CRM-система для онлайн-школы

CRM-система для онлайн-школы: зачем нужна и как выбрать подходящую


Разбираем сервисы для оптимизации продаж, коммуникаций с клиентами и работы с командой.
Всю информацию по работе с клиентами и внутренним процессам школы можно собирать в разных местах: в гугл-доках, excel-табличке или даже в блокноте. Только это не очень надёжно: записи не систематизированы и теряются, наглядности мало, а проанализировать бизнес с таким подходом — всё равно, что сводить бюджет на счётах.

Современное решение — CRM-системы, которые хранят, систематизируют и помогают анализировать все касания с клиентами.

Расскажем, чем такие сервисы полезны онлайн-школам и как их выбрать.

Содержание

CRM-система

CRM: что это и где применяется

CRM (Customer relationship management) — специализированная программа, в которой зафиксирована вся история взаимоотношений с клиентом. Сервис умеет записывать, хранить и структурировать данные о клиентах, кампаниях и сделках.
Главное качество CRM — системность. Это не просто база данных, а решение, которое позволяет учитывать каждый шаг клиента и строить бизнес от его потребностей.
А значит, у школы появляется больше возможностей планировать и оценивать каждый этап продажи. Например, предлагать дорогой флагманский продукт только хорошо прогретой аудитории, а не всей базе подписчиков.
CRM зачем нужна

Какие задачи решает CRM-система в онлайн-школе

Есть мнение, что автоматизация базы нужна только крупным школам, с большим количеством учеников и масштабными оборотами. И ещё, что CRM — это дорого и технически сложно.

Поэтому руководители часто склоняются к мнению: мы пока запустимся без этого всего, а когда бизнес пойдёт, тогда и оцифруем.

И скорее всего, на это уйдёт уйма времени и ресурсов.
Потому что придётся:
— собирать и переносить вручную базу учеников;
— переобучать сотрудников;
— смириться с тем, что часть аналитики потеряна навсегда.

Очевидно, что внедрение очередного сервиса — не дань моде, а оправданное улучшение, которое повысит результативность.

Если в процессе запуска онлайн-курса не мониторить и потом не анализировать, где ученики бросают курс или почему вообще отказываются от покупки, корректировать стратегию и добиваться лучших результатов придётся наугад.

Олег Югай,
«Не представляю работу онлайн-школы без CRM. Три года назад, когда запускали школу, обходились без неё. Точнее, какое-то подобие CRM-ки было на платформе для курса, но функционал нас не устраивал. Поэтому через полгода стали работать с дополнительным сервисом, а старые данные переносили с помощью интегратора — и это, конечно, стоило денег.
Если говорить про минусы CRM-систем, то их нет. То есть лучше любая, с самым простым функционалам, чем без неё.
Главная функция для нас — это аналитика работы отдела продаж. Мы видим все этапы продаж, закрытые и незакрытые сделки и эффективность каждого менеджера. СRM — это часть системы автоматизации бизнеса, которая помогает масштабироваться.

Почему начинающие онлайн-школы часто не используют CRM-ки? Потому что стартапы — это зачастую история без регулярного менеджмента, им как будто не до CRM. Главное — не прогореть. Решения принимаются стихийно, а проблемы устраняются по факту, поэтому инструменты автоматизации применяются редко. А зря.

Как продюсер, запуская новый edtech-проект, я внедряю CRM-системы сразу, на старте. Потому что онлайн-образование — оно всё про автоматизацию».
Чем раньше начать использовать CRM-решения, тем проще организовать учёт важных сведений и вести эффективную бизнес-аналитику.

Основные функции CRM-системы для онлайн-школ

  • Собирает данные обо всех учениках в единой базе
Контакты, возраст, дни рождения или другие данные, с помощью которых можно выстроить диалог с потенциальным учеником.
Например, день, когда он подписался на блог онлайн-школы. Чем не повод напомнить о своём существовании и заодно предложить выгодные условия обучения?
  • Систематизирует историю взаимоотношений с клиентами
Полная история коммуникации, от первого касания до продажи или отказа. CRM подскажет, кому и когда пора перезвонить или написать, а кому предложить горящую акцию. Помогает менеджерам по продажам выстраивать конструктивный диалог, персонализировать подход.
  • Анализирует воронку продаж
CRM-система анализирует маркетинговые метрики: от конверсии и среднего чека, до более сложных — пожизненной ценности клиента и рентабельности рекламных компаний.
Программа отслеживает, где у потенциальных учеников растёт интерес к продукту, а где, наоборот, проседает. Собирает возражения и страхи аудитории, ищет тонкие места и точки роста. Руководителю и маркетологу остаётся только сделать правильные выводы, чтобы улучшить продукт.
  • Собирает статистику о работе команды
В CRM удобно выстраивать внутренние процессы онлайн-школы.
Не нужно вспоминать, кто как отработал за прошлый месяц, собирать отчёты с исполнителей, сводить продажи вручную. Плюс регулярный контроль и прозрачная оценка KPI стимулируют менеджеров по продажам.
  • Упрощает передачу дел от одного сотрудника к другому
Никакой бумажной волокиты и объяснений «на пальцах». Всё уже в системе — остаётся грамотно делегировать и обеспечить доступы.
  • Автоматизирует бизнес-процессы
Экономит время на выставлении счетов, регистрации заявок и других повседневных технических процессах.
  • Помогает маркетологам
Сегментирует аудиторию по заданным параметрам, а на основании истории отношений прогнозирует спрос и потребности потенциальных учеников.
CRM функции

Как работает CRM

СRM состоит из пяти ключевых модулей:
  • Работа с базой
  • Управление продажами
  • Автоматизация бизнес-процессов
  • Аналитика
  • Интеграция
Могут быть и дополнительные блоки, но эти пять — база.
Пример того, как работает CRM:
  • В онлайн-школу поступает заявка на обучение. Система определяет, откуда пришёл клиент и фиксирует это в карточке.
  • Запускается сценарий продаж, который поможет менеджеру ничего не забыть в процессе. CRM-система напомнит, что нужно перезвонить, а потом — отправить дополнительный бонус или собрать обратную связь. Конечно, сценарий нужно предварительно прописать.
  • В зависимости от действий клиента, система может добавить его в рассылку или отправить подборку публикаций, которые закроют возражения.
  • Сервис собирает данные и анализирует эффективность сделок по основным метрикам.
Важный момент: CRM-система не работает в вакууме. Её нужно интегрировать с IP-телефонией, сайтом, мессенджером и другими сервисами, которые есть в инструментарии школы.
Есть нюансы:
  • Нужно быть готовыми к возможному сопротивлению команды
    Особенно, если какое-то время функционировали без CRM. Учитываем и отрыв от рабочего процесса, и вероятные расходы на специалиста, который разложит всё по полочкам.
  • Сопровождение и техподдержка
    Многие поставщики CRM-сервисов включают техническую поддержку в стоимость, и это отлично. Если такой опции в услуге разработчиков нет, а обойтись своими силами сложно, можно отдать поддержку на аутсорс или нанять специалиста.
  • Информационная безопасность
    Защита от хакерских атак, уникальные пароли вместо «по умолчанию», сегментирование доступов и регулярное резервное копирование — это технический минимум.
Работа с инфоповодами

Популярные CRM для онлайн-школ

Сервисы отличаются не только функциональностью и тарифами, но и возможностями для масштабирования.
По словам разработчиков, самая лёгкая СRM на рынке: запуск в первый же день, минимум кликов, без обучения и адаптации сотрудников.
Есть автофиксация заявок, автоматизация воронки продаж, интеграции, аналитика, встроенный мессенджер для команды, онлайн-бот. Удобно, что продукт гибкий — можно без навыков программирования адаптировать готовые расширения под свои задачи. Сервис с техподдержкой и тестовым периодом.
Единая платформа, в которой есть всё для организации онлайн-офиса. Битрикс автоматизирует коммуникации и продажи, и хоть не заточен под онлайн-школы, может существенно упростить механику бизнес-процессов от планёрок до анализа KPI. Есть бесплатный стартовый тариф и тестовый период. Обратиться в поддержку могут только пользователи коммерческих тарифов.
Сервис изначально позиционировал себя как систему для детских и образовательных центров, но сейчас предлагает автоматизацию и другим видам бизнеса. Предлагает инструменты для коммуникации и планирования, учёт клиентов, лидов и сотрудников, интеграции с другими сервисами. Есть тестовый период.
Система для автоматизации школ, образовательных и учебных центров дополнительного образования. Среди функций не только аналитика, автоматизация продаж, интеграции и контроль за персоналом, но и встроенное расписание занятий, автоматический расчёт абонементов, учёт и анализ финансов. Можно попробовать бесплатно.
Разработана для школ и детских центров. Есть учёт абонементов и посещений, онлайн-платежи, расписание занятий для сайта и ВКонтакте, расчёт зарплат педагогам, интеграции и отчёты. Что здорово: бесплатный тариф, если занимается до 5 групп.
Какую CRM выбрать

На что обращать внимание при выборе CRM для онлайн-школы

Чек-лист ключевых параметров CRM-системы для онлайн-школы:
  • Простота настроек и интерфейса
    Чем понятнее система для пользователя, тем меньше трудностей вызовет её внедрение и практическое применение. CRM-система призвана сделать жизнь проще. Если на каждый шаг нужна инструкция на пять страниц, так ли это упростит работу команды.
  • Техподдержка
    Если школа раньше не использовала автоматизацию и комплексные цифровые решения, то оперативная и чуткая поддержка выходит на первое место. Индикатор — вопросы не остаются без ответов, а сотрудник реально помогает решить проблему.
  • Кастомизация
    То есть возможность изменять систему под потребности конкретной онлайн-школы. Здорово, если такое возможно, а ещё лучше — если за это не придётся платить дополнительно.
  • Интеграция
    Важен коннект с сервисами, которые школа использует в работе — чтобы было всё корректно и удобно.
  • Цена
    Не только стоимость тарифа, но и дополнительные траты. Если настройка, обучение, обновления выливаются в существенные доплаты, возможно, стоит рассмотреть другую CRM-систему.
  • Тестовый период
    Большинство CRM-систем дают возможность тестировать функционал бесплатно. Стоит попробовать сервис в деле, чтобы понять — насколько подходит этот вариант для задач конкретной школы.
А ещё можно посмотреть в кейсах или отзывах, какие задачи и как уже решались на практике.
руководитель компании web-интегратора «O2it.ru»
Константин Башкатов,
«Я еще ни разу не видел, чтобы после качественного внедрения CRM бизнес не вырос. Но громко заявлять, что вся заслуга принадлежит программе, я бы не стал. Потому что чаще всего нет цифр, бизнесы своих реальных показателей не знают, и невозможно сравнить «до» и «после».

Чаще всего к нам обращаются, когда у школы уже есть образовательная платформа, а в ней клиенты, но сам процесс продажи не оцифрован. Среди клиентов есть как классические ВУЗы, так и онлайн-школы и курсы.

Что мы делаем:
  • строим воронку первичных продаж, в которую будут поступать обращения из всех источников;
  • строим воронку повторных продаж, в которую будут попадать клиенты после покупки основного продукта;
  • сводим все каналы коммуникации в единую систему;
  • строим отчётность по воронке и результативности менеджеров.
Чтобы все работало органично, в идеале нужна интеграция CRM и платформы — вовремя открыть доступ, видеть в карточке клиента статус прохождения курсов.

На что однозначно влияет CRM:
  • конверсия: наша статистика — средний прирост около 50%, минимальный — 30%;
  • пропускная способность менеджера — сколько клиентов в день может обработать;
  • скорость реакции на входящее обращение;
  • количество повторных сделок.
Про техподдержку — это может быть внутренний специалист или компания-продавец CRM. Но просто поддержки текущего состояния системы мало для бизнеса, нужно развиваться. А CRM должна своевременно реагировать.
При выборе CRM-системы главное — не ожидать, что получится уместить весь бизнес в одну монолитную систему и автоматизировать абсолютно все процессы.
По моему опыту, CRM — это больше про продажи, цифровую воронку и коммуникацию с клиентами. Среди CRM есть решения, которые заточены под онлайн-образование, но в реальности у них слабый блок коммуникации и отчётности, есть и проблемы с гибкостью. Поэтому для управления расписанием занятий, группами, учётом посещений лучше использовать специализированный софт. К тому же, разделить функционал по системам, которые качественно выполняют свою задачу, и интегрировать их между собой, — гораздо практичнее и безопаснее.

При выборе я бы всё же смотрел на лидеров российского рынка — их продукты активно развиваются, сам бизнес стабилен, уже есть тысячи кейсов применения в сфере онлайн-образования».
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?