Как онлайн-школы помогают с трудоустройством

Как онлайн-школы помогают ученикам найти работу

Что реально сделать и как это работает на практике.
Чего обычно ждут от курсов, которые вводят в профессию или помогают прокачаться? Выпускники хотят получить источник основного или дополнительного дохода, расширить спектр услуг или выйти на новую ступень в карьере. А чтобы эти цели воплощались, нужны не только инструкции и практика, но и реальные клиенты, заказы или даже трудоустройство. И здорово, когда школа может проявить заботу в этом направлении.

Если у вас «профессиональный» курс, помогайте ученикам, чтобы они увереннее выходили на рынок, получали первых клиентов и как можно быстрее начинали видеть финансовый результат. И вспоминали школу исключительно добрым словом, а лучше — рекомендовали другим.

Разобрали, что может сделать школа для помощи в трудоустройстве и как это происходит на практике.

Содержание

Трудоустройство после онлайн-обучения

Зачем это школам, разве недостаточно просто хорошо учить?

Ученикам на онлайн-курсах нужны предметные результаты, а не просто «пятёрки в дневнике». Ведь пойти учиться — история не только про финансовую нагрузку. Это ещё и время, часто взятое в долг у семьи, работы, полноценного сна или любимого сериала. Плюс работает психология здравого смысла — нам хочется как можно больше гарантий и понимания, ради чего вкладываться в процесс.

Чтобы было больше довольных учеников, а репутация работала не хуже рекламы, стоит предлагать ощутимую помощь в поиске первых заказчиков или хотя бы в эффективной подготовке к этому самому поиску. Так онлайн-школа получит не только адвокатов бренда, но и фору по сравнению с конкурентами, которые не уделяют этому внимания.

При прочих равных потенциальный ученик выберет курс, где у него выше шансы как минимум окупить обучение.
Чтобы по-настоящему помогать, нужно чётко понимать, какие требования есть у потенциальных заказчиков и работодателей. Это не только профессиональные критерии, но и софт-скиллз. Важно отслеживать тенденции и вовремя корректировать наполнение курса или даже всю продуктовую линейку.

Например, когда весной 2022 года пропала реклама в Инстаграме*, многие школы по маркетингу перекраивали свои программы под реалии. Вместо неактуального таргета в привычной сети делали упор на партнёрские программы, коллаборации и изучали альтернативные площадки для продвижения.
*является продуктом компании Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ.
Не нужно обещать то, что школа не в состоянии выполнить.
Надеялись все, а сколько реально получит место?

Так, айтишные курсы уже стали синонимом пропуска в работу мечты. Но за последние год-два рынок уже получил столько свежих кадров, что заказчикам уже есть из чего выбрать. По данным hh.ru, в первом полугодии 2023 года чаще всего выходили на рынок и конкурировали за место разработчики JavaScript — больше 54 резюме на одну вакансию. И потом, далеко не все компании готовы вкладываться в новичка, многим нужен опыт.
Как находят работу после онлайн-курсов

Как школа может помогать ученикам с работой

Крупные образовательные проекты открывают центры развития карьеры и полноценные HR-отделы. Но и начинающим онлайн-школам есть что предложить.
  • Портфолио и резюме
Новичкам ещё нужно наработать себе авторитет. Плюс у каждого специалиста могут быть конкуренты. Поэтому нужно уметь грамотно себя упаковать и продвигать. Задача школы — показать, как делать правильно, и помочь выпускнику собрать стартовую презентацию своих навыков.

Что включить в портфолио и как его оформить, о чём рассказать в резюме, как откликаться на вакансии — это база для первых шагов в профессии. И в этом можно и нужно поддерживать своих учеников.

  • Подборки площадок для поиска работы
Помимо hh.ru, SuperJob, Работа.ру и подобных сайтов, фрилансеры и проекты часто встречаются в специализированных телеграм-каналах и чатах. Ещё есть профессиональные онлайн-выставки, ярмарки и биржи, которые тоже могут быть полезны, хотя бы для понимания референсов и насмотренности в своей нише.

Подготовить список проверенных и авторитетных ресурсов — для школы не сложно, а ученику мегаполезно.

  • Закрытые чаты с вакансиями и биржи с заказчиками
Популярный эксперт или онлайн-школа регулярно получают запросы от постоянных заказчиков: «Хотим, чтобы в нашем проекте работали именно вы или ваши ученики». Часто бывает, что выпускники тоже передают часть своих заказов и проектов и просят кого-то рекомендовать или разместить запрос в чат.
Хорошее решение — блокировать возможность копирования или пересылки материалов из чата. Это подчеркнёт, что тут серьёзно относятся к ценности вакансии и претендента.

На стороне школы важно модерировать запросы: если от заказчика сыплется череда неоплачиваемых тестовых заданий или откровенно занижена стоимость за услуги новичков, — вряд ли ресурс с такой «помощью» будет нарасхват и станет преимуществом. Как бы вообще ни пришлось потом латать брешь в репутации.

  • Тренинги, приглашённые эксперты и коуч-сессии
Можно стать отличным дизайнером или бухгалтером, но не уметь «продавать» себя и теряться от вопросов потенциального заказчика, работодателя или рекрутера.

Пробные собеседования, переговоры и деловая переписка помогают отработать те или иные вероятные ситуации и вопросы на этапе поиска клиентов, трудоустройства и продвижения себя как специалиста.

Решением может стать HR-блок в программе и работа с психологом в рамках курса. А ещё здорово помогает гость-эксперт с опытом в этой нише — с ним можно провести вебинар, где он рассказывает как что устроено, как сам пришёл в нишу и в конкретный проект, советует, отвечает на вопросы, и тем самым показывает, как оно на самом деле.

Такие «меры поддержки» помогут обрести уверенность в себе, снимут блоки и научат активным действиям.
  • Готовые проекты и стажировка
Теория важна, но все хотят опыт реальных задач. Можно не просто работать над локальными заданиями, а встроить в обучение настоящий проект. Это могут быть сквозные задачи на протяжении всего курса или дипломная работа с реальным заказчиком под его ТЗ. Например, ученики онлайн-школы по конструированию одежды получают к выпуску несколько готовых комплектов. Каждый цикл или капсулу можно гордо забрать в портфолио.

Школа может договориться с партнёрами, постоянными клиентами или бывшими учениками, которые могут делегировать часть базовых задач. Круто, если после такой стажировки у выпускников будет возможность закрепиться в команде заказчика и продолжить работу уже после обучения. И это актуально не только начинающих, но и тех, кто пришёл прокачаться. В таких кадрах тоже заинтересованы компании.

  • Гарантия трудоустройства
Если есть такая возможность, контакты и ресурсы, то почему бы и нет? Некоторые онлайн-школы даже закрепляют в договоре-оферте гарантию трудоустройства.
Это преимущество закрывает страх потенциальных учеников — «потрачу деньги и время, а работу не найду».

Вчерашним выпускникам обычно платят чуть меньше рынка, и многие компании рады сэкономить и научить под себя, и это для кого-то может стать отличным стартом. Но аккуратно с обещаниями дохода и результата, ведь успехи каждого отдельного выпускника зависят не только от школы, но и от будущих усилий самого ученика и ситуации на рынке.

Набирать учеников под «гарантированный доход» можно только тогда, когда это действительно так. А просто дублировать в чат вакансии, на которые откликается сразу человек тридцать, или давать шаблон портфолио — это далеко не гарантии.
Каждый поток выходит в свободное плавание и важно быть честным с теми, кто доверился школе. Гибкое «помогаем» справедливее, чем не всегда порядочное «гарантируем».
Онлайн-школа помогает найти работу кейсы

Кейсы онлайн-школ: что делают на практике

автор онлайн-курсов для бизнес-аналитиков и аналитиков в IT Get Skills
Александр Грижневич
«Наш флагманский курс «Техническая перезагрузка» рассчитан на специалистов с опытом. Курс значительно повышает их шансы на отличный оффер, даже если сейчас они не трудоустроены.
И вот почему:
1. «Прокачиваем» именно те технические навыки, которые сейчас востребованы на рынке.
2. Даём много практических заданий и собираем в портфолио. А в конце курса есть задание, где «упаковываем» резюме, которые разбираем и даём обратную связь.
3. Проводим отдельный урок «Прохождение собеседования» и учим, как отвечать на хитрые вопросы интервьюеров.
На курсе «Основы бизнес- и системного анализа» обучаем профессии с нуля. И тут, конечно, трудоустройству уделяем гораздо больше внимания.
Как работаем с начинающими:
1. Много практики. Ученики работают с одним сквозным проектом и проходят этапы разработки ПО как действующие аналитики. Осваивают как твёрдые, так и мягкие скилы.
2. Помогаем собрать портфолио, чтобы подтвердить практические навыки и квалификацию.
3. В программе есть отдельный модуль по поиску работы и прохождению собеседований.
4. Организуем встречи с HR-специалистом в закрытом чате выпускников.
Можно написать в чат, задать вопрос, посоветоваться и получить поддержку. Кроме общения, на канале проводим обучающие бесплатные встречи и публикуем вакансии от наших партнёров — IT-компаний.

Есть опция «Тестовое собеседование» напрямую со мной — учит «продавать» себя, страхует от грубых ошибок на собеседовании, сокращает количество отказов и ускоряет трудоустройство. А заодно снижает уровень стресса из-за неизвестности».
сооснователь SMM-школы Republic
Антон Стеньков
«Мы стараемся готовить не специалиста в штат, а фрилансера-предпринимателя. Наш вариант «трудоустройства» — это в большей степени работа на себя. Поэтому школа помогает в первую очередь работать не с одним проектом, а с несколькими.
В финале курса обучаем важным компетенциям:
1. Продажа своих услуг и ведение переговоров в формате переписки с куратором.
2. Подготовка коммерческого предложения на свои услуги.
3. Определение дальнейшего развития в профессии и выбор профильного направления (менеджер проекта, таргетолог, контент-менеджер, SMM-дизайнер и т. д.).
Каждый ученик работает с живым проектом, поэтому получает опыт сотрудничества с не всегда простым, но лояльным заказчиком. Это отчасти закаляет ученика, но не демотивирует.
После курсов ученики получают:
  • бессрочный доступ к материалам;
  • чаты, где отвечаем на вопросы;
  • клуб с постоянной поддержкой проектов — за рекуррентный платёж.
Ещё считаю очень важным, чтобы обучающие эксперты работали сами. Как только мы выпадали надолго из рабочих процессов и переставали делать проекты «руками», качество обучения и профессионализм специалистов сразу снижались.

Пробовали делать курсы без блока с самопродажей — выходило «не айс». Ученикам нужна поддержка, общение с наставниками и практика «на кошках», тогда в рабочей среде будет меньше стресса».
руководитель «Академии Студии Чижова»
Аэлита Стоните
«Расскажу про три принципа Академии, которые которые помогают студентам зарабатывать на полученных знаниях.
  • Обучение всегда на практике
Курсы строятся так: теория+практика+отработка материала. То есть когда приходит студент, мы рекомендуем отрабатывать материал именно на живых проектах, потому что это:
а) возможность наработать реальный кейс;
б) получить поддержку от кураторов-практиков и в моменте скорректировать работу;
в) всегда уйдёт в портфолио.
Где взять живые проекты? Студенты часто приходят со своими. А если своих нет, то более опытные ребята делятся и предлагают работать в паре над своими проектами. Если и этого нет (что, в принципе, редкость), то можем выдать учебный проект либо предлагаем делать для себя.
Например, на курсе по стратегии студенты получают разработанную стратегию для проекта, которую смогут показывать как пример и реализовывать.
  • Студенческие чаты

Если на старте обучения у студента нет своего проекта и он только входит в сферу, у других студентов в это время может быть 5+ проектов в очереди. Ребята делятся и курируют работу друг друга. На самом деле, онлайн-курсы — это не только про учебу, это про людей, нетворкинг и налаживание коммуникаций. После обучения чат остается навсегда, и время от времени ребята присылают свои вакансии.
  • Стажировки и трудоустройство в «Студию Чижова»
Как только открываются вакансии в агентстве, в первую очередь отправляем их в чат. С точки зрения найма — это выходит чуть дешевле, ведь наши студенты уже могут претендовать на хорошие позиции, потому что прошли обучение по нашим стандартам. За год существования «Академии» к нам пришло 6 ребят после обучения.

Вообще рынок диджитальщиков до сих пор во многом остаётся очень размытым с точки зрения требований и условий заработка, потому что не у всех есть понимание зон ответственности спеца.

Поэтому в последние запуски мы интегрируем карьерные модули, в которых рассказываем о возможностях роста и развития карьеры с текущими скиллами.
Например, недавно внедрили большую карту знаний SMM-специалиста, по которой студент оценивает навыки и понимает, в какое направление углубляться, а где и так всё хорошо.

Зачем? Потому что зарплата и финансы в этом рынке — это производная компетенций. Мы даём компетенции топовых SMM-агентств, студенты учатся и уходят реализовывать собственные проекты на более высоком уровне. Получается win-win».
основатель школы продвижения
SMM.school
Артём Пыхтеев
« Во-первых, мы записали отдельный блок уроков по поиску работы:
  • выдаём список проверенных площадок и рассказываем, как выбрать самую подходящую для ученика;
  • создали гайды, как правильно откликаться на вакансии, создавать портфолио и что следует проверить в резюме перед публикацией.
  • В SMM.school действует карьерный центр.
HR-специалисты:
  • проводят разборы резюме учеников на живых созвонах;
  • дают рекомендации по исправлению или доработке;
  • ставят задачи откликнуться на вакансии и разбирают отклики на следующей онлайн-встрече.
По статистике, при индивидуальной работе за две недели удаётся найти проект. Потому что есть чёткое задание, которое нужно выполнить и прислать на проверку, это не даёт ученику расслабляться. С групповыми статистика тоже неплохая, но там задание общее.
  • Устраиваем акции для учеников и предлагаем программы стажировки для всех готовых пробовать выпускников.
Мы дружим с партнёрами школы и с SMMplanner, поэтому получаем приоритетный доступ к вакансиям, которые, естественно, рассылаем ученикам.
  • Поддерживаем психологически.
Студенты приходят с разным опытом, и всё равно каждый попадает в ловушку синдрома самозванца. Одна задач школы — как раз избавить от этого синдрома.
Карьерный центр разбирает абсолютно каждое резюме, портфолио и отклики, показывая, как будет эффектнее себя предлагать на рынке труда. Мы объясняем, что нормально набираться опыта, нормально поначалу чувствовать неуверенность, но важно не бояться, а действовать.

До создания карьерного центра пробовали разные варианты. И не все из них были успешными.
Например, мы собирали базу компаний, которые ищут SMM-специалиста, и предлагали им взять наших учеников на стажировку. Получали очень слабый отклик.

Поэтому сейчас действуем «от запроса» — направляем выпускников только партнёрам, которые сами присылают вакансии и прислушиваются к рекомендациям. Поэтому процент количества стажировок у нас высокий».
Как онлайн-школа помогла найти клиентов

Комментарии учеников

автор, сценарист роликов для YouTube
Анастасия Раскина
«Я проходила курс «Коммерческий редактор. Копирайтер» в «Нетологии». И помогали трудоустроиться ещё до окончания курсов — как только преподаватели говорили, что уже пора пробовать себя и развивать навыки на стажировке.

Кураторы постоянно выкладывали список стажировок и вакансий от их партнеров и редакций по направлениям.
Чтобы попасть на собеседование, писали куратору информацию: кто такой и какой курс изучает + портфолио из учебных работ. Они отсылали самостоятельно письмо работодателю и передавали контакты.

Благодаря такой помощи, я устроилась в редакцию Maff-media, и спустя 3 года всё ещё там работаю».
редактор
Ирина Никифорова
«Я училась в GeekBrains на курсе «Project-менеджмент». Да, после курсов я нашла на hh.ru вакансию, и мне предложили оффер в 35 000 рублей на другом конце Москвы. То есть совсем не то, что я рисовала в воображении.

А вот закрытый чат выпускников принёс пользу. Я целый год общалась с людьми с разным бэкграундом и разной спецификой работы. И все делились советами.
Плюс на самом курсе был блок HR, и я научилась так круто составлять резюме, что помогла и себе, и друзьям.
Моё мнение, что обещание гарантий — это маркетинговый ход, потому что непонятно, с кого эту гарантию спрашивать».
копирайтер, методист
Александра Коваль
«Училась у Надежды Сокирской. В середине курса была практика с живыми заказчиками и настоящими ТЗ. Например, я работала с компанией по производству постельного белья.
После курса получали доступ в закрытый канал для участников, в который выкладывались вакансии. Он был хорош жёстким ценовым отбором — никаких предложений вроде 250 рублей за ТЗ.

Плюс в чат приходил карьерный коуч, который проверял портфолио и отвечал на запросы выпускников раз в две недели.

Первого заказчика нашла в этом канале и работала с ним долго и за хороший ценник. Кстати, если заказчик из этого чата не хотел платить или возникли другие сложности, на помощь приходила сама автор курса».
Онлайн-школа и трудоустройство учеников

Главное

  • Участие в карьерной судьбе ученика — крутое конкурентное преимущество для школ, которые обучают профессиям или помогают повышать квалификацию.
  • Способов помочь много — от упаковки резюме и портфолио до оплачиваемых стажировок у партнёров или участия в домашних проектах организаторов. Важно давать посильные обещания и, конечно, их выполнять на деле.
  • Как бы школа ни участвовала, профессиональный успех зависит во многом от ученика — его навыков как специалиста, софт-скиллз, целеустремлённости и мотивации.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?