Мобильное обучение

Мобильное обучение: что это и как использовать

Онлайн-курс, который всегда под рукой. Нюансы.
Статистика говорит, что владельцы мобильных телефонов пользуются ими в среднем более 5 часов в день. И, если человек спит 7−8 часов в сутки, то примерно 30% времени бодрствования он проводит в телефоне.

Чаще всего мы используем смартфон как средство связи, аналог электронных книг или плеер. И, конечно, зависаем в мобильном, пока сёрфим соцсети и маркетплейсы. Но ведь смартфон или планшет — ещё и образовательный гаджет, а мобильное обучение остаётся одним из самых быстрорастущих сегментов рынка электронного обучения. В чём плюсы и минусы такого формата, как его внедрить и что учесть при запуске — в статье.

Содержание

m-learning

Что такое мобильное обучение

Мобильное обучение или m-learning — дистанционное обучение на мобильных устройствах. Максимально удобный формат для студента: помимо компьютера, проходить программу можно в смартфоне или планшете.
Важно, что мобильное обучение — это не перенос части программы в «карманную версию», а полноценный учебный процесс. Как правило, это мобильная версия курса или специализированное приложение, которое полностью обеспечивает доступ к материалам, коммуникациям и заданиям.

В смартфоне можно видеть меню курса, проходить уроки и делать домашки. Как, например, в курсе «Тексты для IT» от Редакции Рыба

Или курс от Zenclass по запуску онлайн-школы, который тоже прекрасно «умещается» в смартфоне.

мобильная версия курса

Преимущества мобильного обучения

Даже с уходом пандемии и тотальной удалёнки, мобильное обучение не теряет актуальности.
  • Главный плюс — можно учиться где удобно
  • Сложно представить ситуацию, когда человек уходит из дома без смартфона в руках, если это не сознательное намерение. Поэтому мобильное обучение — самое доступное решение для большинства активных людей. Такие курсы часто асинхронные, то есть записанные заранее, и студент сам выбирает, где и когда ему комфортнее включиться в учёбу.
  • Непрерывный процесс обучения
  • Смартфоны с собой всегда, поэтому ещё одно преимущество мобильного обучения в том, что оно позволяет, условно, не зависеть от стула в учебном классе. Конспектировать лекцию дома, повторить её в наушниках на пробежке, а тест проходить по пути на работу. Эти же возможности открывают и другие гаджеты, которые подходят для дистанционного обучения в разных локациях: планшеты, ноутбуки.
  • Разнообразие форматов
  • В мобильной версии удобно использовать разный контент: аудио, видео, тексты. Интерактивные воркбуки, дополненная реальность и клубные подписки на тематические подкасты — тоже сюда.
  • Удобно общаться
  • Когда курсы адаптированы под мобильные устройства, это особенно комфортно для динамичного диалога с лектором или куратором. Можно задать интересующий вопрос в чате или мессенджере, даже если между вами сотни или тысячи километров. А ещё переписка не потеряется в отличие от устного ответа преподавателя, который легко недопонять или забыть, а переспрашивать неловко.
  • Легко осваивать материал в игровой форме
  • Добавить элемент игры в мобильный формат несложно с технической точки зрения. Мобильные устройства часто используют для того, чтобы поиграть, поэтому и геймификация в мобильном обучении будет уместна.
онлайн-курс в смартфоне что учесть

Недостатки мобильного обучения

Хоть это и максимально удобный вариант для онлайн-образования, есть у «обучения в кармане» и слабые места:
  • Процесс зависит от качества интернет-соединения
  • С одной стороны, мобильное обучение отлично подходит для людей с загруженным графиком, ведь можно учиться и в пробке, и вечером после работы. Но часто обязательное условие для работы сервисов — стабильный интернет. Если соединение неустойчивое, студент может не пройти тест или не подгрузить вовремя домашку. Актуально для тех, кто хочет учиться на даче, в поезде или другом месте с непредсказуемым качеством связи.
  • У батареи ограничен заряд
  • Смартфоны могут внезапно разрядиться, и тогда обучение встаёт на паузу. Это точно проще, чем пропустить живой семинар в вузе, но тоже может напрягать. Особенно, если речь о вебинаре, аттестации или проверочных работах.
  • Небольшой экран
  • Не все курсы удобно проходить в смартфоне. Если в материалах много визуальных деталей, большие объёмы графиков или схем, то предпочтительнее экран десктопа, а то и не один. Например, графический дизайн, монтаж видео или профессиональную ретушь цифровых фотографий трудно представить в девайсе размером с ладонь.
  • Сложно сконцентрироваться на учёбе
  • Смартфон далеко не у всех ассоциируется с образовательным процессом. Отвлекающие факторы — пожалуй, самая весомая проблема мобильного обучения. Внутри гаджета и подписки, и уведомления, и напоминания. Плюс в любой момент может кто-то позвонить. И это действительно не лучший вариант с точки зрения удержания внимания. Даже в школах регулярно встаёт вопрос о запрете смартфонов на уроках.
мобильное обучение в онлайн-школе

Что важно предусмотреть школе, чтобы сгладить возможные сложности:

  • Синхронизация
  • Чтобы после выхода из приложения студент мог продолжить учёбу с того же места. А ещё можно делать напоминание, чтобы перед началом прохождения важных заданий ученики проверили уровень заряда или начинали выполнять их с источником питания в доступе.
  • Офлайн-ресурс
  • Если школа может предоставлять офлайн-доступ к урокам и базе знаний — это точно конкурентное преимущество.
  • Раздражители
  • Стоит поработать над этим на этапе вводных уроков. Хорошо напоминать студентам отключать уведомления на время учёбы. Возможно, хорошим вариантом будет перевод в авиарежим, если функционал приложения позволяет просматривать лекции или читать лонгриды без доступа в интернет.
  • Проблемы с ПО
  • Мобильное обучение комфортно и удобно ровно до того момента, пока приложение или мобильная версия работают без сбоев. И лучше, когда все нюансы обкатаны и продуманы до запуска.
  • Адаптация экрана
  • Чтобы пользовательский опыт был максимально комфортным, интерфейс должен быть адаптирован к экранам разных размеров: от миниатюрного смартфона до планшета с большой диагональю. Дело не только в эстетике страницы, хотя это, безусловно, важно. Некорректная вёрстка затрудняет прохождение программы — например, кнопкам выбора ответа не хватает места, и ученик их не видит. Такие моменты важно хорошо протестировать перед запуском.
  • Разработка контента именно под мобильный формат
  • Пользовательские опыт и поведение на мобильном устройстве и на компьютере отличаются. Поэтому и контент должен учитывать мобильные технологии и разные сценарии — эту презентацию ученику удобнее скроллить или свайпать? Лучше заходят иконки или ссылки?
как запустить мобильное обучение

Как запустить мобильное обучение

Пять советов для постановки онлайн-обучения в приложении или мобильном устройстве:
  • Оцените — вам действительно нужно внедрять мобильное обучение? Лучше это понимать ещё на старте. Адаптация готового курса под мобильное устройство — затратный процесс, и небольшим олайн-школам может ощутимо ударить по бюджету.
  • Определите — какие задачи будет решать мобильная версия курса? Важно соотнести цели, бюджет и потребности целевой аудитории. Очевидно, мобильный курс нужен, чтобы не лишиться основной доли потенциальных учеников, которым удобно учиться в смартфонах. Но если на полноценный мобильный продукт пока нет ресурса, лучше этот вопрос отложить. Недоделки и баги плохо скажутся на лояльности аудитории.
  • Подготовьте контент, который будет органичен для мобильного использования. Например, прорабатывать мелкую инфографику на смартфоне неудобно. А вот читать теорию, играть в мини-игру и проходить тесты — вполне.
  • Выберите платформу для электронного обучения или наймите разработчика, который сделает под школу приложение. Первый вариант проще: на многих платформах по умолчанию есть мобильная версия или возможность установить приложение. При этом не нужно быть программистом — хватит навыков пользователя, да и техподдержка есть у всех площадок. Если важно разработать собственное приложение, придётся вложить время и деньги на его создание. Но оно будет более гибким и заточенным под вашу программу — как заказчик вы сможете внедрить туда любые фичи.
  • Запросите обратную связь от потенциальных и реальных учеников. Что удачно, а что не очень? Насколько удобен и интуитивно понятен интерфейс? Как быстро прогружается страница? А регистрацию пройти сложно?
внедрить m-learning

Что учесть при внедрении m-learning

Чек-лист: готова ли школа запустить мобильное обучение:
  • Понятны цели и задачи, которые решает мобильная версия. Они реальны, измеримы и достижимы.
  • Есть чёткое понимание, каким должен быть продукт под эти задачи. Можно без труда составить техническое задание на мобильный сервис.
  • Есть стратегия продвижения концепции курса через m-learning.
  • Не отпугивают сложности, которые могут возникнуть с мобильным приложением: технические сбои, возможная утечка персональных данных, адаптация контента под мобильные экраны.
  • Готов контент для мобильного обучения.
мобильные курсы

Главное

Можно задать вопрос: «Зачем людям тратить деньги на онлайн-курсы, и в частности, на мобильное обучение, если всё это реально нагуглить?». Но ценность мобильного обучения как раз в том, что ученики получают экспертную информацию, которую структурировали и упаковали в мобильную версию, чтобы учиться было ещё и удобно.
Сейчас можно выбирать девайс для прохождения программы и комфортно встроить обучение в любой ритм жизни. Первая ассоциация с мобильным форматом — он нужен активным и занятым людям. Но немало и тех, кому даже дома в кресле привычнее узнавать новое с помощью смартфона, а вот компьютера и на работе за целый день хватает.
Можно использовать мобильное приложение или оставаться на ПК, выгружать мобильную версию на специализированной площадке или обращаться к разработчикам. Главное — сделать обучающий продукт таким, чтобы всем участникам процесса было комфортно, а обучение реально приносило пользу.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?