Карта пути студента SJM
Главное про полезный сценарий ученического опыта.

Student Journey Map (SJM): как составить и использовать карту пути студента

Как понять, что идея курса рабочая? Протестировать минимально жизнеспособный продукт. А как оценить прототип с позиции ученика? Попробовать оказаться на его месте. И не просто попробовать, а продумать и зафиксировать каждый шаг, чтобы проще было понять — где всё идёт гладко, а где ученик может столкнуться с трудностями. И с помощью такого сценария уже довести прототип до рабочей модели или улучшить готовый онлайн-курс.

Что такое карта пути студента и как она помогает совершенствовать образовательный продукт — разбираем с экспертом: кандидатом педагогических наук, преподавателем методологии НИУ ВШЭ, сертифицированным бизнес-трекером, основателем лаборатории образовательных продуктов «МетодLab» Варварой Егоровой.

Содержание

Student Journey Map

Что такое Student Journey Map

Student Journey Map (SJM) или карта пути студента — это схематичный алгоритм, который проходит ученик, когда взаимодействует с обучающим продуктом. Тот сценарий, который даёт методологам и разработчикам курса понимание — каким ученик видит обучение изнутри. И который хорошо бы наглядно представлять, чтобы знать, что, где и как улучшать.

SJM подсмотрели у маркетологов, которые используют CJM (Customer Journey Map) — карту пути покупателя, пользователя. Она нужна, чтобы оценить предполагаемый опыт при использовании какого-то сервиса, товара, услуги.

Вот например, есть в разработке сайт знакомств для людей, которые побывали в одних и тех же отелях и хотят обмениваться впечатлениями, подхватывать идеи новых путешествий и искать попутчиков. CJM поможет авторам проследить весь путь потенциального туриста от мысли зарегистрироваться до покупки подписки и оформления аккаунта.
SJM

Для чего нужна SJM

SJM подсвечивает те места, на которых спотыкается ученик.

Где студенты устают и теряют желание учиться? Какой объём методических материалов раскрывает тему, но не перегружает теорией? Что на уроках выглядит скучно, а что заходит на ура?
Варвара Егорова:
— SJM — инструмент не только удобный, но и релевантный практическому опыту, потому что путь пользователя отражает конкретные шаги, эмоции и выводы потенциального ученика.

В результате такого прикладного анализа у разработчиков курса появляются ответы о потребителе образовательного продукта. И тогда становится понятно, какие форматы работают удачнее, где стоит пересмотреть нагрузку, на каких модулях усилить поддержку, чтобы не растерять людей до конца обучения.
А ещё карту пути студента можно адаптировать под другие роли в онлайн-школе. Например, прописать путь преподавателя или куратора. Так получится яснее увидеть точки роста и проблемные места — их лучше найти заранее, чем перестраиваться на ходу.
Варвара Егорова:
— Вот один из примеров, как карта помогает конструировать эффективный учебный процесс: мы разрабатывали наставничество для предпринимателей, которые должны внедрять изменения у себя на производстве, в крупных компаниях. В программе был предусмотрен психологический блок по мотивации, работе с сопротивлением, с разными блоками по достижению целей. Эксперт планировал этот блок поставить в начало программы, потому что в аналогичных обучающих продуктах именно так и есть. И сам он проходил такие обучения, где психологические вопросы разбирают в первых рядах. И казалось логичным, что мотивационный блок стоит в начале.

А когда мы стали прорисовывать карту пути ученика, то увидели, что никаких конкретных задач в плоскости психологии этот начальный блок не решит. Программа в теории сама по себе не такая сложная, да и студенты сами мотивированы, чтобы получить эти знания.

Именно карта показала, что студентам этот блок поддержки очень нужен почти в самом конце программы — когда план внедрения новаций уже сформирован. Оказалось, что на этапе, когда пора переходить к практике, и возникают трудности с настроем и уверенностью в своих силах, с умением проявить твёрдость и начать что-то новое. И тут как раз очень важен мотивирующий блок.

Результаты наставничества были лучше, потому что блок оказался в нужном месте программы и был реально полезен. Такая логика построения модулей оказалась верной — позволила не просто разработать план изменений, но и эффективно внедрить его, потому что подкреплялась психологической поддержкой.
как составить карту пути студента

Как составить карту пути студента

Действительно полезная Student Journey Map — комплексная.
Что содержит хорошая SJM:
  • Этапы обучения. Это могут быть разделы, уроки, целые модули и другие шаги непосредственно в программе.
  • Цели каждого этапа. Для чего нужен конкретный шаг? Например, мы хотим проверить, как студенты усвоили знания из первого модуля, и для этого проводим тестирование по итогам первого блока занятий.
  • Действия ученика. Что он делает на каждом этапе? Смотрит вводный урок, проходит блок предобучения, делает презентацию, знакомится в чате с одногруппниками — так последовательно выстраиваются все шаги. Когда понятны действия, проще оценивать вовлечённость студентов.
  • Интерфейсы и контакты. Учебная платформа, вебинарные сервисы, чат-боты, телеграм-каналы, рассыльщики и всё, с чем взаимодействует ученик как пользователь. Особенно, если речь про онлайн-образование.
  • Мысли и эмоции ученика. Что он думает и чувствует в каждой точке своего учебного пути? Например, получив первое домашнее задание, студент может думать: «Не так уж всё и страшно, я был на лекции и могу пройти ознакомительный тест». При этом, он испытывает облегчение, что задание ему по силам. Важно отмечать любые эмоции, даже если они мимолётные. Если ученик заскучал или, наоборот, загорелся идеей, это вполне может повлиять на весь настрой и путь в целом.
  • Зоны риска. Где ученику может быть трудно и почему? Например, сложно разобраться с настройками платформы или непонятно, в какой форме куратор даст обратную связь по домашнему заданию.
  • Идеи. Как обойти зоны риска? Что поможет избежать проблем? Например, в продолжение пункта выше — подготовить подробную инструкцию по настройке кабинета и предусмотреть, что в первом домашнем задании будет чётко прописано: разместить в чате, и здесь же куратор даст фидбэк в течение трёх дней.
Как составить карту:
  • Шаг 1. Обозначить цель
Карта пути пользователя решает разные задачи и для начала важно понимать, зачем конкретно она нужна. Чтобы найти слабые места программы, подтянуть продажи или проработать другой формат обучения?

SJM — это не всегда и не обязательно карта на весь онлайн-курс. Разные цели — разные SJM, причём, они могут быть разобщены во времени и этапах.
  • Шаг 2. Определить характеристики карты
В зависимости от того, на каком этапе пути студента строится карта, важно определить:
  • она будет создаваться под гипотезу или продукт уже есть?
  • будет карта отражать путь студента целиком или какую-то конкретную часть пользовательского опыта?
  • рассматриваем только учебный опыт или охватываем процессы за пределами программы?
  • Шаг 3. Создать аватар потенциального «путника»
Потенциального — не значит отдалённо похожего. Не стоит ограничиваться общими характеристиками: возраст, пол, образование. Важно прописать всё, что может влиять на опыт — чем детальнее портрет, тем выше шансы оценить процесс с позиции ученика. А для этого и составляется SJM.
  • Шаг 4. Заполнить карту
Это непосредственное составление самой карты. Выстраиваем все этапы, максимально подробно расписываем все пункты и тонкости. В итоге получается готовый сценарий, который показывает взаимосвязи всех процессов и реакций внутри учебного пути.

Так может выглядеть заполненная карта на этапе знакомства с продуктом:
 SJM пример
  • Шаг 5. Создать список улучшений
Сценарий готов. Думаем, есть ли что улучшить. Что поможет решить задачи, от которых отталкивались на старте? Фиксируем идеи.
Варвара Егорова:
В создание карты можно включить ещё один полезный этап — сбор обратной связи от участников образовательного процесса. Это могут быть интервью, анкетирование или проработка карты с фокус-группой.

Собирать обратную связь можно и у потенциальных учеников, и выпускников предыдущих курсов. Главное — получить конструктивные комментарии и учесть их при разработке или улучшении продукта.
Пример опросника после прохождения блока предобучения к онлайн-курсу:
Опросник обратная связь пример
Где делать карту пути пользователя

Инструменты для проектирования SJM

Варвара Егорова:
Проще всего сделать карту в таблице, потому что в неё входят данные разных категорий, и их легко разнести по столбцам. Подойдут Excel и Google-таблицы — что вам удобнее. Хорошо визуализировать карту с помощью онлайн-досок, например, в той же Miro, где можно взять за основу готовые шаблоны. Если хочется более наглядного и структурированного решения, можно визуализировать информацию в графических редакторах. А можно и вовсе составить карту и на обычном листе бумаги.

Важнее, чтобы её было удобно дорабатывать. Потому что ни одна карта не будет стопроцентным попаданием в опыт реальных учеников. Да и главная миссия карты пути студента не в железно прописанном регламенте, а в том, чтобы попробовать идти вместе с учеником и получить представление обо всех нюансах этого маршрута.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?