или придумать иной выход.

Мы выбрали второе: очень быстро нашли платформу и разместили курсы. Изначально перенос из офлайна в онлайн был копипастом — мы не осознавали, что в онлайне своя специфика и отдельные инструменты обучения.

Первое время были в эйфории — вау, мы ничем не ограничены, можно каждый день фигачить по три курса.

Порой шаг от додумывания курса до публикации на платформе занимал 10 минут. Но скоро поняли, что неправильно оценили свои силы и не нужно обольщаться.

С опытом мы увидели, что функционал платформы — не просто вишенки на торте: для онлайн-обучения необходимы всевозможные механики взаимодействия с учениками. Это и есть то, что отличает платные курсы от бесплатного контента, которого в свободном доступе много и хорошего качества.
Чем отличается онлайн-обучение и офлайн-занятия в синагоге

Чем офлайн-обучение в синагоге отличается от курсов в онлайн-школе

В офлайне мы проводили собеседование с каждым желающим учиться у нас. В конфессиональные учреждения, случается, приходят люди с особенностями поведения. Чтобы человек мог нормально участвовать в работе группы и всем было комфортно вместе, мы задавали вопросы. Разбирались в мотивах, смотрели, насколько соответствуем его ожиданиям от обучения, направляли на ознакомительный курс или туда, где больше вовлечения в тему. В онлайне таких собеседований нет.

Ещё одна специфика нашего обучения, которая не переносится в онлайн — запрос на развлечение. Слушателям курсов в синагоге прикольно прийти в интересное место, получить ответ на интригующий вопрос — например, был ли Репин евреем? Там мы видели, что есть запрос, приглашали спикера — получался интеллектуальный ивент.

В онлайне люди не готовы развлекаться — они хотят именно учиться.

Мы заметили: чем более учебным выглядит курс, тем лучше он продаётся. Поэтому сейчас одна из наших задач — упаковать все образовательные продукты, чтобы они были максимально похожи на учебный курс.

Огромный плюс онлайна в том, что мы не скованы возможностями помещения. За счёт этого выросли в продажах. География тоже расширилась — за границей выгодно покупать по нашим ценам. Например, у нас немало русскоязычных израильтян, а на курсе еврейской каллиграфии есть ученица из Лондона. Часть прироста обеспечивают питерские ученики — из тех, что живут далеко от синагоги и раньше до нас физически не доходили.

И конечно, мы стали свободнее в приглашении лекторов — в офлайне могли привезти спикера, только если получали финансирование. В то же время в онлайне меняется коммуникация, преподавателю тяжелее держать внимание аудитории и модерировать дискуссию.
Как устроена онлайн-школа еврейских знаний

Как устроена онлайн-школа еврейских знаний

Уникальна ли наша школа? Где-то есть подобное, но скорее академического плана. Например, лекции, которые читают преподаватели Иерусалимского университета, не совсем подходят для желающих просто ознакомиться с темой.

Именно в плане неформального образования мы аналогов не знаем. И совершенно точно мы пионеры в одном вопросе — первыми сделали обучение при синагоге платным. Не потому, что жадные.

В нас летели шишки — как же, евреи берут деньги. Но так мы сохранили рабочие места сотрудникам, поддержали лекторов и многих людей вокруг. Преподаватели говорили: «В этом безумии мы чувствуем себя востребованными, школа — наша точка опоры».

Для нас онлайн-школа — не системообразующий бизнес, а важное дело, которое продолжает миссию синагоги.

Руководим проектом мы вдвоём: я отвечаю за техническую составляющую и рекламу, Анна — за тематику, содержание курсов и договорённости с преподавателями.

Также у нас есть администратор онлайн-школы — библиотекарь синагоги. Она даёт доступ к платформе, курирует взаимодействие с учениками. Ещё один сотрудник синагоги помогает с рекламой курсов.

Также есть преподаватель иврита, которого можно назвать штатным, — мы много лет сотрудничали в офлайне, а сейчас и по онлайн-курсам. Часто задействуем в образовательном процессе раввинов из синагоги.

В нашей онлайн-школе широкая линейка курсов. Хорошо идут обзорные материалы по общей теме. Например, открытые курсы по иудаизму — самые аутентичные и естественные для нас. На курс по еврейской каллиграфии группу набрали влёт. Но самые популярные курсы — языковые. Сначала был иврит с нуля, а сегодня к нему прибавились курсы идиша, английского и испанского.
Почему онлайн-школа выбирает Zenclass

Выбор платформы. Почему Zenclass?

Мы остановились на Zenclass по сумме обстоятельств. Видно, что проект делали люди, которые понимают потребности клиентов — начать работать с платформой сразу и не проходить курс, как ей пользоваться. Приятно иметь дело с поддержкой, которая прислушивается к пожеланиям, есть ощущение участия.

Богатый функционал для наполнения уроков — многие вещи хорошо предусмотрены. Есть классные штуки именно для языковых курсов.

Бывает, не успеваешь подумать — хорошо бы, чтобы появилось вот это, а оно раз — и появляется.

Площадка развивается, и нам нравится в этом участвовать. Мы развиваемся вместе с ней.

Продвижение онлайн-школы, доходы и расходы

Продвижение онлайн-школы, расходы и доходы

Основной канал продвижения для нас — Фейсбук*. На странице школы, откуда мы показываем рекламу, больше 1000 подписчиков. В Инстаграме* — около 500.

Плюс прокачаны соцсети синагоги: несколько групп в Фейсбуке* с суммарной аудиторией около 20 000 человек, во ВКонтакте — для Питера это важная площадка. Недавно для синагоги сделали ТикТок, для онлайн-школы — телеграм-канал.

Хорошо работают мейл-рассылка для предложений синагоги и рассылка самой онлайн-школы на базе платформы. Помимо таргетинга в соцсетях, используем Яндекс. Директ и осваиваем Гугл.Адвордс.

В среднем бюджет на продвижение курса — около 3000 рублей (не всегда в него укладываемся). Маржа отличается от курса к курсу — гонорар преподавателей существенно зависит от места, где они живут. Бывает, что курсы уходят в минус, а языковые, напротив, окупаются во много раз. Примерная прибыль онлайн-школы — 20−25% от оборота.

Когда покупают курс — это адреналин. Бывает, только создашь курс на платформе, а его уже купили. Это позитивная деятельность, на которую подсаживаешься. А когда нет продаж и твои действия не дают результата, мучаешься: придумал не то и всё бессмысленно. Или например, понимаешь, что для какого-то курса было бы лучше найти более компетентного куратора, но сейчас обходимся своими силами — иначе это просадит рентабельность.

*принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской на территории Российской Федерации

Хороший урок для перфекционистов: чтобы школа работала, нужно понимать — вот это я делаю на определённом уровне качества, а вот здесь — как получится.

Главное — уметь балансировать. Вот такая школа жизни, хоть и онлайн.

Планы развития онлайн-школы

Повышение качества видеоуроков, расширение аудитории и смешанное обучение: планы школы

Первым делом мы хотим повысить качество, а с ним и цены. Редактировать записи, лишнее подчищать. Лучше наполнять материалами сами уроки — чтобы ушедший эффект живого взаимодействия заменялся методическим оснащением.

Планируем ещё активнее развивать обучение языкам — видим в этом перспективу роста. Так же, как и в освоении непитерской аудитории — важно продолжать расширять географию, охватывать новые регионы.


В первые месяцы пандемии было ощущение, что это скоро закончится, но даже тогда мы понимали, что формат онлайн-курсов стоит продолжать. Сейчас обдумываем идею смешанного формата.

Есть аудитория, которая хочет приходить в синагогу. Есть те, кто иногда могут, а иногда нет. А есть люди, которые физически находятся в другом месте, но им интересно проходить наши курсы. Надо нащупать правильный формат, чтобы никакая из этих аудиторий не чувствовала себя брошенной — когда настанут лучшие времена.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?