Репутация онлайн-школы

Репутация онлайн-школы: как создать, поддержать и улучшить

Что влияет на репутацию бренда и что делать, чтобы укрепить позиции.
Отзывы, беседы на форумах, упоминания в личных блогах и профессиональных сообществах напрямую влияют на репутацию онлайн-школ. И на продажу курсов.

Собрали самое важное о том, как школе работать с репутацией во время запуска и что делать, если рейтинг уже пошёл вниз.
Содержание
Запуск онлайн-школы

Что важно учесть на старте

Испортить репутацию в сфере онлайн-образования проще простого. Пара отрицательных отзывов, пусть и субъективных, и потенциальные ученики уже сложили мнение и делают выбор в пользу другого предложения. Одно дело, когда школу рекомендуют, и клиентская база растёт, и совсем другое — когда выражают недовольство. Точно не стоит игнорировать такие моменты, даже если очень хочется.
Негативно окрашенные отзывы и комментарии могут свести на нет все усилия по продвижению, отразиться на лояльности и продажах. Поэтому так важно заложить «кирпичики» хорошей репутации уже на старте и поддерживать положительное впечатление о продукте, команде и проекте в целом.

Без ложных обещаний

В порыве желания рассказать о школе в выгодном свете, так и хочется пообещать будущим студентам грандиозные результаты. И это первое, на чём легко споткнуться.
  • Частый пример — озвучивать, через какое время окупается обучение. Можно приводить успешные примеры и вдохновляющие кейсы, но не гарантировать 100%, что ученик в короткие сроки непременно заработает сумму, которую вложил в обучение.
  • Или утверждать, что учебный процесс занимает пару часов в неделю. Не надо так, если в реальности оказывается, что за два часа ученик успевает только прослушать теоретическую часть, а на конспект урока и тем более домашние задания остаётся всего ничего. Время на учёбу — суперважное условие, потому что большинство клиентов в онлайн-образовании — люди занятые.
  • В рекламе должно быть только то, за что школа может поручиться. Есть возможность устроить на стажировку или помочь с проектом в портфолио — отлично. А если из актуального только подборка вакансий и обзор спроса в нише, так и стоит это озвучить — без громких обещаний трудоустройства.
  • Если и обещать перемены к лучшему, то не воздушные замки, а знания и навыки, которые приведут к цели. Например, не 100 000 рублей с любой свадебной съёмки, а умение организовать и продать профессиональную фотосессию с трендовой обработкой. А вот если школа действительно обеспечивает реальный результат — например, первого заказчика, — об этом можно и нужно смело заявлять.

Экспертность

Доверять будут спикеру с подтверждённой экспертностью. Но как её измерить? Объективно оценить уровень эксперта трудно, поэтому нужен практический опыт, осязаемый результат и примеры на языке клиента.
  • В творческих нишах, как правило, за эксперта говорят его работы.
  • Если спикер позиционирует себя как успешного бизнесмена, то реальные кейсы и цифры — крепкий аргумент в противовес дифирамбам про «уникального топ-эксперта, беспроигрышную методику и секрет высоких чеков».
  • Когда важно оценить экспертизу в корпоративном сегменте, сфере финансов, IT или юриспруденции, то играет роль должность, компания, участие в конференциях, авторские публикации.
Хорошо работает на репутацию раскрученный личный блог или канал, эксперта, где живая аудитория выражает мнение, задаёт вопросы, получает онлайн-консультации. Например, медики часто проводят с коллегами совместные эфиры, редакторы участвуют в писательских марафонах как кураторы, а финансисты разбирают схемы инвестирования и дают прогнозы на динамику курса валют.
Если есть довольные клиенты, которые уже решили свою проблему с помощью эксперта, то срабатывает ещё и социальное доказательство.

Продуманная методология

От структуры онлайн-курса зависит, насколько легко будет даваться обучение студентам и как они усвоят информацию.
Важно ориентироваться не на личные представления, а подойти к вопросу профессионально и опираться на методологию. Эксперт может обладать уникальными знаниями и опытом, но не суметь их донести до учеников.
В идеале уже иметь опыт преподавания, а если его нет — пригласить специалиста, который подберёт нужные методики и рассчитает учебную нагрузку, чтобы выстроить эффективное обучение.

Собирать, структурировать и упаковывать курсы — задача методиста. Он систематизирует информацию, которую даёт эксперт, и конвертирует её в обучающий продукт.

Уникальный контент

Платное образование ценно тем, что систематизирует информацию из разных источников, грамотно расставляет акценты, даёт поддержку и доводит до результата. А ещё адаптирует программу под ритм жизни ученика и предлагает оптимальные форматы для коммуникации.
При грамотном подходе и рождается уникальный продукт, его ценность — специально разработанный контент в сочетании с конкретным спикером и его опытом, этой программой, подобранными домашними заданиями и продуманной обратной связью.
Если создатели грешат плагиатом, проходят по верхам или льют воду, которой и без того достаточно в свободном доступе, то есть вопросы как минимум к ценности такого обучения, и закономерно — к репутации школы.

Фото, видео и звук в хорошем качестве

Это как раз тот случай, когда интернет встречает по одёжке.
Грамотно записанные видеоуроки и хороший лендинг — лицо продукта. Но качество разноформатного контента важно не только для имиджа — от этого зависит, насколько эффективно учащиеся освоят материал.

Звук и ещё раз звук! Это первое, с чем стоит заморочиться при записи курсов.

А вот приличное видео можно снять даже на камеру бюджетного смартфона. Главное, поработать над фоном, использовать кольцевую лампу и позаботиться, чтоб эксперт был органичен в кадре.

То же самое и с фотографиями. Это могут быть кадры фотосессии, классные селфи или оригинальные решения в своём стиле. Но чего точно не должно быть — халтурного подхода.

Фотоконтент — это не только про лендинг или визуал аккаунта в соцсетях. Сюда же относятся и фотоматериалы для урока или эфира. Если в презентации нечитаемые скрины, как ученик может быть доволен учебным материалом?

Быстрая регистрация и удобная платформа для обучения

Если освоение учебного материала ещё может доставлять сложности, то регистрация на образовательной платформе и покупка онлайн-курса должны быть для учащихся максимально простыми и понятными.

Клиент может отказаться от регистрации, если форма длинная или неудобная, долго грузится или виснет. Обязательно учитывать, как выглядит посадочная страница и с десктопа, и со смартфона.

На этапе коммуникации подстерегает другая опасность: человек указывает электронную почту для связи и благополучно теряет письма от школы в папке «Спам».

Поэтому в форму сбора контактов важно включить поле «номер телефона» и настроить регистрацию с подтверждением через sms-код. А чтобы клиенты охотнее оставляли свой номер, предложить в обмен бесплатный лид-магнит.

Огромный плюс, когда пользователю легко разобраться с навигацией образовательной платформы, есть интуитивно понятный интерфейс, эстетичное меню и логичная структура. Когда не нужно ломать голову, как оплатить обучение, где найти назначенные уроки и куда загружать домашки.
Если пользоваться ресурсом трудно, то ученику придётся заставлять себя учиться, и он не будет особо разграничивать школу и платформу — для него это обучение ассоциируется с дискомфортом.
Как работать с репутацией онлайн-школы

Как работать с репутацией онлайн-школы

Если коротко — не пускать на самотёк.
Хорошая репутация сама себя не создаст. Когда школа ей не занимается, то в качестве репутации получает стихийный образ, сложенный из отзывов. Не всегда реальных, не всегда положительных.
Чем это грозит? Неверным представлением о школе и её продуктах, невыгодным рейтингом, потерей прибыли, наконец. Сегодня всё меньше людей выбирают курс в интернете и при этом не смотрят, что пишут о проекте в том же интернете.

Работа с отзывами и SERM-маркетинг

За фундаментальную часть имиджа отвечает SERM-маркетинг — репутационный маркетинг, который создаёт положительный образ компании для поисковых систем.

Как создать положительную репутацию новой школе?

  • Шаг № 1.
    Зарегистрироваться в справочниках, отзовиках и каталогах
    Это могут быть сайты широкого профиля, например, 2GIS, Яндекс Маркет, Яндекс Карты, Irecommend.ru, sravni.ru, otzovic.com. Или узкоспециализированные отзовики: otzyvmarketing.ru, courses-top.ru и другие.
  • Шаг № 2
    Разместить развёрнутые реальные положительные отзывы учеников. У ряда школ принципиальная позиция — размещать абсолютно все отзывы, негативные тоже. Если отзыв школа отработала грамотно, заботливо и дружелюбно, да ещё и учла эпизод в дальнейшей работе, это скорее плюс к репутации.
  • Шаг № 3
    Идти в контент-маркетинг — публиковать статьи от имени проекта на публичных площадках. Это могут быть Яндекс Дзен, VC, сайты и платформы об образовании, профильные ресурсы по теме курсов — в зависимости от специализации программы и интересов целевой аудитории.
  • Шаг № 4
    Начать общение — самостоятельно создать несколько дискуссионных веток на популярных форумах и участвовать в обсуждении.
    Например, на форуме для молодых мам зайдёт обсуждение рукодельных или кулинарных курсов, на форуме садоводов — курсы по ландшафтному дизайну.
  • Шаг № 5
    Просить учеников оставлять честные отзывы:
    — периодически делать «срезы» обратной связи от учеников: например, после блока программы, практики или эфира с приглашенным экспертом;
    — разместить просьбу поделиться отзывом там, где выпускник качает сертификат о прохождении курса;
    — отправлять персонализированный email с просьбой поделиться мнением по итогам обучения.

    Откликов будет больше, если школа предлагает бесплатный продукт или скидку на следующее обучение.

Управление репутацией онлайн-школы с опытом

Шаг № 1 — узнать, что сейчас говорят о школе в интернете.

Проверить поисковую выдачу, это можно сделать вручную — пишем в поисковике «название + отзывы».
Можно использовать сервисы:
— Яндекс Вордстат покажет, какие дополнительные слова используются при поиске компании;
— Яндекс Метрика в графе «Визиты» фиксирует запросы, по которым переходили пользователи;
— сервисы Букварикс и Key. So — показывают поисковые и репутационные запросы. По названию компании увидим, с какими фразами оно соседствует в поиске.

Проверять отзывы на сайтах, в соцсетях и СМИ
В этом помогают сервисы мониторинга репутации:
— Babkee присылает уведомления, когда название компании упоминается в соцсетях, на форумах или в других источниках. Работает бесплатно.
— IQBuzz похож по функционалу на Babkee, но платный. Не только показывает отзыв, но и оценивает его тональность. Тестовый период 7 дней;
— YouScan ищет упоминания бренда и распознаёт логотип или название компании на картинках. Сервис платный, демо-версия доступна по запросу на 7 дней.
— Крибрум определяет эмоциональную окраску упоминаний бренда в интернете. Работает только платно.
Шаг № 2 — Анализировать отзывы: «Что говорят?»
  • Ничего — возможно, если школа недавно открылась.
  • Много негатива. Негативные эмоции сильнее, люди чаще делятся отрицательным опытом, чем положительным. Важно рассматривать такие отзывы через призму объективности и брать на заметку, если они рациональные.
    А если появились подозрения в правдивости отзыва, можно попросить администрацию ресурса его удалить. Иногда это действует.
  • Больше хорошего — скорее всего, школа работает над репутацией в интернете, мотивирует учеников писать отзывы и своевременно реагирует на отрицательные эпизоды.
Шаг № 3 — реагировать на все отзывы
Для этого заводим аккаунты на всех отзовиках и общаемся с клиентами. Со всеми клиентами — и с теми, кто сказал доброе слово, и с теми, кто остался категорически недоволен.
Даже если ученик написал две нейтральных фразы, выражаем признательность. Это хороший взнос в копилку репутации.

Три шага для работы с негативным отзывом:
1. Признать правоту оппонента, если он объективно прав;
2. Принести извинения — если виноваты, обходимся письменными публичными извинениями. Сильно возмущённому ученику лучше позвонить и дать приятный бонус.
3. Решить проблему — и это самое главное. Обязательно отмечаем в той же ветке комментариев, как школа вышла из ситуации.

В итоге:
1. Показываем клиенту, что школа на его стороне. Амбассадором бренда он едва ли станет, но и с негативом притормозит;
2. Формируем образ дружелюбной, готовой к общению компании, и вызываем доверие у потенциальных клиентов.
Что портит репутацию онлайн-школы

Частые ошибки

Репутация — очень хрупкая категория, и повлиять на неё может любая мелочь. Поэтому так важно не допускать стратегических ошибок:
  • Считать, что у хорошей школы достойная репутация образуется сама по себе и без усилий.
  • Не обращать внимания на то, что пишут в интернете. Потенциальные ученики читают площадки с отзывами, а значит, школа на них тоже должна быть.
  • Болезненно реагировать на критику, обижаться или отвечать заносчиво. Френдли-коммуникация работает эффективнее.
  • Придавать значение только негативным комментариям, и не реагировать на положительные. Это тоже важная часть в работе с имиджем школы и в построении доверия.
  • Не показывать, что решили проблему, которая вызвала претензию, — провели работу над ошибками, разобрались в вопросе, устранили неполадки или просто поговорили с недовольным клиентом. Если замечания и предложения повисают без реакции и движения — это тоже звоночек для тех, кто определяется с выбором.
  • Накручивать фейковые или размещать исключительно «припудренные» кейсы и отзывы. Эта уловка — не редкость, но аудитория её считывает, и такой подход к делу не добавит баллов лояльности. В конце концов, подобные манёвры приводят к недоверию и разочарованию.
Как улучшить репутацию онлайн-школы

Главное

Особенность онлайн-бизнеса в том, что информация разносится практически за пару часов, видна большому количеству людей и надолго оставляет сарафанный след.

Даже самый неочевидный нюанс может стать фишкой в имидже школы, или, наоборот, перечеркнуть все усилия по созданию положительного образа бренда.

Качественный контент, искренность, дружелюбное отношение к аудитории и кропотливая работа с пожеланиями и замечаниями — слагаемые хорошего впечатления о школе: и начинающей, и с серьёзным бэкграундом на рынке онлайн-образования.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?