Сколько нужно денег, чтобы открыть онлайн-школу. Считаем экономику

Какие расходы ждут тех, кто хочет создать школу. Во что вкладываться первым делом, а что можно отложить.

Сколько нужно денег, чтобы открыть онлайн-школу?

Запускаем рубрику «Ок, понятно». Вы задаёте вопросы об онлайн-обучении, маркетинге, методологии и юридических нюансах на почту info@zenclass.ru — мы находим понятный ответ.
Как на старте просчитать, сколько нужно денег для открытия онлайн-школы? Куда вкладываться в первую очередь? И какие скрытые расходы ждут тех, кто начинает создавать школу?
  • Чтобы получить приближенную к реальности сумму, важно разобраться:

    • с точкой входа: чему хотите учить, насколько масштабный планируется запуск, на какой рынок рассчитываете;
    • c экономикой бизнес-процесса.
Ниши разные, продукты тоже, даже амбиции и возможности у основателей школы будут сильно отличаться. Один планирует идти осторожно через соцсети, с минимальными вложениями, постепенно наращивать ресурс с продаж, последовательно вкладывать деньги в дальнейшее развитие. А другой не хочет ждать, готов вкладываться в рекламу и услуги продюсера по максимуму уже с первых шагов, но и отдачу ожидает как можно скорее.

Казалось бы, продал 100 мест на курсе стоимостью 5 000 рублей, и в кармане полмиллиона. Так ли всё просто? Нет — в любом случае будут расходы: постоянные и переменные, обязательные и необязательные. Давайте посмотрим, как всё предусмотреть и спланировать заранее.
Считаем расходы на открытие онлайн-школы

Какие расходы могут быть?

  • Оформление и налоги
    Для легальной работы необходимо оформить самозанятость или ИП, реже онлайн-школы открывают ООО. Частый сценарий — бесплатное и быстрое оформление в качестве самозанятого с последующим переходом в статус ИП.
    ИП и ООО на старте обычно поручают ведение учёта бухгалтеру, а лицензирование и разработку документации — юристу. Эти расходы также стоит учитывать — сумма зависит от объёма работы и ставки специалиста.

  • Приём платежей: эквайринг и онлайн-касса
    Самозанятые могут самостоятельно формировать чеки на оплаты от ученика в приложении «Мой налог», а ИП и ООО должны вести приём платежей через кассу. В зависимости от выбранного сервиса, эквайер берёт комиссию — 2,5−5% от суммы транзакции.
  • Сайт и продвижение
    От вложений в продвижение продукта и школы зависят продажи. Какие расходы на это стоит закладывать:
    • Создание лендинга — 8 000−10 000 рублей, разработка и создание полноценного сайта школы — 50 000 рублей и выше, в зависимости от запросов.
    • Оплата хостинга и домена (адрес и «имя» вашего сайта). Хостинг от 1 000 рублей в месяц, домен от 1 000 рублей на год.
    • Расходы на рекламу: таргет или контекстная реклама, коллаборации.
    • Расходы на рассылки: сервис автоворонок, чат-ботов или email-рассыльщик — от бесплатных версий для минимального количества подписчиков до 100 000 в месяц. В среднем 2 000 рублей в месяц.
  • Запись курса и настройка сервисов
    В этой статье расходов могут быть:
    • Оборудование для записи: камера, микрофон, освещение, студия.
    • Услуги специалистов: технический администратор, видеомонтажёр, методолог.
    • Оплата площадки, если обучение предполагается на специализированной платформе: с конструктором курсов, чатом, проверкой домашних заданий. Здесь стоимость может доходить и до сотен тысяч, но для начинающих школ с небольшим количеством учеников цена в среднем 2 500−4 000 рублей в месяц.
    • Вебинарный сервис для проведения эфиров, если этого нет в функционале платформы — от 2 000 рублей.
  • Оплата труда:
    • ФОТ, если есть сотрудники в штате: эксперт, тьютор, менеджер отдела продаж, технический специалист, проджект-менеджер.
    • Гонорары привлеченных по договору копирайтера, маркетолога, таргетолога — в зависимости от объёма и сложности задач.
На чём сэкономить, когда открываешь онлайн-школу

Можно ли на чём-то сэкономить?

Конечно. Мы назвали общие статьи расходов, но у каждой онлайн-школы они будут свои. К обязательным можно отнести налоги. Для большинства это также расходы на продвижение, запись уроков, сервис для продажи курсов и общения с учениками.

Часто на начальных этапах небольшая онлайн-школа с одним курсом справляется без команды, рекламных кампаний и email-рассылок. Есть тёплая аудитория, наработанная через блог или из курсов в офлайне — а с ней и первые продажи.

Есть те, кому для старта достаточно самому быть контент-менеджером, экспертом, маркетологом и использовать возможности хорошего смартфона вместо студийной записи — это прямая экономия на специалистах. Кто-то проводит обучение в закрытом сообществе в соцсетях и не выходит на платформу.

Напомним, что у большинства сервисов для онлайн-курсов есть бесплатные тестовые версии. Например, в Zenclass за 14 дней можно не только запустить курс, но и получить первые оплаты от учеников.

Существует и такой подход, когда школа сначала проводит бесплатный вебинар, на котором продаёт курс с привлекательной скидкой, и уже на полученные с заявок деньги готовит уроки и оплачивает технические решения для обучения.

При любом стартовом сценарии всегда есть возможность постепенно увеличивать вложения — в идеале уже за счёт доходов.
Сколько стоит создать свою онлайн-школу: пример

А пример в цифрах?

Давайте смоделируем ситуацию, в которой фотограф Анна решила открыть онлайн-школу по созданию фотоконтента для соцсетей. В какую сумму ей обойдётся запуск первого потока?

Для начала Анна оформляет самозанятость (это бесплатно) и будет платить налог 4% от поступлений физлиц (с учётом налогового вычета — первое время 3%). Онлайн-касса и помощь бухгалтера ей не понадобятся.

В раскрученном сообществе о создании фотоконтента для соцсетей у Анны уже есть аудитория и активные подписчики — пока исключаем расходы на рекламу. Разрабатывать программу, вести уроки и проверять домашние задания Анна пока тоже будет самостоятельно. Записывать уроки она планирует на смартфон в реальных условиях мобильной съёмки и у себя в студии, где уже есть нужное освещение и нейтральный фон. Для качественного звука на видеозаписи она покупает микрофон за 1500 рублей.

Анна воспользовалась услугой дизайнера по разработке логотипа школы и стилистике бренда, это стоило ей 7 000 рублей. Еще 10 000 рублей потратила на создание лендинга курса. Платформу для размещения курса Анна протестировала бесплатно и решила остаться. Плюс 2 700 рублей. С вебинарами пока можно сэкономить и проводить их на Ютубе — в помощь подробная инструкция, как добавить вебинар на платформу.

В итоге для запуска первого потока понадобилось чуть больше 20 000 рублей. Имеем в виду, что это при условиях: оформлена самозанятость, почти всю работу Анна берёт на себя, и есть сообщество, в котором часть лояльной аудитории купит курс. Чем больше сторонних сервисов, подрядчиков, потребностей и чем более холодная аудитория, тем выше затраты.

Как видите, для старта не нужно много: пробуйте, тестируйте на минимальных вложениях. Как говорят опытные школы, лучшее время для запуска — сейчас. А если что-то не получилось, всегда можно начать заново — и с новым опытом добиться впечатляющих результатов.

Что ещё поможет разобраться:

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?