Подкасты как использовать в продвижении и обучении

Подкасты: как использовать в обучении и продвижении

Упаковываем экспертность в аудиоформат.
Общаться и давать аудитории знания без видеолекций и конспектов, с помощью звуковой дорожки? Легко! Аудиоконтент — не только новости, музыка или аудиокниги. Это ещё и диалоги и монологи экспертов, блогеров и лидеров мнений, которые можно скачать или слушать онлайн в любое удобное время.

Расскажем, что такое подкасты, зачем использовать этот вид контента в продвижении и как внедрить их в образовательный процесс.

Содержание

Подкасты как формат контента

Что такое подкастинг

Подкаст — это аудиоблог. Дорожка записана заранее и выложена в интернет для доступа, а слушать можно с любого устройства. Начиная со смартфона, который всегда под рукой, и заканчивая умными колонками или аудиосистемой в автомобиле.

Почему аудиоформат так популярен? Секрет в простоте: записать подкаст проще, чем другой живой контент, например, видео. И воспринимать на слух удобно. Так, можно слушать интересное, узнавать новое, повторять что-то на утренней пробежке или в метро.

Сам термин «подкаст» 20 лет назад придумал Бен Хаммерсли, британский журналист, — объединил популярные тогда iPod и слово «broadcasting», что в переводе означает «трансляция».

Подкасты можно условно разделить на четыре типа:
  • Монолог — эксперт в одиночку наговаривает классическую лекцию или разбирает популярные темы;

Онлайн-школа «Инглекс» выпустила серию коротких обучающих подкастов.

  • Интервью — ведущий задаёт вопросы, эксперт отвечает;

Подкаст Никиты Маклахова «Будет сделано!» в формате интервью — автор беседует с экспертами на «горячие» темы.

  • Беседа — диалог с участием нескольких человек. Это может быть руководитель образовательного проекта и члены команды. Или эксперты с разными точками зрения, которые разбирают конкретную тему.

Подкаст «Яндекс-Практикум» о рынке труда и работе. Ведущие приглашают специалистов на дружескую беседу и разбираются в современных реалиях рынка труда.

  • Реалити-шоу — по аналогии с сериалами на ТВ. Сюжет развивается в каждом выпуске и удерживает внимание слушателя. Например, эксперт может посвятить цикл подкастов рассказу об одном проекте.

Пример подкаста, который выходил в реальном времени. Девушка-предприниматель делилась опытом открытия кофейни в Москве. И в каждой серии слушатели не знали, куда придёт бизнес.

Плюсы и минусы подкастов

Плюсы и минусы формата для обучения и продвижения

Главный плюс — подкаст можно слушать «по ходу движения», вместо привычного радио, музыки или аудиокниг. В дороге, в спортзале, за домашними делами. В отличие от живых диалогов, подкаст можно поставить на паузу, перемотать или прослушать заново.
Подкасты заходят как в образовательном процессе, так и для продвижения эксперта и развития личного бренда.
Важный момент: содержание обучающего подкаста должно быть самодостаточным. То есть слушателю-ученику не нужно конспектировать его или отвлекаться на другие источники и приложения.
Например, это могут быть вводная лекция, интервью приглашённого эксперта, разбор типовых ошибок перед выпускной работой или мотивационный спич с рекомендациями для тех, кто «сдулся» в середине пути.
В продвижении голосовой формат помогает:
  • познакомиться с тематикой и ввести в обучающую программу;
  • стать ближе эксперту и аудитории, наладить эмоциональный контакт;
  • повысить лояльность аудитории, потому что подкаст делится полезной или развлекательной информацией, где можно уделить больше внимания подробностям и деталям;
  • нативно рекламировать образовательный проект, без прямолинейного «купи-купи», но через призму опыта и внимания к потребностям слушателей;
  • привлечь новую аудиторию и замотивировать ту, что уже есть.

Эксперты могут не только создавать свои подкасты, но и участвовать в чужих — в качестве гостя. Отличный способ проявиться перед незнакомой аудиторией, обратить в свою пользу внимание слушателей и при этом самому в производство контента не вкладываться.

Плюсы использования подкастов в обучении:
  • чем больше форматов в обучении, тем больше каналов восприятия включает мозг ученика, да и учиться не скучно;
  • аудиоформат хорошо работает на закрепление пройденного материала и как превью перед новым блоком;
  • голосом можно дублировать видеолекции или текстовые материалы, вообще здорово, когда ученик может выбрать, — читать ему, слушать или смотреть.
Минус один и он продиктован только возможностями формата — не всё можно объяснить исключительно в аудио.

Подкасты не зайдут, если тема требует визуализации, или сложных расчётов, схематичности, аналитики в процессе. Но и тут их можно использовать как вспомогательную «таблетку» от скуки и официоза, не делая ставок на изучение материала.

Как создать и запустить подкаст

Как создать и запустить подкаст

Шаг 1 — выбираем идею и формат аудиоконтента
Подкаст должен нести полезное действие. Например, дать новую информацию, вовлечь в процесс обучения, поделиться личной историей или заставить задуматься.

Формат зависит от аудитории образовательного продукта. Ток-шоу больше зайдут молодым слушателям, а интервью и монологи  — тем, кто постарше. Но это не аксиома, можно пробовать разные варианты и смотреть, на какой откликаются больше.
Так, школа менеджеров по продажам может рассказывать про ступени продаж, перейти на отработку возражений, а после — пройтись по вопросам слушателей. И в процессе уместно менять или дополнять спикеров, почему нет?

Изменить в процессе можно всё — это такой же динамичный контент, как видеоролик. Запускаем, анализируем и, меняем вектор, если нужно. Хуже, когда выпустив подкаст и не получив отклика, эксперты отметают этот инструмент как нерабочий.

Шаг 2 — прописываем контент-план
Определяемся с частотой выпусков, их продолжительностью и составляем примерный контент-план. Например, на месяц.

Как понять идеальную длительность аудиозаписи? Внимание на целевую аудиторию: когда вас будут слушать? Если за рулём или в общественном транспорте, то один выпуск может длиться 40 минут или даже час. А если целевая аудитория — школьники, которые делают всё и сразу, и быстро переключают внимание, то лучше уложиться в 15−20 продуктивных минут.

А обязательно прописывать план на месяц и больше? Можно не ставить амбициозных планок сразу, а оттолкнуться от одного аудиовыпуска, но с пониманием цели этого подкаста и удержанием внимания аудитории. Если на горизонте нет продолжения, то слушатели останутся в «подвешенном» состоянии, и, скорее всего, быстро потеряют интерес. Поэтому важно пригласить на другие площадки, в другие форматы, каналы коммуникации, которые работают на раскрытие ценности продукта или уже на получение знаний и навыков.
Шаг 3 — пишем сценарий
Даже если это подкаст-монолог, а говорить собираемся на знакомую тему. Можно не читать по бумажке весь текст, а прописать содержание и идти по нему. Спасёт от пауз, сумбура и перескоков в попытках вспомнить, о чём хотим рассказать.
Шаг 4 — готовим оборудование и создаём аудио
Смартфон — вот всё, что нужно для записи пилотного выпуска. И в идеале ещё помещение с хорошей акустикой, без посторонних шумов.

Если подкасты войдут в практику, можно купить микрофон, — динамический или конденсаторный. И тот, и другой хороши, но для разного: динамические игнорируют посторонние звуки и подходят для записи в помещениях с шумами. А конденсаторный более чувствителен, хорошо улавливает эмоциональные оттенки голоса — и посторонние звуки тоже.
Шаг 5 — монтируем и оформляем подкаст
Можно использовать программы из стандартного пакета Windows или macOS: «Звукозапись» и Quicktime Player. Или простой внешний софт, например, программу Audacity или приложение для смартфона Garage Band.

А чтобы подкаст запоминался и был узнаваем с первых минут, используем уникальный джинг — музыкальную заставку, с которой начинается аудиоконтент. Можно добавить нейтральные звуковые подложки как фон. Сочинить уникальный узнаваемый джинг или добавить фоновые звуки помогут нейросети для работы с аудио.

Классно, если обложка подкаста брендирована или оформлена в фирменном стиле онлайн-школы. Если его нет, можно заказать иллюстрацию у дизайнера или опять-таки прибегнуть к способностям нейросети.

Главное про обложку:
  • она должна визуально соответствовать сути обучающего курса или личному бренду эксперта;
  • быть достаточно яркой, потому что пользователи увидят её в маленьком формате;
  • тема подкаста написана акцентно и коротко;
  • название подкаста можно оптимизировать для поисковых систем.
Каждому выпуску подкаста можно прописать текстовую подводку — тизер с информацией о ведущих или теме аудио. В конце эфира подводим итоги и проговариваем call-to-action: например, призыв подписаться или не забыть про участие в вебинаре с гостем.
Шаг 6 — публикуем подкаст
На специальном аудиохостинге и там, где точно увидит целевая аудитория:
  • на собственных площадках, на сайте, в социальных сетях и мессенджерах;
  • на YouTube — добавляем к аудиодорожке картинку или анимацию. Требования к форматам опубликованы в справочном центре сервиса;
  • аудиофайл удобно добавлять и на платформе. В Zenclass это можно сделать через блок «Аудио» конструктора курса. Аудиоплеер позволит загрузить mp3, m4a, aac, wav.
    Ещё на платформе можно давать ссылку на другой ресурс с подкастом.
Подключение хостинга важно, когда нужно дать доступ к аудиоконтенту широкой аудитории, а не только ученикам и подписчикам. Размещение на хостинге может быть платным или бесплатным, сервис генерирует RSS-ссылку музыки и подкастов.
Популярные:
Яндекс Музыка
Castbox.fm
SoundStream
Overcast.fm
Podfm.ru
Podster

Во ВКонтакте тоже получится — у соцсети есть «Общество разговорного жанра», в котором нужно зарегистрироваться.

Ещё можно воспользоваться сервисом Podcast.ru, который создаёт удобную страницу для подкаста и подшивает в неё кросс-ссылки на другие сервисы для прослушивания аудиодорожек.
Ещё часто используют не ссылку, а QR-код. Плюс рассказать про подкаст можно в рассылке или анонсировать через конкурс. Или вовсе запустить голосование: какую тему вы хотели бы в первую очередь слушать в новом подкасте. Например, нутрициолог может записать цикл аудио: пребиотики, иммуностимуляторы, липотропные факторы. А аудитория решит, с чего начинать.

Обложка с QR-кодом, который ведёт в подкаст маркетолога Александра Дяченко

Подкаст для обучения

Каким должен быть обучающий подкаст

Есть мнение, что обучающие подкасты работают только у онлайн-школ иностранного языка. Потому что аудиоконтент отлично ложится в привычную схему аудирования и постановки правильного произношения. Но если есть что сказать, подкасты можно использовать в любой нише и любом обучении. Формат хорошо работает в микрообучении и онбординге.

Что учесть, чтобы создать именно обучающий подкаст:
  • Выбираем тему. Одна серия подкастов = одна тематика, один выпуск = одна узкая тема.
    Например, говорим про поведение собаки на улице: один подкаст про выгул, второй — про общение с незнакомыми людьми, третий — про общение с другими животными. Каждый выпуск локально закрывает вопросы по теме, не перенося разбор важного «в следующих сериях».
  • Даём ориентиры. Перед слушателем нет схемы или экрана с презентацией, поэтому нужна навигация. Выделяем во вступительной части ключевые посылы аудиозаписи: что будем обсуждать, какие темы затронуть и с какой целью, чтобы обозначить учебные поинты.
  • Структурируем аудиоконтент. Закрепляем каждый смысловой блок отдельным тезисом. Если подкаст ученик будет слушать полчаса, непросто сосредоточиться на сути, поэтому хорошо слушателей возвращать акцентами и вопросами «на подумать».
  • Дублируем текстом. Возможно, аудитория ещё не решила, как удобнее. Даём выбор: урок можно прочитать, а можно прослушать.
  • Важный момент — обратная связь. Оставляем ученикам право поделиться впечатлениями и отзывами. И предложениями, о чём хочется послушать ещё и кого позвать в подкаст из экспертов.
Конечно, подкаст не заменит полноценный курс и новой профессии не научит. Но этот формат отлично работает на коротких дистанциях.
Например, можно записать мини-обучение в виде подкаста для своих же сотрудников и закрыть горячую тему работы с персональными данным учеников или сделать аудиофайл с ответами на самые частые вопросы.
Подкаст может не только учить, но и знакомить или поддерживать. Аудиоуроки помогают влиться в команду, как сотрудникам, так и студентам. Полезный подкаст на тему выгорания, стресса или синдрома самозванца поможет разобраться в себе и поискать решение.
Примеры подкастов в онлайн-обучении

Примеры для вдохновения

  • Классический пример — подкаст Don’t Speak
    от Андрея Гуляева, основателя школы английского языка.
  • Подкаст Анны Павловой «Люблогинг» для блогеров и всех, кто боится проявляться в онлайн-профессиях.
  • Подкаст про образование детей от онлайн-школы «Тетрика»
  • Подкаст про воспитание без срывов от онлайн-школы для мам «Мамазонка»
  • Подкаст маркетолога Ирины Подрез «Шире чек» про системные продажи и синдром самозванца.
  • Подкаст от RT-SCHOOL — лекции и мастер-классы для начинающих журналистов.
Подкастинг для онлайн-школ

Главное

  • Подкасты уместно запускать и экспертам, и школам. Можно продвигать курсы, работать на личный бренд и обучать, развлекать и проводить онбординг. А производство не требует больших бюджетов.
  • Чего делать не нужно, так это выпускать подкаст ради подкаста — просто чтобы выкатить аудитории новый вид контента. Прежде чем ставить аудиоформат на поток, нужно свериться с реакцией аудитории и оценить целесообразность.
  • Эффективность подкастов, как и любого маркетингового инструмента, нужно анализировать. Анализируем реакции, репосты, комментарии, и конечно, профит.
  • Реакция на первый пилотный выпуск часто определяет, будут вас слушать дальше или отправят в корзину. Поэтому стартовать лучше с цепляющих и волнующих тем и сюжетов. И отвечать заявленному, чтобы хотелось слушать ещё.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?