Изменения в законах для онлайн-школ

Изменения в законодательстве: важное для онлайн-школ

Как платить налоги и работать без нарушений.
Расскажем, что нужно знать про единый налоговый платёж, маркировку рекламы и обработку персональных данных с учётом последних нововведений.

Содержание

Единый налоговый платёж

Единый налоговый платёж — кому и как платить

С 1 января 2023 года на единый налоговый платёж (ЕНП) переходят все налогоплательщики. Самозанятые могут оплачивать налог на  профессиональный доход, как и раньше, или перейти на ЕНП.
Важно: это не новая налоговая система, а новый способ уплаты налога. Теперь вместо нескольких платёжных поручений все отчисления в одном денежном переводе.
Разберём по пунктам, как работает ЕНП:
  • Каждому плательщику — единый налоговый счёт (ЕНС)
Самим ничего открывать не придётся, счёт автоматически заводит казначейство. Счёт работает как копилка, в которую нужно заранее положить деньги. Сделать это может как онлайн-школа, так и любое другое физическое или юридическое лицо.
По аналогии с копилкой, деньги можно снять, если они числятся как переплата. Для этого подаём заявление в ИФНС. Или оставляем условно лишнее на следующий платёжный период.
  • Что оплачивается через ЕНП:
  • налоги, за исключением НДФЛ иностранным сотрудникам на патенте;
  • авансовые платежи по налогам;
  • акцизы;
  • страховые взносы, за исключением страховки от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • пени, штрафы, проценты.
Есть платежи, которые уплачиваются по своим реквизитам:
  • административные штрафы;
  • взносы на травматизм сотрудников;
  • госпошлины, в отношении которых суд не выдал исполнительного документа;
  • НДФЛ с выплат иностранцам, работающим по патенту.
  • Сроки уплаты ЕПН:
  • ежемесячные платежи до 28 числа месяца, следующего за отчётным;
  • ежеквартальные — до 28 числа месяца, следующего за кварталом.
  • Обязательные уведомления в налоговую
Единый счёт открывается автоматически, но вычислять, сколько заплатить, придётся самим. Считаем, как и раньше, и до 25 числа отправляем в ИФНС уведомление по утвержденной форме, сколько денег списать.
Важно направить уведомление до 28 числа — тогда налоговая всё примет и проведет платёж. Если не уложиться, начислят пени.
  • Порядок списания платежей
Если счёт один, то что погашается в первую очередь?
Сначала налоговая снимет недоимки — все просроченные сборы, которые не поступили в установленный законом период. Потом — текущие налоги/сборы/взносы и авансовые платежи. В последнюю очередь — пени, штрафы и проценты.
Плюсы ЕНД для онлайн-школ:
  • Проще перевести деньги и меньше риска ошибиться, когда заполняете несколько форм.
  • Меньше уточнений по разным платежам — теперь платёж один, а значит, нет риска параллельной переплаты по одним налогам и недоимки по другим.
  • Легче забрать излишки — ИФНС переводит деньги обратно в течение суток со дня подачи заявления. Без заявления деньги автоматически перейдут на следующие платежи.
На что обратить внимание:
  • Все платежи отправляются один раз и одной суммой — нужно считать особенно внимательно. Ошибка будет стоить дорого. Отправлять уведомления важно не позднее 28 числа. А лучше заранее.
  • Если на счёте не хватает средств, налоговая выставит требование о погашении задолженности. Не внесли деньги вовремя — последует взыскание в судебном порядке и блокировка единого счёта.
  • Информация о заблокированных счетах появится в общем доступе, а это значит, что любой желающий может заглянуть во внутренний бухучёт.
Маркировка рекламы онлайн-школ

Что нужно знать онлайн-школе про маркировку рекламы

Поправки к Закону о рекламе вступили в силу еще 1 сентября 2022 года, но предусмотрен переходный период. Напомним, что именно изменилось и что сейчас нужно учитывать в рекламе онлайн-школы.

Суть изменений в законе — теперь вся реклама в российском интернете должна быть:
  • учтена в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), которую создал Роскомнадзор;
  • отмечена специальным идентификатором — токеном.
Основные термины:
ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы, который в течение 5 лет хранит информацию о рекламодателях и креативах.
ОРД — операторы рекламных данных, именно на них возложена функция технической передачи данных в ЕРИР.
Маркировка — обязательная пометка словом «реклама» любого креатива, независимо от того, как он выглядит — текст, видео, статичная картинка, тизер.
Токен — буквенно-цифровой код, который ОРД присваивает объявлению.

Токены привяжут конкретное объявление к конкретному юридическому или физическому лицу, а Роскомнадзор сможет идентифицировать владельца любой рекламы.
Что считается рекламой?
Любое объявление в свободном доступе — контекстная, таргетированная и медийная реклама, коллаборация с блогерами, SEO-статьи, ссылки-кнопки и даже упоминание продукта в тексте или видео.

Не подлежат маркировке только социалка, email-рассылки по базе клиентов и push-уведомления. Ещё не требует маркировки реклама в радио- и телепередачах и программах, если такая реклама без изменений публикуется в интернете.
Как происходит маркировка на практике?
В основном данные в ОРД передают рекламные площадки, агентства и сети.
Совет: если размещаете рекламу через агентство, вносите изменения в договор — делегируйте агентству полномочия по передаче данных ОРД.
Если работаете без посредников, зарегистрировать креатив в ОРД нужно до публикации.
Какие данные предоставить:
— суть объявления, например, «вебинар для фотографов«;
— форма распространения и площадка;
— подробности договора на размещение рекламы — стороны и предмет договора, стоимость, сроки, даты.

ОРД получает данные и присваивает креативу токен. Заказчик подаёт данные о себе оператору рекламных данных один раз, а об отработавших кампаниях — каждый месяц.
На практике социальные сети и рекламные площадки автоматизировали передачу данных от рекламодателя в ОРД. От онлайн-школы требуется в нужных местах поставить галочку согласия и заполнить форму в рекламном кабинете.
На скриншоте пример формы, которую заполняет рекламодатель, когда он запускает контекстную рекламу в Яндекс Директ напрямую, без участия агентств.
Форма данных рекламодателя в рекламном кабинете
А что будет, если не маркировать?
Роскомнадзор и ФАС обозначали завершение переходного периода к марту 2023 года, а после — административные штрафы:
— юридическому лицу, которое не зарегистрировало рекламу, от 100 до 500 тыс. рублей;
— должностным лицам от 4000 до 20 000 рублей;
— физическим лицам от 2000 до 2500 рублей.
Хорошая новость: надзорные органы отложили реальные штрафы, потому что ни рекламодатели, ни владельцы рекламных сетей пока к этому не готовы. 1 февраля интернет-издание «Деловой Петербург» провело круглый стол с участием представителей закона. Роскомнадзор не назвал чётких сроков завершения переходного периода. Штрафы предполагаются, но позже. Однако, ссылаясь на КоАП, ФАС и сегодня может штрафовать юрлица в размере до 500 000 рублей за отсутствие пометки о рекламе и сведений о рекламодателе.
Обработка персональных данных

Что ещё в фокусе: требования к обработке персональных данных

Изменения о порядке работы с персональными данными клиентов и сотрудников вступили в силу 1 сентября 2022.

Пройдёмся по главным пунктам: что делать?
  • Изменить политику конфиденциальности на сайте и способ получения согласия на обработку ПД;
  • Обновить внутреннюю документацию в соответствии с новыми правилами безопасности;
  • Если передаём персональные данные зарубеж, сообщить об этом в Роскомнадзор.
  • Разработать внутренний регламент расследования и уведомления об утечке персональных данных. Если произошла неправомерная или случайная передача персональных данных, уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов. В течение 72 часов нужно провести расследование инцидента и сообщить о его результатах. Если не сообщить информацию госорганам, предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей.
Важно для онлайн-школ: теперь согласие на обработку персональных данных, которое клиент даёт на сайте или в момент подписания договора, должно быть:
  • предметным — обозначаем цель сбора;
  • однозначным — клиент должен подтвердить своё согласие конкретным действием, а не бездействием;
Оформить можно как отдельным документом, так и флажком-чекбоксом около политики конфиденциальности.
Пример оформления формы согласия на сайте:
Форма согласия на обработку персональных данных
Обратите внимание: акцепт — это всегда активное действие, поэтому галочка не должна стоять заранее по умолчанию — именно клиент должен её поставить и выразить тем самым своё согласие.
Требования к политике конфиденциальности

Для каждой цели, например, SMS-рассылки, требуется обозначить:
  • категории и список персональных данных;
  • сроки, способы обработки и хранения;
  • как информация будет уничтожаться.
Политику конфиденциальности теперь нужно опубликовать на каждой странице сайта, на которой собираются персональные данные — одной общей формы недостаточно (ст. 1 п. 10 пп. б).
Обработка персональных данных сотрудников онлайн-школы

Если оператор заблаговременно не уведомит Роскомнадзор о начале обработки персональных данных, то контролирующий орган вправе взыскать штраф в размере до 5 тысяч рублей. Сведения о зарегистрированных операторах содержатся в реестре.

Оператор может уведомить об обработке персональных данных одним из способов:
  • На портале Роскомнадзора распечатать форму, заполнить и отправить в местное отделение. Другой вариант — заполнить форму прямо на сайте и отправить уведомление в Роскомнадзор в электронном виде. Уведомление направляется однократно.
  • Подать заявление через Госуслуги. Нужна подтверждённая учетная запись руководителя, к которому привязана организация на портале.

Главное:

  • Единый налоговый платёж — не другая налоговая система, а новый способ перевода налогов.
  • Маркировку рекламы почти во всех случаях берут на себя рекламные площадки. От школы требуется только корректно предоставить информацию. Штрафы пока отложили.
  • Если онлайн-школа обрабатывает персональные данные учеников, документальную базу придётся серьёзно переработать, а при необходимости привлечь юристов. Если у школы есть сотрудники в штате — не забываем также и про их данные.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?