От чего зависит эффективность учебной аналитики
Главное о метриках аналитики из беседы на Yet another Conference on Education 2022.

От чего зависит эффективность учебной аналитики

Продолжаем конспектировать самые интересные выступления и беседы экспертов на онлайн-конференции YAC/е 2022. Разбираемся, что такое учебная аналитика, какие метрики в ней важны, что учесть для получения понятных и валидных результатов.


Участники беседы:

Соня Смыслова

Сооснователь School of Education, куратор программ по проектированию образовательного опыта

Дмитрий Аббакумов
Руководитель Центра психометрики и учебной аналитики Яндекс Практикума
Дарья Васянина
Product owner LIME, ex-SkillBox, senior product manager
Наталья Воробьёва
CPO GoPractice

Содержание

Что такое учебная аналитика

Что такое учебная аналитика

Дарья Васянина:

— Есть тонкая грань между понятиями учебной и продуктовой аналитики. Чтобы не путаться, можно думать про обучение в целом как про продукт, и тогда это можно совместить.

Глобально учебная аналитика — всё вокруг опыта студента, который взаимодействует с образовательным продуктом.

Это то, что описывает, насколько образовательный продукт успешно проходят студенты, для которых он сделан.
Как далеко они продвигаются, как счастливы в этом процессе, насколько успешно подобраны задания и как быстро они выполняются.

Это core-история, а рядом могут быть дополнения-спутники, например, взаимодействие преподавателя со студентами.


Соня Смыслова:

— На мой взгляд, продуктовая и учебная аналитика — не одно и то же. Образование больше, чем продукт, и в нём есть процессы, которые не становятся продуктовыми. А это значит, что территория аналитики частично ограничивается.

С методической точки зрения учебная аналитика — это один из хороших инструментов, которые помогают увидеть сложности и проблемы. Но он работает, когда мы понимаем, какие ещё инструменты нам нужны. В том числе инструменты, которые не позволяют рационально измерить образовательный процесс. Потому что вся идея аналитики исходит из того, что мы можем измерять то, с чем работаем.

Где-то история с измерением может полностью покрывать процесс познания, а где-то быть лимитированной.

Например, когда обучение связано ценностной с трансформацией, то измерение будет с ограниченным инструментарием. И полагаться будем не на рациональное — скорее, на субъективную позицию тьютора, педагога. В этом случае он отслеживает изменения, которые невозможно оцифровать.


Дмитрий Аббакумов:

— Учебная аналитика в её классическом понимании состоит из следующих элементов:
  • систематический и системный сбор данных;
  • анализ;
  • интерпретация, в том числе визуализация;
  • помощь в том, чтобы сделать выводы в результате этого анализа.
Систематический подход означает, что мы должны регулярно собирать данные: как учатся студенты, как работает продукт в целом, его образовательная часть. Какие ошибки студенты допускают, как просматривают контент, какую обратную связь дают, трудно ли им, комфортно ли, интересно ли. Это могут быть опросные методы, симуляторы, тренажёры, задачи, дизайн-проекты, даже офлайн-активности. Полученные данные мы в дальнейшем оцифровываем.

Для анализа интересно посмотреть на средние значения, отклонения, связи.

У учебной аналитики есть отдельный блок — психометрическая часть как отдельная группа методов.

Это методы, которые позволяют на основании наблюдаемого сделать выводы о невидимом: освоил или не освоил, трудно или нет, понял или не понял, появился скилл на горизонте или нет. Эта группа методов отличает учебную аналитику от общей. А вот в плане визуализации арсенал учебной аналитики полностью совпадает с общеаналитическим. Это графики, распределения, сети.

Получение правильных выводов — системная работа с пользователями через воркшопы, семинары, объяснения, ответы на вопросы.

Нужно убедиться, что те, кто использует результаты учебной аналитики, однозначно понимают их и могут сделать валидные выводы на их основе.
Учебные метрики в онлайне

Какие учебные метрики важны

Дмитрий Аббакумов:
  • Трудность задачи. Доля студентов, которые успешно выполняют задание среди всех, кто делал попытку его выполнить. Может быть расширена по длительности решения, количеству попыток и другим уточнениям.
  • Дискриминативность. Демонстрирует, насколько задача хорошо разделяет студентов на сильных и слабых.
  • Просматриваемость контента. Сколько студентов просматривает лекции, сколько не досматривает материал, как часто возвращаются к лекциям.
  • Длительность учебной сессии. Как часто студент заходит и сколько проводит времени в обучающем пространстве, в приложении. Эта метрика близка к продуктовой.
Соня Смыслова:
  • Взаимодействие с платформой и учебной средой. Аналитика пользовательского опыта: насколько человеку комфортно находиться в платформе, последовательно ли расположены отделы, понятно ли куда переходить.
  • Доходимость. Какой процент студентов проходит программу до конца. При этом важны не просто цифры, а динамика процесса: кто и по каким причинам отсеивается, на каких этапах из раза в раз группы «спотыкаются», и как на это можно повлиять.

Моя позиция: слишком низкие показатели доходимости — это плохо, но и 100% доходимость — тоже странно. Получается, никого не выпускают из комнаты, даже если человек передумал и понял, что это ему не нужно.

  • Достижение результата. Здесь рассматривается как завершение программы в разных формах оценивания, так и что происходит после: карьерные изменения, трудоустройство, повышение зарплаты.
В более широком понимании это для каждого свои цели и задачи, которых помогло достигнуть обучение за пределами программы. Здесь можно выделить два пространства: одно формулируется на уровне пользователя, второе — на уровне тех, кто эту программу делает.

Студент не может полностью сформулировать все необходимые цели, он видит их часть. Нам в обучении нужно сформулировать для него систему целеполагания и подумать, как ему помочь в достижении этих целей.

Наталья Воробьёва:

— Для нас важно завершение, доходимость. У проекта свой подход в составлении программы, курс построен как история. Студент понимает ценность только по завершении обучения, и важно, чтобы оно был пройдено полностью. Если человек поучился и бросил, у него нет эффекта завершённости, понимания, как соединить элементы, к чему он пришёл.

Важно задавать вопрос о целях студентов, чтобы понимать мотивацию.

Когда к нам приходят студенты, мы даём им заполнить анкету. С помощью простого вопроса «Зачем вы сюда пришли?» можно прощупать, какой изначальный запрос у людей. Найти работу, например. Может оказаться, что цели вообще у HR-менеджеров. Им нужно потратить бюджет на обучение большого числа продуктологов: найти понятный путь подготовки, чтобы они оперировали общими терминами и одинаково понимали, что имеют в виду.


Дарья Васянина:

— Мы смотрим сколько времени человек проводит на платформе, как часто туда приходит, конверсию на уровне продукта, оцениваем доходимость и выполнение целей.

Важнее именно достижение цели, а не сам факт доходимости.

Например, во взрослом эдтехе важнее, что у человека успешно получился трансфер в новую профессию, чем-то, что он прошёл все модули программы.

Необходимое условие хорошей метрики — понимание, куда она стремится.

Понятно, что в конверсии это рост, в оттоке — снижение.
А есть неочевидные моменты. Например, количество итераций: сколько раз сдаётся или не сдаётся задание. Как оценить эту метрику, куда она должна стремиться? Не всегда понятно, в какую сторону держать баланс в таких метриках. Поэтому, на мой взгляд, важна однонаправленность.
Учебные метрики для онлайн-школы

Валидность учебных метрик

Дмитрий Аббакумов:

— У метрик есть качественная характеристика, которая называется валидностью: насколько она показывает то, что должна показывать. Любую метрику, которая используется для оценки образовательной программы, нужно пропускать через этот фильтр.

Например, если мы измеряем трудность задачи, то должны убедиться: студенты говорят об этой задаче как о трудной? Им действительно было сложно?

Ещё пример: нет смысла измерять освоенность образовательной программы как количество прокликанных уроков — это ничего нам не говорит об освоенности программы, лишь о техническом прохождении. Что нужно сделать? Измерительный инструмент, например, симулятор или рабочую ситуацию.

Каждый раз, когда разрабатываем метрику, мы должны думать о двух вещах:
  • способны ли мы собрать данные;
  • можем ли после анализа этих метрик дать результат, который коррелирует с реальностью и здравым смыслом.
Да, есть метрики, в которых не всегда понятно куда идти, что брать за таргет.

Например, получилась статистика, что 60% студентов на этой дистанции допускают 700 попыток. Хорошо для нас это или не очень? А как по другим продуктам? Замеряем и сравниваем ситуацию на других курсах.

Если мы начнём анализировать курсы, сравнивать, находить закономерности, то в какой-то момент, исходя из статистического мышления, получим образ таргета.

Нужно в первую очередь думать о студенте и его достижениях. Аналитика — это инструмент для помощи студенту.


Соня Смыслова:

— С точки зрения методиста, образовательного дизайнера ситуация чуть более сложная. Далеко не в любой команде есть тот, кто умеет работать с данными: читать, анализировать, делать выводы. Если в команде есть такой человек, то это классное преимущество: тогда будет построение и применение учебных метрик, которые понятны и валидны.

Во многих ситуациях и многих командах такого нет. И нам нужно, чтобы человек, который вовсе не аналитик, смотрел на графики, данные и мог сделать выводы.

Для методиста наглядны качественные метрики, по которым можно увидеть большое количество публикаций, разборов, примеров, исследований про применимость, стандарты, взаимосвязи между ними.

Чем более популярная, часто используемая и описываемая метрика, тем она полезнее методисту. Просто потому, что у него может и не быть инструмента для проведения анализа данных.

Запись беседы — в зале Коворкинг на сайте конференции.

Ещё конспекты конференции:
Офлайн против онлайна: комьюнити в университете и в дополнительном образовании
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?