Как справляться с учебными трудностями
Опыт доказательного образования.

Как помочь студентам справиться с учебными трудностями

Продолжаем конспектировать самые интересные выступления и беседы экспертов на онлайн-конференции YАС/e 2022. Какие бывают учебные трудности, что такое психометрические сети и как это работает в обучении — в докладе эксперта.
Руководитель Центра психометрики и учебной аналитики Яндекс Практикума
Дмитрий Аббакумов

Содержание

Доказательное образование

Что такое доказательное образование

Такое образование основано на доказательствах, полученных с помощью научного метода.

Можно провести аналогию с доказательной медициной. На основании данных о том, как пациенты себя чувствуют, какие у них есть показания и противопоказания, как работают различные препараты и виды терапии, подбирают именно то, что поможет конкретному пациенту.

Доказательное образование находит приёмы, способы, контент, задачи, которые приведут студентов к достижению желаемых результатов.

Часто считается, что доказательное образование это что-то очень сложное, близкое к рокет сайнс (rocket science) — работе, которая требует особых умственных усилий и навыков. И что оно стало возможным только сейчас, в современную цифровую эпоху. Но это не так.

Например, Луис Тёрстоун почти 100 лет назад разработал уравнение кривой обучения. Он описал, как учатся студенты с помощью статистического математического уравнения. Это уравнение используется и сегодня — например, в системах адаптивного обучения, которое подбирает образовательный контент под конкретных студентов.

В России основоположником доказательного образования стал профессор Александр Нечаев. Он запустил целое направление
экспериментальной педагогики в первой половине прошлого столетия. Нечаев изучал, как обучаются школьники с разным способностями к запоминанию и разными аспектами забывания, каких результатов они достигают, как обучать разных школьников и делать это одинаково хорошо.


Для доказательного образования нужны:
  • качественные статистические данные;
  • валидные модели;
  • интерпретируемость и прозрачность.
Такой подход улучшает результаты, упрощает коммуникацию преподавателя или образовательного сервиса со студентами, повышает КПД времени и денег.
Трудности в обучении

Какие бывают учебные трудности

Все учебные трудности можно разделить на две большие группы:
  • Случайные (индивидуальные) трудности — возникают иногда, не несут фатальных последствий.
  • Системные (групповые) трудности — происходят у существенной группы студентов систематически, в конкретном месте с определённой частотой.
Случайные трудности

Или «спотыкашки». Студент в процессе обучения допустил ошибку или что-то не понял, и вернулся к сложному вопросу — пересмотреть вебинар, презентацию или перечитать параграф. Ничего критичного не произошло.

Как должна действовать образовательная система? Помогать студентам и давать им обратную связь. Например, студент решил задачу неверно. Он должен получить комментарий, который направит и подскажет дополнительную информацию.

На уровне образовательного продукта оберегаем студента, чтобы такие затруднения не воспринимались болезненно. На уровне самого продукта никаких системных изменений не требуется.

Системные трудности

Существенная доля студентов не понимает или решает неверно конкретную задачу — это уже проблема обучающего продукта. Образовательные проекты обязательно должны прорабатывать системные трудности.

Общий подход в обучении: если есть системные трудности, значит, мы что-то делаем не так, нужно править контент. Образовательные дизайнеры, методисты стараются менять или саму задачу, или подход к объяснению. Например, добавлять дополнительные пояснения и подсказки, примеры. И тогда трудность задач снижается, есть системный эффект.

Проблема в том, что трудности прорабатываются только, когда мы получили эффект «снежного кома».

Большая группа студентов уже допускает одинаковые ошибки и просит помощи. А часть и вовсе не приходит за обратной связью, они разочаровываются и отчисляются. Значит, существующий сейчас подход работает недостаточно эффективно: слишком поздно обнаруживаются системные трудности. Поэтому нужно попробовать найти их источник.
Формат домашнего задания онлайн

Модель психометрической сети

Предположим, что все системные трудности связаны друг с другом.

Что, если студенты ошибаются не случайно, а из-за того, что конкретная трудность связана с предыдущими?

Такую взаимосвязь помогает понять модель психометрической сети.
В прошлом веке ученый Эрнст Изинг предложил свою модель статистической сети. Она и сегодня используется в термодинамике. Позднее нидерландский ученый Сача Эпскамп применил эту модель для анализа связности в образовательных и психологических системах. Например, он показал, как вопросы в психологических тестах могут быть связаны с плохим настроением или психологическими проблемами.

В образовательном тестировании это тоже работает: мы замечаем, что ошибки студентов в разных заданиях имеют общие корни. Мы как будто отматываем назад и смотрим: а вдруг, студент, который не решил это задание, испытывал сложности и с другим заданием? Может, тут кроется что-то общее?

Важно смотреть не на отдельные задачи в тесте, а на их совокупность: количество попыток, длительность решения и другие параметры. Плюс устанавливать взаимосвязь между учебными трудностями студентов.
Формат домашнего задания онлайн

Как это работает

Помогает учебная аналитика. Например, мы видим, что большинство студентов неправильно решает конкретную задачу.
Что обычно делает методист? Рассматривает отдельную задачу и пытается понять, в чём сложность. Во многих случаях решение находится, но это требует почти героических подвигов со стороны авторов курса и методистов.

С помощью психометрической модели мы вводим понятие связности: если раньше задача обладала только трудностью, теперь она ещё и с чем-то связана.

Делим системные трудности в зависимости от четырёх переменных:
  • Ошибки в ключевых навыках
    С задачей справляется мало студентов, и после этой ошибки они спотыкаются и в других. Скорее всего, это задачи на ключевые навыки. Если студент ими не обладает, то продолжит ошибаться в похожих задачах.
  • Ошибки в базовых понятиях
    Большинство студентов отвечает верно на тестовые вопросы, ошибаются только 15−20%. Если проследить закономерность, мы увидим, что именно эта часть в дальнейшем испытывает трудности с другими задачами. Значит, здесь пробелы в базовых понятиях, в понимании концепции.
  • Ошибки в задачах «Good to know»
    Несложные задачи, которые никак не связаны с другими, и относятся к типу «хорошо бы знать, но ничего страшного, если не знаешь».
    В отличие от ключевых навыков и базовых понятий, без этого «кирпичика» вся система рухнет.
  • Ошибки в задачах со звездочкой
    Пример из школьного учебника: в конце параграфа были такие задачи. Они трудные, факультативные, их решают только умники и умницы. Но, если её не решить, ничего фатального не произойдёт.

Нужно обращать главное внимание на первые два типа задач: задачи на ключевые навыки и базовые понятия. Если в них происходит сбой, он распространяется на всю систему.

Ошибки в усвоении базовых понятий, зачастую, и запускают эффект «снежного кома», потому что в дальнейшем влияют на выполнение более сложных задач.
Чтобы обнаружить правильную взаимосвязь, степень корреляции, нужно собирать и анализировать ошибки в рамках одной темы. И уже потом искать связь между разными темами по тому же принципу.

психометрическая модель и связность задач в обучении

Как применять принцип связности задач в обучении

  • Улучшаем образовательный контент.
    Когда методист находит связь трудностей, у него появляется больше вводных данных для такого улучшения.
  • Поддерживаем и сопровождаем.
    Например, мы уже знаем, что конкретная ошибка приведет к системным трудностям, и заранее помогаем предвосхитить трудность: даём в поддержку дополнительные материалы, вебинары.
  • Рекомендуем повторение.
    Размещаем подсказки рядом с заданием, которое вызывает трудности.
Применять подход целесообразно к аудитории численностью от 50 человек — в меньших группах будет недостаточно данных для статистики.

У методического сообщества наконец появляется инструмент, который позволяет работать не с отдельными учебными трудностями, а находить их взаимосвязи, раскручивать весь клубок и доходить до первоисточника.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?