Грамотно сформулированный договор доказывает факт взаимодействия между школой и учеником, фиксирует условия и результат совместной работы. Это повышает доверие и снижает риски для обеих сторон: клиент понимает, за что платит и какие гарантии получает, исполнитель защищает себя от возможных разногласий и разбирательств.
Для тех, кто работает по лицензии на образовательную деятельность, наличие письменного договора — обязательное условие. Если проверка выявит, что организация не заключала договоры, ей грозит отзыв лицензии.
При этом любая онлайн-школа может использовать оферту. Публичная оферта, адресованная неопределенному кругу лиц, размещается на сайте, её условия не обсуждаются и одинаковы для всех учеников.
Договор представляет собой соглашение нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях. Оферта транслирует позицию одного человека или компании — это предложение договориться.
Когда оферта становится договором?
Чтобы принять условия оферты, достаточно акцепта — согласия на полученное предложение. Это может быть регистрация на сайте, но чаще всего — оплата обучения.
Когда ученик акцептует оферту, она становится договором.
Школа, имеющая лицензию на образовательную деятельность, может начать работу по оферте, чтобы быстрее получить деньги от учеников. Однако необходимо указать в документе, в течение какого времени компания заключает письменные договоры с учениками, а после — выполнить эти обязательства.
А что такое договор оферты с онлайн-школой?
Некорректная конструкция, в которой смешиваются разные понятия: договор — соглашение сторон, оферта — вход в договор, предложение его заключить.
Если путаться в терминах, может возникнуть недопонимание. Например, клиент будет ждать от вас письменный договор, а после забьёт тревогу. Серьезными санкциями это не грозит, но может отнять время и нервы на объяснения с Роспотребнадзором. Используйте термин, который больше подходит для вашего взаимодействия с учениками: оферту или договор.
Что писать в оферте на сайте?
То же, что важно для договора: кто, что и когда делает, сколько стоит услуга и как её оплатить.
Существенные условия к договору возмездного оказания услуг перечислены во второй части Гражданского кодекса. Если делаете оферту для клиентов-физлиц, также пригодится закон о защите прав потребителей, а для продажи обучающих продуктов через сайт — постановление о дистанционной торговле.
Ключевые пункты публичной оферты
1. Предмет договора
Укажите, что получает клиент:
консультационные или информационные услуги;
образовательные услуги (с получением документа о прохождении курса);
доступ к библиотеке медиаматериалов.
2. Порядок обучения
Онлайн-школе с лицензией есть смысл расписать этот пункт подробно: от количества уроков и графика их проведения до сроков выполнения и проверки домашних заданий. Важно также указать, какой документ о прохождении обучения получит ученик.
Если вы предоставляете только доступ к библиотеке материалов, пропишите правила: как пользователь получает доступ, как ознакамливается с материалом, должен ли отчитываться о том, что прочитал или посмотрел.
Добавьте, как долго доступен материал для ученика и есть ли условия продления. Срок лучше указывать в днях, а не в месяцах, и обозначать, с какого момента он считается — например, курс доступен в течение 90 дней, начиная с первого урока.
3. Окончание обучения и выполнение обязательств по договору
Что вы считаете финальной точкой: последний прямой эфир, экзамен, выдачу сертификата, открытие доступа к вебинару или библиотеке материалов?
4. Финансовые условия
Можно прописать детально стоимость курса или указать только общую сумму. Важно перечислить, как принимаете оплату. Если предусмотрены скидки или обучение по подписке, это тоже стоит обозначить в оферте.
5. Условия блокировки
Защитите свою интеллектуальную собственность — укажите, какое использование материала считаете недопустимым, когда вправе отказаться от исполнения обязательств и какие убытки обязан возместить нарушитель.
6. Возврат денег
Еще один момент, который важно обозначить сразу. Разобраться в этом сложном вопросе поможет наша подробная статья.
Что ещё предусмотреть при составлении оферты?
Всё, что клиент может трактовать двояко или не понимать совсем. Представьте себя на его месте — продумайте список слабых мест и потенциальных проблем в работе с ним. Что будете делать, если упадёт сайт или учебные материалы не откроются на компьютере ученика? А если клиент опоздает на онлайн-урок или не выйдет на связь в течение часа?
Не обязательно включать в оферту полный список решений — можно разместить его в специальном разделе на сайте, а в документе только поставить ссылку на этот раздел.
Очевидно невозможно предусмотреть всё заранее: столкнулись с противоречивой или конфликтной ситуацией, обдумали её и нашли выход — добавьте в список на сайте или в оферту.
Совет: Даже если вам кажется, что вы продумали всё до мелочей, часть пунктов всегда можно оспорить в суде. Покажите юристу документ перед публикацией, а лучше составьте его совместно — с погружением в специфику школы и вашей работы с учениками.
А условия оферты можно менять?
Можно, в любой момент. Чтобы изменившиеся условия действовали не только для новых, но и для старых клиентов, необходимо указать в оферте правила пересогласования.
Например, в определённый срок ученик должен прислать письмо с согласием, позвонить, отправить смс или сообщение в чате. Также можете прописать в оферте обязанность клиента самостоятельно следить за изменениями договора и приложений к нему. Если вы меняете условия для тех, с кем заключили бумажные договоры, составьте и подпишите допсоглашения к ним.
Хочу готовое решение!
Мы уже всё подготовили. Загрузите в личном кабинете Zenсlass обновленную оферту на заключение лицензионного договора: используйте как есть или переработайте под свои условия.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?