Онлайн-школа мыловарения

Чтобы обучать, нужны живой опыт, квалификация и чёткий план. Иначе это просто поток информации»

Анастасия Бережная — о школе ремесленного мыловарения, самоценности и умении идти вперёд, даже когда очень трудно.

«

Продолжаем рассказывать истории онлайн-школ — пользователей Zenclass. Смелые идеи, ошибки и решения, советы для тех, кто только заходит в онлайн-обучение, и важный опыт для всех.
основательница «Школы Бережного Мыла»:
Анастасия Бережная
— У меня онлайн-школа, где мы учимся создавать натуральное мыло в домашних условиях по всем канонам химии. А эта история, скорее, не про обучение как стартап или бизнес-идею, а про попытку сохранить или даже обрести себя. И, возможно, она в кого-то вселит решимость и придаст уверенности в своих силах.

Мыловарение пришло в мою жизнь пять лет назад в очень непростой период. На тот момент мы с мужем и тремя детьми переехали из Казахстана на Сахалин по программе переселения, практически в никуда. Ни родственников, ни друзей — никого. Рождается четвёртый ребенок, и вскоре становится понятно, что у третьего серьёзная задержка развития.

Мужа практически нет дома, он уходит на зиму в море. И мне нужно быть не просто мамой, а оформлять инвалидность, ездить по специализированным учреждениям, чтобы диагностировать, лечить, вытягивать ребёнка. При этом есть другие дети, которыми тоже надо заниматься. В этом дико загруженном состоянии, в давящей атмосфере мне нужна была хоть какая-то психологическая гавань, и я решила заняться чем-то для себя.

Сейчас вообще не понимаю, откуда выкроила время и силы, но это было жизненно необходимо, чтобы элементарно сохранить рассудок.

Если бы мне тогда сказали, что буду рассказывать огромной аудитории про собственный проект…

Нужно было что-то, что можно сразу взять и делать. И я конкретно увлеклась домашним мыловарением. Тут и творчество, и включение мозгов, и есть технический момент. Погружалась глубоко, а поскольку у меня диплом биофака МГУ, то быстро поняла — что-то не клеится в плане технологии, никак не стыкуется. А практикующие мыловары не могли толком разъяснить.

Углубляюсь в техническую литературу, постепенно понимаю, где какие прорехи, и раскручиваю тему технологичного, научного подхода в этом ремесле. Так я досконально разбираюсь в теме, и это уже не просто попытки отвлечься, а важная часть моего мира.

И в тот момент в силу обстоятельств мы снова переезжаем, на этот раз в Калининградскую область, и снова всё с нуля. Только теперь семья ещё подросла — у нас четыре ребёнка и пятая беременность.
Запустить свой курс в декрете

Первые шаги делала сразу в онлайне, потому что с пятью детьми в принципе не могла никуда выбраться

Я постепенно начала говорить в соцсетях о том, что есть несостыковки, о том, как процессы объясняет наука, как грамотно заниматься этим ремеслом. И это переросло из увлечения во что-то большее, значимое и вдохновляющее.

Сначала свой продукт позиционировала как просвещающий, не заточенный на обучение. Цель была — найти сторонников, профессионалов, достаточно квалифицированных. А если таких нет — вместе вникать и расти, чтобы был круг ремесленников достойного уровня, и уже находиться в среде мастеров.

Я проводила длительные, подробные прямые эфиры. И оказалось, людям зашло. Мне говорили: «Настя, это здорово! Становится всё понятно, тебе надо учить платно». А я всё никак — в голове сидело, что «декретница», да ещё с пятью детьми, не может затевать свои проекты и уж тем более зарабатывать. И это всё просто для души, для себя. Но люди просили, и я решилась.

В iPhone хорошая камера, приходилось лишь настроить ракурс. Самозанятость оформила буквально за пятнадцать минут, тоже никаких сложностей.

Несколько месяцев преподавала в индивидуальном порядке. В Инстаграме* и мессенджерах были персональные созвоны с ученицами, и я рассказывала про это в блоге. А потом на базе закрытой страницы сделала небольшой курс.

*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории Российской Федерации.

Мне так нравилось! Достаточно было просто включить телефон, сесть в пустой комнате и давать людям квалифицированную и интересную информацию в доступном формате. И в то же время сама могла буквально «вынырнуть» из дома на какое-то время.

Вложений поначалу не было практически никаких, разве только мои знания, усилия и энтузиазм. Заработок вообще не был целью, я никогда во главу угла не ставила выгоду — важнее реализация и стремление найти близких по духу людей.

Примерно первые полгода всё, что приходило от преподавания, тратила на то, чтобы развить это направление: закупку ингредиентов, материалов, книг, оборудования. Это были небольшие траты, но и доход был не такой большой.

Потоковое обучение запустила в 2021 году. Я набирала 2−3 потока в год, и доходность была очень разная. Надо было попасть в периоды, когда мастера-мыловары не были заняты продажами. Я этого поначалу не улавливала, и поэтому какие-то потоки приносили 20 тысяч, а какие-то могли быть на 100 тысяч рублей и больше. Оно и до сих пор остаётся по-разному.

Было круто, что я почувствовала востребованность. Люди приходили, с интересом слушали и понимали, что я хочу до них донести. Это, наверное, больше личное, потому что для домохозяйки с десятилетним стажем, для многодетной мамы очень важно быть услышанной и востребованной.

Первые несколько месяцев было трудно. Нужно было чётко разбираться в теме, преподносить материал понятно и последовательно. И конечно, приходилось выбираться из «оболочки» домохозяйки, иначе выглядеть, по-другому общаться.

Сейчас, просматривая те эфиры, слезами обливаюсь была так зажата! Это было скучно и выглядело не очень, если честно. А люди шли, вникали и благодарили. Им было понятно, о чём я говорю, и это самое главное, всё остальное пришло с опытом.

Как только я начала преподавать, перестала тянуть деньги из семейного бюджета на развитие направления. А где-то через год уже смогла выводить доход из обучения. Я ведь не только обучала, но и продолжала свою практику, повышала собственный уровень.
Выбрать платформу для курсов

Zenclass помог мне создать школу и продвигать её без привлечения штата сотрудников

Zenclass я выбрала два года назад, когда стали закрывать зарубежные площадки и сервисы. PayPal и Инстаграм* отменялись, и встал вопрос, где работать. На тот момент у меня были курсы только на базе закрытой страницы в соцсети, и я решила переезжать на специализированную платформу.

*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории Российской Федерации.

Просто смотрела в интернете, какие ресурсы есть на рынке. Однозначно хотела использовать именно отечественные. Вот так и выбрала Zenclass. За две недели пробного периода загрузила весь материал одного курса, освоилась с инструментами. И осталась.

С удовольствием работаю и сейчас. Использую эквайринг, с ним очень удобно. Нравится скорость реагирования техподдержки. Всегда объяснят технические моменты, оперативно решают любые вопросы. Это на первых порах было нужно, я обращалась за помощью. И сами специалисты связывались, предлагали помочь. Такое участие комфортно мне и ученикам. Вообще не переживаешь за техническую сторону.

Наличие такого продуманного сервиса помогло мне создать полноценную школу, содержать её и продвигать без привлечения внешнего штата, приглашения специалистов. Это для меня очень важно.

Платформа — ресурс, который правда помогает тем, кто, как и я, по разным причинам может работать только дистанционно, с минимальным техническим оснащением, без нанятых технических работников и знания устройства сервиса.

А ещё радуют информационные ресурсы Zenclass. Всегда можно найти ответ в Базе знаний. Плюс журнал, который регулярно выпускает статьи, их очень интересно читать. Причём на самые разные темы. Нравится ориентированность именно на обычных, «земных» экспертов и онлайн-школы. Много для себя нахожу.

В итоге я уже больше двух лет с Zenclass и могу совмещать своё дело и не самое беззаботное материнство. Дорогого стоит.

Онлайн-школа ремесленного мыловарения

Ученики остаются со мной столько, сколько сами пожелают

В этой сфере в основном показывают практику. Как взяться, куда налить, как разогреть, в чём смешать. И до появления моей школы были в основном именно такие курсы, и сейчас много. Практику и в офлайне дают, и на мастер-классах, попробовать руками можно в любом формате.

В основном пропагандируют нечто красивое, вкусно пахнущее, целые картины в мыле делают. Но, увы, это не столько мыловарение, сколько использование мыльной массы в качестве материала для творчества. Это не совсем про мыло.

Многие приходят учиться, влюбившись в ремесло по тем картинкам и рассказам, которые тиражируются, но не дают знаний, а вызывают ещё больше вопросов. Кстати, часто люди задают те же вопросы, которые в своё время задавала я, и не находила ответов. Теперь ответы у меня есть.

У нас акцент как раз на основах ремесла, намного больше теории по сравнению с другими школами. Это, скорее, про понять, как работает мыловарение.

И когда ученики на курсе понимают это, а у меня это разложено по полочкам, то либо хотят заниматься именно мыловарением, готовить продукт высокого качества, и тогда из них получаются хорошие мастера-мыловары, либо уходят в более креативное изложение. И я отношусь с пониманием, просто этим людям важна в первую очередь именно творческая реализация.

С учениками у меня очень тёплые отношения. В школе никогда не было массовых потоков, и каждому из своих учеников я ничего не навязываю, никуда не тяну. Мы работаем вместе.

Самое потрясающее — это слышать: «Ничего себе! Я никогда и не подумала, что это вот так!» Мне нравится раскрывать сложные темы простыми словами так, чтобы они доходили абсолютно до каждого. Тебя слушают люди, которые, возможно, и химию с физикой в школе на троечки сдавали, но они понимают то, что я рассказываю. У них меняется взгляд на любимое занятие. И они начинают любить ещё больше, потому что досконально понимают, как это всё работает, по каким законам.
Рассказываю и показываю, как работает технология:

Ученики начинают видеть ценность знаний, чувствуют себя увереннее, потому что могут контролировать то, что раньше казалось магией. Вот это для меня самое большое достижение в преподавании.

Ко мне в школу приходят навсегда. Каждый, кто приобрёл курс, находится на нём столько, сколько захочет.

Я набираю потоковое обучение и те ученики, которые зашли полгода-год назад, имеют возможность снова присутствовать при живом общении на прямых эфирах и снова включиться в материал, попробовать его изучить, задать вопросы.

Если вы сейчас прослушали и чего-то не поняли, вы можете вернуться к этому со следующим потоком. Отложите, пусть курс полежит полгода. Потом мы встретимся и снова всё проработаем. У меня есть ученицы которые по 3−4 раза возвращались, и это очень радует.

У каждого своя скорость изучения, «укладывания» знаний в голове, поэтому возможность снова и снова прослушать материал, где-то другими словами, в другой обстановке — это действенный метод и важная психологическая подмога.
Онлайн-школа многодетной мамы. Кейс

Сейчас школа приносит доход и даёт возможность совершенствовать мастерство

В онлайн-школе 4 продукта:
  • Открытый бесплатный курс, который знакомит учеников со мной, деятельностью школы, направлениями практики;
  • «Большая теория мыла»;
  • «Практика клеевого мыла» и «Практика ядрового мыла» два разных уровня углубления в технологию.
Самый востребованный — курс по теории, потому что он универсальный для любой практики, которая существует в мыловарении в принципе.

Обязательно прислушиваюсь, о чём спрашивают, о чём рассказывают, чем восторгаются, чему огорчаются. Это отдельный пункт в живом преподавании — как учитель передаёт ученикам знания либо опыт, так и ученики его тоже учат. Эксперт всё равно своего рода «учебник», в своих знаниях. А ученики его приземляют, возвращают к реалиям.

Рекламу я никакую не использую. Есть страница в соцсети, личный аккаунт в Телеграме (@Berezhnaia_Anastasiya), моя репутация и вера в людей, которые хотят расти.

Ещё присутствую на мыловаренных форумах и в чатах, например, на BillerSoap. Мне интересно общаться с коллегами и в принципе со всеми, кто практикует.

За три года преподавания я вложилась по максимуму — сколько хотела и в какие хотела направления. Сейчас школа позволяет мне выйти на личный доход в семизначную годовую сумму, и это очень даже здорово.

Дефицитом остаются время и рабочий ресурс. Если развиваться дальше и глубже, то это уже вкладывать всё своё время, а его не хватает катастрофически, и за деньги не купишь.

Запустить свой онлайн-курс

Одно дело, когда обучение преподносится как кружок по интересам, и совсем другое, если это профессия или ремесло

Тем, кто только начинает свой путь в создании курса и запуска школы, я рекомендую в первую очередь обращать внимание на профессионализм, уровень той информации, которую транслируете.

Мало просто разбираться в вопросе, чтобы начинать обучать, — нужно иметь живой опыт, квалификацию и чёткий план, как эту информацию доносить. Иначе это просто поток информации, который плохо усвоится и не найдёт применения в практике. Поэтому курс должен быть обучающим.

И всегда нужно смотреть, кто перед тобой. С какими интересами пришли, с какими запросами. Это очень важно, чему бы мы ни обучали. Например, на курсах «по мылу» кому-то важна экология, кому-то косметология, а кто-то хочет разбираться просто в маслах и жирах, и экология его не интересует. И каждое из этих направлений мне нужно уметь раскрыть и объяснить.

Если идёт речь о навыке, о профессии и образовании, то преподаватель должен не просто выложить факты на тему, а иметь в голове полную картину, как и каким путём провести своих учеников до определённого уровня знаний.

Ещё хотелось бы посоветовать помнить, что каждый человек, встреченный на пути, приходит со своим мировоззрением, своим уровнем образования и моральных ценностей. Всегда помните о том, что абсолютно любое ремесло очень многогранно, и можно смотреть на него с разных точек зрения. И если встречаются нестыковки, даже конфликты, нужно быть готовыми доносить информацию, где-то и отстаивать свою позицию.

Когда точка зрения вашего оппонента или просто интересующегося человека не совпадает с вашей, в этом нет ничего страшного. Если проявить терпение и приложить усилия, то возможно, вы получите пытливого ученика, коллегу или даже станете близкими друзьями.

Онлайн-школа из дома

Кто я сегодня? 0бразованный и востребованный специалист с уникальным направлением и финансовой независимостью

Я упоминала в начале, что само направление и развитие школы, они про попытки сохранить себя и индивидуальность. Так оно и есть. Именно благодаря этому после пяти декретов и череды сложностей мне удалось сохранить самоценность.

Этим летом у нас распалась семья, я одна осталась с детьми и прохожу трудный послеразводный этап. Но даже в такой сложный период, будучи многодетной мамой и мамой ребёнка-инвалида, я смело смотрю в будущее и верю, что у меня все будет хорошо: получится заниматься и детьми, и бытом, и преподаванием, и практикой.

Сейчас мне нужно время побыть один на один со своими мыслями, планами. Собираюсь снизить активность в интернете, перейти в более такую тихую, камерную работу. Поэтому пока отстранилась от соцсетей и хочу побыть немного в своём мире.

А ещё решила вернуться к написанию книги. Я начинала её ещё до начала преподавания, но рада, что переключилась на ведение курсов: пообщалась с людьми, приобрела опыт системного донесения информации. И теперь уже могу это воплотить в виде полноценной книги. В прошлом году я прошла курсы повышения квалификации на химическом факультете МГУ, и эти знания тоже вложу в этот труд. У меня теперь более чёткое видение системы при подаче, доведении материала. Это здорово поможет при написании.
Благодаря тому, что у меня уже есть колоссальный объём академических знаний и профессиональный опыт, я могу и обучать, и работать над книгой. И это то, что сейчас действительно нужно мне и моей семье.

Да, не всё просто, но у меня есть образование, навык работы и замечательная школа, а значит, я могу реализовывать себя, помогать людям и постигать любимое ремесло, оставаясь мамой.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?