Как продавать на бесплатных вебинарах
Какие ошибки в организации вебинаров легко предусмотреть и что работает на конверсию: советы эксперта.

Как продавать
на бесплатных вебинарах

Это рубрика «Гости» — мы приглашаем экспертов и участников рынка Edtech, чтобы вместе разобраться в сложных вопросах, узнать важное и обсудить интересное. Если хотите предложить тему для беседы или поделиться опытом, пишите: info@zenclass.ru

Бесплатные вебинары вызывают много споров. Кто-то считает, что этот инструмент уже неактуален и «вебинары ничего не продают». На самом деле всё зависит от того, как этим инструментом пользоваться. Как себя позиционирует эксперт, насколько качественно этот вебинар организован и чем он реально полезен участникам — от этого зависят и впечатление о продукте, и конверсия.

Как провести вебинар, чтобы заинтересовать аудиторию и замотивировать к покупке основного продукта, поговорили с экспертом:

Руководитель проекта «Videoset-insta», преподаватель кафедры «Менеджмент в кино и ТВ» ГУУ, спикер Сурового питерского SMM, член Гильдии неигрового кино и ТВ:
Анна Хлебникова
— Мы специализируемся на видеопродакшене для онлайн-образования и часто видим экспертов, которым тяжело даются вебинары. Аудитория уходит, продаж с эфира нет, участники негативят — этого можно избежать, если всё правильно подготовить и организовать.

Примем по умолчанию факт, что продукт классный, а вы — эксперт, который готов делиться эксклюзивной информацией. Я против подходов «придумал продукт, ищу, как попроще впарить» и «бесплатно ни грамма полезной информации не дам».

Чтобы провести эффективный вебинар и ничего не упустить:
  • Изучайте целевую аудиторию
Тут важно честно ответить себе на вопрос — насколько детально вы изучили свою аудиторию, прежде чем провести вебинар.

По опыту, многие эксперты при выборе тем и материалов исходят из собственных предположений о том, чего хочет аудитория.

Они говорят:
«Мне кажется, людям это будет полезно»
«Я спросил двух своих коллег, они одобрили»
«Я просто уверен, что это классная идея»
«Мне самому такой продукт точно бы понравился»

Проблема в том, что строить гипотезы, придумывать темы, собирать материалы и делать презентации зачастую проще и комфортнее, чем говорить с аудиторией, слушать других людей и признавать, что часть классных идей почему-то не находит отклика.

Я понимаю, что изучение целевой аудитории — это непросто. Мы сами в прошлом допустили ошибку— погнались за трендами и стали делать то же, что и конкуренты. И только спустя время поняли, что нашу аудиторию интересует другое.

Посмотрите, что пишут в комментариях представители целевой аудитории, а в идеале — проведите хотя бы 10−15 кастдевов

Выясните у вашей аудитории в личном общении:
  • точку А — «У меня вот такая проблема, и она страшно мешает»;
  • точку Б — «Когда я избавлюсь от проблемы, станет намного лучше, потому что…»;
  • сложности перехода из А в Б — «Я до сих пор не решил задачу, потому что это невозможно / у меня не получится / это слишком дорого / я не знаю, что делать».
И вы поймёте:
  • какие реально существующие проблемы аудитории может решить ваш продукт;
  • что будет, если люди не решат эти проблемы — каких последствий они боятся;
  • чего хочет аудитория — простых алгоритмов, новых сервисов, наставничества, «чтобы кто-то сделал это за меня» или чего-то ещё.
  • как преподнести продукт, чтобы его захотели купить.
И уже когда разберётесь в этих деталях, переходите к подготовке вебинара: к выбору темы, материала и упаковки, которые зацепят аудиторию.

Возможно, работа с целевой аудиторией кажется слишком сложной и долгой. Зато вы получите достаточно информации, чтобы доработать продукты, набрать темы для вебинаров, постов и статей на месяцы вперед. Провели исследование один раз — и пользуетесь результатами долгое время.

  • Планируйте вести вебинар минимум на час
А лучше на полтора, но не дольше двух часов. Минимум час, потому что блок продажи займёт время. Если вебинар слишком короткий, есть риск не успеть и разочаровать, либо скомкать блок продаж.

Максимум на два часа, потому что аудитория устанет. Кроме того, большинство людей элементарно не готовы выделить больше двух часов на вебинар — у них хватает других дел.
Вариант тайминга:
  • 5−10 минут — организационные моменты, например, куда писать вопросы, что делать, если не слышно, здесь же представление спикера и блок «О чём поговорим на бесплатном вебинаре».
  • 3−4 минуты — выяснение запросов аудитории. Узнайте, кто ваши зрители, какие вопросы в рамках темы их больше интересуют. Так вы поймёте, с кем общаетесь, и сможете скорректировать выступление, в том числе блок продажи.
  • 60 минут — контентные блоки и продажа.
  • 15−20 минут — ответы на вопросы зрителей.

Удобно дробить блоки по времени — если запишете примерные временные рамки в шпаргалку. Например, вступление с 15:00 до 15:10. Так вы будете знать, укладываетесь или нет. Думаю, вы и сами знаете,

как раздражает, когда спикер обещает закончить вебинар через час, а растягивает на три.

  • Предупреждайте и напоминайте заранее о проведении вебинара
Аудитория должна включить вебинар в свои планы — а значит, о нём нужно знать как минимум за несколько дней. Иначе одни пропустят совсем, другие опоздают, а третьи послушают полчаса, после чего убегут по делам.

Сразу уточните, сколько будет длиться вебинар — так людям будет легче встроить его в свой день.

Чтобы повысить доходимость на бесплатный вебинар, можно предложить подписаться на рассылку или канал, где вы заботливо напомните о мероприятии — например, за день и за полчаса до начала.
  • Включите продажу в план вебинара
Иначе покупать не будут. Я не раз работала с экспертами, которым крайне некомфортно продавать. Некомфортно настолько, что они пропускали даже слайды с представлением спикера: «Ну, вы наверное знаете, кто я, давайте сразу к делу». Вместо продающего вебинара эксперт проводил лекцию, пропуская все моменты, когда можно было рассказать о продукте. Зрители кивали — отлично, всё понятно. И уходили с лекции с полным непониманием, что собой представляет эксперт и что у него можно купить. И вот уже эксперт разочарован — вебинары не продают!

Но как можно ожидать продаж, если боишься даже упоминать продукт? Рассчитывать на то, что зрители «как-то сами догадаются», — плохая идея.

Вот что об этом говорит Глеб Матвеев, продюсер образовательных проектов, сооснователь Школы Продающих Вебинаров, VIP-наставник Школы Продюсера Татьяны Маричевой:

«Самая главная и частая ошибка на любом выступлении — не продавать.

Это когда эксперт думает: «Сейчас я дам много контента, чуть-чуть расскажу о своём продукте, и люди захотят купить». Но такие вебинары не дают результата, ведь чтобы люди покупали, нужно продавать — с самого начала выступления. Делать это можно по-разному: прямо или нативно, ссылаться

на продукт, презентовать его, показывать выгоды от сотрудничества.

Даже на непродающих выступлениях нужно предлагать людям сделать следующий шаг: написать отзыв, выполнить домашнее задание.

Не продадите этот шаг — и люди его не сделают».

Есть другой путь:
  • Изучили аудиторию, узнали, какой продукт люди хотят купить, поняли, какие проблемы можете решить, и осознали, что предлагаете кое-что действительно полезное и нужное. Или докрутили продукт, чтобы он стал таким.
  • В самом начале бесплатного вебинара вы прямо говорите, что будете продавать. Люди будут к этому готовы — никакого обмана.
  • Блок продажи включаете в середину вебинара, а не оставляете на конец выступления. Перед этим блоком говорите, что сейчас речь пойдет о вашем продукте. И обязательно уточните, что это не конец вебинара: вы ещё разберёте такие-то моменты, а затем ответите на вопросы зрителей.
  • Хорошая финальная точка — скидка по промокоду: все, кто присутствует на вебинаре, смогут купить продукт дешевле.

Репетируйте блоки продажи — проговаривайте вслух, ищите формулировки, тестируйте варианты до тех пор, пока вам не станет комфортно. И обязательно ответьте себе на вопрос: как продукт вписывается в тему

и материала, которая заявлена? Если тема про одно,

а продукт про другое, продавать будет трудно.

  • Дайте пользу — это важно для продаж
Часто слышу от экспертов: «Я делаю вебинар бесплатно, почему я должен давать полезную информацию? Хотят пользу — пусть платят деньги». На вебинаре такие эксперты стараются дать как можно меньше информации по делу и как можно больше — о продукте.

Я и сама бывала на подобных вебинарах. По опыту, они могут сработать для горячей аудитории, которая и так готова покупать. Но если я мало знала об эксперте, каждый раз задавалась вопросом: «Я пришла узнать что-то полезное по теме, а в итоге слушаю уже полчаса какую-то непонятную рекламу. Если на бесплатном вебинаре этот человек не может сказать ничего толкового, за что он вообще берёт деньги?»

Это страшно злит — ощущение, что тебя обманули, потратили впустую твоё время, а сам спикер так плохо разбирается в теме, что не может дать ни грамма полезной информации. И наоборот: если на бесплатном вебинаре эксперт даёт пусть небольшую, но рабочую методику, классный инструмент, проверенный способ что-то делать, хочется учиться у него дальше.

Это работает примерно так:
  • О, простой алгоритм и классная идея, можно быстро протестировать, надо попробовать.
  • Попробовал — работает! Я получил реальный результат, круто!
  • Эксперт сказал, что другие методики даёт на курсе. Мне точно подходит то, чему он учит. Надо покупать.

При этом важно соблюсти баланс и не нужно

на бесплатном вебинаре заваливать зрителей

полезной информацией — люди просто устанут.

Предложите то, что можно внедрить и получить результат, и расскажите, что больше методик или инструментов, более глубокое изучение темы вы даете в платном продукте.
Так участнику сразу ясно:
  • что за продукт;
  • подходит ли он ему;
  • какова ценность продукта;
  • какой результат поможет получить.
Хороший вариант — сделать небольшую брендированную памятку или чек-лист, который можно скачать, — так у вас со зрителями останется связь после вебинара. Эти же материалы можно использовать как лид-магниты: я сама делаю так — работает отлично.

Пример — чек-лист для подготовки к съемке. Я говорю о нём на открытых уроках и вебинарах — зрители могут скачать материал и пользоваться им в дальнейшем. Кроме того, этот чек-лист я переупаковала в короткий видеоролик и превратила в лид-магнит.

  • Отрепетируйте выступление
Проводить вебинары сложнее, чем снимать видеоуроки. Никто не вырежет оговорки, запинки и неловкие паузы на монтаже. Нет времени собраться с мыслями, если вдруг что-то пошло не так. Отсюда частая проблема — зрителям трудно слушать эксперта «без монтажа», аудитория постепенно уходит.
По моему опыту, у спикеров чаще всего встречаются такие промахи:
  • Монотонная подача. Настолько, что аудитория начинает засыпать. Над этим нужно работать — например, на уроках ораторского мастерства.
  • Перескакивание с пятого на десятое. Спикер постоянно сбивается с темы, уходит в лирические отступления, внезапно вспоминает, что «в прошлом блоке ещё про это надо было сказать» и тому подобное. Исправляется шпаргалками, репетициями и хорошей презентацией.
  • Постоянное переключение на чат. Спикер отвлекается на каждую реплику или вопрос, забывает, о чем говорил. Слушать его становится невозможно. Лучше скрывать чат на то время, когда даёте информацию, а не работаете с аудиторией. И пригласите на вебинар модератора.
  • Нет заготовленных примеров. Очень неловко смотреть, как эксперт пытается придумать пример во время выступления: «Вот был такой случай… Хотя знаете, он не про то немного… Нет, давайте такой: был один клиент, который… Хотя это тоже …, подождите, сейчас подумаю».

Все примеры, истории и даже шутки для вебинара лучше прописывать заранее в шпаргалку. Импровизация — это классно, но только если есть заготовки на всякий случай.

  • Нет контакта с аудиторией. Это особенно видно на платных вебинарах с домашками: полтора часа эксперт что-то объясняет, никак не работает со зрителями, затем даёт задание, и в чат сыплются вопросы:
  • «Я не понял, а это про что?»
  • «Я прослушала, как это надо делать?»
  • «А эту методику где давали?»
Поддерживайте контакт: собирайте информацию в начале выступления, уточняйте, всё ли понятно, после каждого блока, задавайте вопросы: «У кого так было?», «А как вы поступаете в этой ситуации?», «Какими инструментами пользуетесь?» Словом, включите работу с чатом в план вебинара и переключайтесь на чат именно в эти моменты.
Вот мои 50 способов удерживать внимание аудитории — пользуйтесь, они классно работают!
  • Пригласите на бесплатный вебинар модератора
    Попросите его:
  • следить за чатом: банить троллей и хейтеров, отвечать на вопросы, помогать тем, кому «не слышно и не видно»;
  • следить, чтобы трансляция шла по плану: если пропадёт звук или изображение, модератор свяжется с вами;
  • вовремя скидывать ссылки и файлы в чат.
Это хорошо для продаж. Во-первых, вам не придётся постоянно отвлекаться на чат. Во-вторых, модератор будет скидывать информацию о скидках, ссылки на покупку продукта, файлы, когда о них идёт речь. Вы планомерно продолжаете рассказ, а зрители видят, что скачать, куда перейти и как оплатить.

Это основные советы — на практике они помогут проводить вебинары с пользой для аудитории и школы.

И помните — продавать полезное и нужное не стыдно. Более того, полезное и нужное не приходится впаривать — аудитория сама понимает ценность продукта и готова покупать. Тогда и вебинар закроет все поставленные перед ним задачи. Пробуйте делать свои вебинары ещё лучше и отличных продаж!
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?