Сайт онлайн-школы

Сайт для онлайн-школы: а так ли он нужен?

Основная страница школы: какой может быть и какие задачи помогает решать.
Сайт или любая другая имиджевая страница — это визитная карточка онлайн-школы. Та самая одёжка, по которой целевая аудитория встречает, считывает tone of voice и принимает решение: доверить обучение или поискать других.

Поговорим о том, зачем онлайн-школам нужен сайт и как сделать его продающим и удобным. А ещё о том, какие ресурсы могут взять на себя роль главной страницы школы.

Содержание

Сайт онлайн-курсы

Зачем сайт онлайн-школе и нужен ли вообще

Интриги не будет — площадка с продуктами, контактами и удобной навигацией, безусловно, нужна. Чтобы информировать о преимуществах, принимать заявки на оплату, делиться кейсами и контентом, быть стартовой страницей для запуска обучения и анонсов.

У разных ресурсов свои возможности и функции, и не всегда школы имеют полноценные многостраничные сайты. Есть и альтернативы. В основном школы начинают работать в соцсетях и мессенджерах, а со временем оставляют их как средство коммуникации и переходят на специализированные платформы, потому что возможностей больше. Небольшим школам и отдельным экспертам такой страницы нередко хватает в качестве основного ресурса школы.

Основные площадки для страницы школы:
  • Собственный сайт
Из плюсов — школа получает полную свободу в реализации своего видения от маркетинга до учебного процесса, особенно, если вместо шаблонов разработать сайт на коде.

На своём сайте школа контролирует процессы самостоятельно, а хостинг и домен оплачивает. Хостинг — это аренда места на сервере, на котором размещается и хранится информация. Домен — собственное имя сайта.

Из минусов: разработка собственного сайта — удовольствие недешёвое, требует времени и чёткого понимания, какой именно сайт школа хочет получить в результате. Это как шитьё без стандартных выкроек — под силу только профессионалам. Плюс техническая сторона сопровождения.

Лендинги (одностраничные сайты) есть у большинства школ, и их делают под конкретные продукты и акции. Создать лендинг куда проще, и нужно использовать эту страницу, чтобы создать нужное впечатление о школе и получить заветный клик от потенциального клиента.
  • Страница онлайн-школы на образовательной платформе
Современные платформы включают всё необходимое для навигации и онлайн-обучения: конструкторы курсов, заданий и уроков, маркетинговую аналитику, сервисы для приёма оплаты, личные кабинеты учеников и вебинарные решения.

И это отличная альтернатива или «коллега» сайта. У школы есть главная страница, где в одном месте собраны все доступные продукты, и ученик может выбрать то, что интересно. Там видно их стоимость, краткое описание, формат. Наглядно и эстетично. И делиться ссылкой на страницу так же удобно, никаких технических челленджей.
Так выглядит страница онлайн-школы на Zenclass
Многие начинают именно с кабинета на платформе. И тут точно не нужно переживать, что сайт вдруг отвалился, ссылки не работают, и не знаешь, к кому обратиться — сервис специально создан для организации дистанционного обучения. Плюс есть техническая поддержка, которая оперативно придёт на помощь при запуске и будет рядом на протяжении работы школы.
Из минусов — за платформу тоже нужно платить, стоимость зависит от потребностей онлайн-школы и выбранного сервиса. Но функциональность удобной и надёжной платформы того стоит. Например, месяц на Zenclass школе обойдётся от 2160 рублей, и при этом не нужно тратиться на техническую настройку — создать школу можно самостоятельно, а бонусом — встроенный приём платежей с бесплатной онлайн-кассой. С эквайрингом можно принимать оплаты от учеников из России и других стран. Деньги поступают на расчётный счёт, чеки и возвраты ученикам отправляет сервис. А ещё доступна продажа курсов в рассрочку и по подписке.
  • Социальные сети
Это совсем не сайт, но может сработать как визитная карточка для начинающей онлайн-школы. Из плюсов — сообщество легко создать и набрать аудиторию с помощью контента и рекламных механик.
Минусов — больше. Скудный набор инструментов для обучения, ведь соцсети создавались как площадка для общения, а не для бизнеса. И никакого контроля над ситуацией.
Вспомним весну 2022 года — Instagram* заблокировали, что мощно ударило по школам, которые развивали только этот ресурс.
* Instagram — проект компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Своя полноценная площадка работает в двух направлениях: во-первых, на нём онлайн-школа размещает учебные материалы и проводит занятия; а во-вторых, продаёт edtech-продукты. То есть тут и методология, и маркетинг.
На ресурс можно вести аудиторию из контекстной и таргетированной рекламы или из органической выдачи поисковиков, если есть индексация и релевантный контент.
Консрукторы для создания сайта онлайн-школ

Конструкторы для создания сайта для онлайн-школы

Бюджетный вариант создания сайта. У конструкторов понятный интерфейс и встроены функции настройки и управления.

Если использовать готовые шаблоны, с задачей справится не знакомый с программированием дизайнер. И даже не дизайнер.
Простой сервис для создания сайта онлайн-школы. Подойдёт для недорогих образовательных продуктов или для раздачи бесплатных лид-магнитов и сбора контактов.

Taplink эволюционировал и вырос из сервиса для мультиссылок. Сейчас платформа интегрируется с CRM и платёжными системами и отслеживает рекламную статистику.

Основные минусыTaplink:
  • созданные на нём сайты для онлайн-школы без технических расширений поисковыми системами не индексируются, а значит, упущена органическая выдача и аудитория;
  • слабо работает контекстная реклама.

Зато если стоит задача быстро разработать сайт под конкретный вебинар и продвигать его в социальных сетях, Taplink справится. И пользователь тоже, без особых трудностей.
Стоимость от тысячи рублей в год или от 225 рублей за месяц,  а базовые функции с готовыми темами доступны и вовсе без абонентской платы.

Сервис включает более 210 вариантов готовых шаблонов. Но если в штате онлайн-школы есть дизайнер, уникальные решения создаются с помощью Zerо-блоков.

На «Тильде» можно:
  • делать как лендинги, так и большие многостраничные сайты для онлайн-школыдо 500 страниц;
  • интегрировать страницу с ;соцсетями, платёжными и ;CRM-системами.
Не нужно заморачиваться с мобильной версией: сайты Tilda адаптирует под устройство пользователя.
Есть разбивка по тарифам: первый сайт с коллекцией ключевых блоков можно создать бесплатно, есть Personal и Business, плата от 500 рублей в месяц, если брать на год.
Один из относительно новых и простых конструкторов для создания сайтов. Далёкому от дизайна пользователю помогут бесплатные шаблоны, но можно сделать уникальный дизайн с нуля. У сервиса есть своя аналитика посещаемости, но с Яндекс Метрикой, например, пока не интегрируется.

Ещё плюсы:
  • встроенная система приёма платежей;
  • интеграция с соцсетями;
  • простейший сайт-визитку под вебинар или мастер-класс можно создать буквально за полчаса;
  • сервис бесплатный, комиссия 10% только за приём платежей.
Сервис по созданию сайтов, у которого нет встроенной CRM-системы.

Зато можно:
  • привлекать учеников из органического поиска, для этого указываем теги: title, description и заголовки разных уровней;
  • подключить внешние системы аналитики;
  • интегрировать с сервисами онлайн-оплаты и социальными сетями;
  • использовать готовые шаблоны, их больше 150, или призвать дизайнера и собрать уникальный сайт онлайн-школы.
Тарифы стартуют от 159 рублей в месяц при покупке на год.
Конструктор сайтов со встроенными маркетинговыми инструментами: А/В-тестирование, аналитика, CRM. Можно создать сайт из базовых секций, их больше 200, или добавить дизайнерские элементы.
У сервиса предусмотрен отдельный блок шаблонов специально под онлайн-курсы, вебинары и мастер-классы.

Плюсы Flexbe:
  • адаптируется под мобильные устройства;
  • быстро загружается;
  • простой редактор, понятный без обучения;
  • можно создать до 750 страниц на одном сайте для онлайн-школы.
Тарифы от 525 рублей за месяц при годовой оплате.
В этом конструкторе встроен антиспам-фильтр и более 700 готовых шаблонов. Ограничения по количеству страниц вообще нет.

Плюсы Mottor:
  • домен регистрируется внутри платформы;
  • можно создавать не только сайты для онлайн-школы, но и чат-бот, квизы и автоворонки;
  • встроена CRM-система, маркетинговая аналитика и А/Б тестирование;
  • сайты на этом конструкторе индексируются поисковиками, для этого нужна SEO-оптимизация.
Тарифы сервиса от 466 рублей в месяц при оплате годового доступа.
Что должно быть на сайте

Из каких блоков состоит сайт

Если говорить про классический сайт, его наполняют по-разному. Количество блоков напрямую зависит от масштаба онлайн-школы и целей сайта. Но есть базовые:
  • Главная страница
    Даём понимание, куда попал пользователь. Что это за школа, чему учит, какие преимущества и условия обучения.
  • О школе/Об эксперте
    Блок с триггерами доверия. Рассказывает, почему нужно остановить поиск и учиться именно тут.
    Здесь и регалии, и практика.
  • Каталог онлайн-курсов/Программы обучения
    Продуктовая линейка, если онлайн-школа обучает одному направлению, или перечень разных курсов с коротким описанием.
  • Преподаватели
    Кто будет учить? Почему им можно доверять?
  • Личный кабинет ученика, если есть возможность персональной регистрации
    Содержит программу курса, расписание, итоги домашек, чат с куратором и полезные контакты.
  • Модуль онлайн-оплаты
    Обязательный элемент. Делаем дорогу от принятого решения до кнопки «купить курс» максимально гладкой и короткой.
  • База знаний
    Обычно это бесплатный контент, который показывает экспертность школы. А ещё работает на привлечение аудитории из поисковиков, если в тексты обучающих материалов и полезных статей вшиты релевантные ключевые слова.
  • Отзывы
    Ничто не продаёт так убедительно, как отзывы выпускников. Даже если онлайн-школа на старте и о собственном сайте только мечтает, нужно копить отклики. И не забывать учитывать пожелания в доработке, конечно.
Как создать сайт онлайн-школы или эксперта

Этапы создания сайта

Этап 1 — определяемся с позиционированием
Выбираем, чему будем учить. Тут два варианта и оба рабочие.
Широкая ниша — придётся бороться с конкурентами за свою часть целевой аудитории. Зато можно учесть чужой опыт, в том числе и провальный, и подсмотреть стратегии продвижения.
Узкая ниша — на первый взгляд кажется более привлекательной, локтями дорогу пробивать не надо. Но есть шанс, что она неявная или вовсе пустует, потому что образовательный продукт никто не ждёт.

Пример широкой ниши — курсы для молодых родителей. Более узкая ниша — продукт про полноценный сон для всей семьи в первый год жизни ребёнка.
Этап 2 — исследуем целевую аудиторию
После того, как мы поняли, что хотим продавать, определяемся с покупателями — кому хотим продавать.
Целевая аудитория диктует позиционирование сайта онлайн-школы, уникальное торговое предложение и даже маркетинговые каналы, по которым привлекают учеников.
Частая ошибка № 1 — думать, что целевой аудиторией онлайн-курса станут если не все, то многие. Например, все же хотят жить долго и заботиться о здоровье? Значит, правильное питание точно нужно всем. Вовсе нет. И тут нужно раскрывать ценность.

Частая ошибка № 2 — растущая из первой: рисовать слишком размытый портрет целевой аудитории. Например, женщины от 20 до 35 лет, которые хотят похудеть. Чем ближе вы знаете своего клиента, тем проще попасть в запросы. Те самые продажи через решение конкретной проблемы конкретных людей.
Чтобы выяснить целевую аудиторию сайта для онлайн-школы, используем те же этапы, что и при разработке гипотезы и предложений:
1. Определяем конкретный продукт
Если у онлайн-школы широкая продуктовая линейка, значит, под каждый продукт делаем отдельную страницу на сайте.
Уникальное торговое предложение и структура сайта будут отличаться, когда предлагаем базовый курс для новичков или повышение квалификации для опытных специалистов.
2. Определяем проблему, которую решает продукт
С теми же самыми курсами по здоровому питанию это может быть и пошатнувшееся после рождения детей здоровье, и лишний вес от сидячей работы, и страх употребления вредных продуктов и много чего другого.
Важно отличать продукт сам по себе от полезного действия, которое получит потребитель. Избитое «продаём не дрель, а дырку в стене» всё ещё работает.

На этом же этапе нужно понять, чем руководствуется потенциальный ученик, выбирая курс, и как принимает решение о покупке.
3. Определяем сегмент потенциальных покупателей, у которых есть эта проблема

Надо понять, кто и в какой момент сталкивается с проблемой, и какие потребности хочет закрыть.
Учитываем технические характеристики:
  • географию;
  • возраст;
  • пол;
  • финансовое и семейное положение;
  • хобби и круг интересов;
  • кем работают или не работают.
Данные ещё пригодятся, когда онлайн-школа дойдёт до рекламы и привлечения будущих учеников.
Этап 3 — изучаем конкурентов
В первую очередь определяемся, кто конкурент, а кто — коллега. Онлайн-школа может предлагать похожие продукты, но, допустим, с разной ценовой категорией. Это уже не конкуренты первого порядка, потому что целевая аудитория курсов — разная.

С другой стороны, держим в уме косвенных конкурентов. То есть те школы или компании, которые предлагают совершенно другой продукт, но тоже решающий проблему аудитории.

Например, онлайн-школа стройности запускает мини-курс «Минус Х кг к весне». И выбирает основное УПТ — «С нами вы снова почувствуете восхищение своего мужчины».
Параллельно школа психологии проводит цикл мастер-классов на совершенно другую тему: допустим, «Реанимируем отношения через 15 лет брака». Имеем общий знаменатель в виде проблемы (я неинтересна своему мужчине) — получаем косвенного конкурента, который претендует на часть аудитории.

Хорошая идея: составить список школ, приёмов, график мероприятий, внимательно изучить сайты онлайн-школ.

Походить не только по сайтам, но и по вебинарам, и использовать крутые фишки в своём проекте. Обращаем внимание на структуру, визуал, тематическое наполнение.

Важно: копирование — это уже плагиат. А вот использовать идею, но переиначить на свой лад — почему нет?

Этап 4 — Тестируем гипотезы

Рабочий способ — провести серию кастдевов, глубоких интервью, с представителями целевой аудитории. По сравнению с тестовым запуском рекламных кампаний, это относительно недорого, но раскроет много об истинных потребностях и ожиданиях.

Важно грамотно организовать интервью, чтобы результаты помогали выстроить маркетинговую стратегию, а не путали карты.

Если у онлайн-школы или эксперта уже есть ученики, а до разработки сайта руки не доходили, задача упрощается. За основу аудитории принимаем тех, кто уже купил. Конечно, в том случае, если продавать собираемся тот же самый или максимально близкий инфопродукт.

Этап 5 — прописываем структуру сайта
Понятная и удобная структура сайта онлайн-школы — ключ к сердцу пользователя, поэтому помним об иерархии: сверху основные разделы, а под ними — второстепенные. То есть сначала располагаем блоки, которые закрывают главные потребности. Визуально это тоже должно считываться, не зря же мерчендайзеры так тщательно расставляют товары на витринах — чтобы мы не ушли из магазина без покупки.
Продающий сайт онлайн-школы отвечает на 5 главных вопросов:
1. Что продаём?
2. Кому продаём?
3. Почему нужно купить у нас?
4. Почему именно сейчас? Есть скидки или другие горячие предложения?
5. Как и где купить?  В идеале тут же.

Для понимания, как посетитель себя ведёт на сайте, создатели заранее рисуют CJM — карту пути пользователя, примерный алгоритм его посещения, активности: куда кликнет, насколько задержится в той или иной части страницы, будет ли переходить по ссылкам.

Этап 6 — создаём прототип и готовим контент
Прототип — это схема будущего сайта онлайн-школы, который, в идеале, готовит маркетолог в паре с копирайтером.

Прототип можно схематично создать хоть на бумаге, но обычно его визуализируют в онлайн-редакторе, например, в Figma. А тех, кто с ней не знаком, выручит esc.one — простой интерактивный конструктор прототипов, в котором можно быстро разобраться.
Сервис для создания прототипов, блок-схем и мини-map esk.one
Что будет, если разработка сайта идёт параллельно: дизайнер сам по себе рисует макет, а копирайтер готовит тексты, не видя визуал и структуру? Килочасы совместных доработок.  Что-то упустили, и всё поехало. Чем выше детализация прототипа, тем меньше правок.
Сайт-онлайн школы должен быть не только красивым и понятным с позиции дизайна и юзабилити, но и продающим с точки зрения маркетинга. Второе в не меньшем приоритете.
Этап 7 — выбираем дизайн
Держим в уме общий фирменный стиль онлайн-школы и целевую аудиторию — её возраст, предпочтения и интересы.
Дизайн школы программирования, очевидно, будет отличаться от дизайна курсов по подготовке к ЕГЭ или проекта по написанию японских хокку.
Этап 8 — защищаем контент
Ваши материалы, логотип и корпоративный дизайн уже копируют? Поздравляем, это если не признание, то уже половина популярности. А заодно и потеря части учеников, которые могли бы принести доход школе.
Защитить контент от слива можно двумя способами:
1. Техническая защита материалов от скачивания;
2. Привязки к онлайн-школе — создаём закрытые группы используем уникальное программное обеспечение, ставим логотип на всех фото- и видеоматериалах.

Вот в соцсетях защитить материалы невозможно, а найти виновника очень трудно, в то время как на платформе, например, есть несколько уровней защиты контента.
Этап 9 — наполняем сайт и запускаем в доступ
Как только сайт начинают видеть пользователи, начинаем мониторить удобство и оценивать информативность для посетителя. 
Требования к сайту

Юридические нюансы: что обязательно должно быть на сайте?

На сайте онлайн-школы обязательно должны быть:
  • договор оферты;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • политика в отношении обработки персональных данных, она же политика конфиденциальности;
  • пользовательское соглашение;
  • контактные данные: наименование, местонахождение, адрес электронной почты, контактный телефон, ИНН, ОГРН.
Важный момент: ученик/покупатель должен совершить конкретные действия, чтобы принять договор оферты и дать согласие на обработку данных. То есть он сам ставит галочку или нажимает «да, принимаю». Текст на кнопке может быть другим, главное — смысл фразы отражает согласие.

Чтобы опубликовать отзывы, тоже правильнее заручиться разрешением автора.
Если школа работает с образовательной лицензией, добавляем в структуру сайта раздел «Сведения об образовательной организации».
В нём нужно указать:
— график работы;
— организационно-правовую форму;
— информацию о программах и преподавателях;
— информацию о руководителе школы и отделах, если они существуют.
Эффективный сайт онлайн-курса

Чекап сайта: ищем ошибки и исправляем

1. Проводим юзабилити-тестирование: смотрим со стороны пользователя
Как в мудрой пословице, проходим путь в ботинках потенциально ученика. Хороший сайт за три секунды объясняет, кто и что предлагает. Говорит без профессионального сленга, на языке, понятном целевой аудитории.

Плюс важно на первом экране сайта для онлайн-школы разместить CTA-кнопку, форму сбора данных для обратной связи. Потенциальный ученик должен иметь возможность быстро и просто совершить целевое действие — купить/забронировать/подписаться.
Маркетологи рекомендуют формулу «попроси и сделают»: призыв к действию в повелительном наклонении — позвонить/записаться.

Виджет обратного звонка — опция, которую многие упускают, и зря. Кто-то хочет позвонить сам, а другому человеку удобнее заказать звонок на конкретное время.
2. Оцениваем скорость загрузки
Если страница зависает, и время ожидания ответа не уложилось в 30 секунд, велик шанс, что посетитель не дождётся, нажмёт на крестик.
3. Проверяем параметры SEO, если страница с индексацией и важен трафик
Мета-теги Title и Description образуют сниппет — короткий информационный блок, который пользователи видят в поисковой выдаче.
4. Тестируем мобильную версию и адаптивы
Абсолютное большинство пользователей сидит в интернете со смартфона, поэтому перед запуском сайта онлайн-школы обязательно смотрим, как выглядит его мобильная версия.
Например, с помощью сервиса Яндекс Вебмастер Mobile-Friendly.

Отдельно проверяем, можно ли сделать все те же действия в мобильной версии, как и в десктопе.
5. Проверяем информацию на достоверность
Если ввести ученика в заблуждение, нарушаем ФЗ «О защите прав потребителей». Например, если онлайн-школа принимает участие в карьерной судьбе учеников, но не гарантирует трудоустройство, то такого и не пишем. Достаточно — «помогаем выпускникам найти работу».
6. Избегаем слов «лучший», «первый», «номер один»
С подобными формулировками аккуратно. Должны быть факты. Например, «лучшая онлайн-школа по рисованию» по версии конкурса или опроса — и бонусом ссылка на источник.
Главная страница онлайн-школы

Главное

Сайт для онлайн-школы или альтернативная страница работают в связке «продажи-обучающий комплекс-коммуникации». И любой ресурс стоит на двух китах: контент, который важен посетителю, и отсутствие технических неполадок.

Будет это сообщество в соцсети, лендинг, сайт или страница на платформе — для школы это одновременно инструмент и площадка. А ценность для посетителей — в удобстве и пользе ресурса.

Стоит проштудировать тематические форумы, вникнуть во все отзывы, особенно негативные, разобраться в отказных заявках, поучиться «под прикрытием» у конкурентов. А потом учесть все сейлс-поинты и стоп-приёмы, чтобы сделать классную страницу или улучшить ту, что есть. И конечно, исключить сложности с навигацией, техническими багами и неэкологичными обещаниями. Чтобы дать клиенту то, зачем он идёт на сайт и выбирает школу в целом.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?