В 2020 году в журнале вышло большое руководство, как открыть онлайн-школу и каких ошибок можно избежать на старте проекта. Этот план — по-прежнему отличная база для начинающих в сфере онлайн-обучения. Но «Понятно» — ещё и про актуальность.
Стартовать можно и вовсе без финансовых вложений, если есть лояльная аудитория. Например, подписчики в соцсети и смартфон для записи уроков, общения в чате или в прямом эфире.
Большинство процессов в онлайне уже автоматизированы: от регистрации на мастер-класс до отправки сертификата ученику. Можно настроить автовебинары и рассылки, создать чат с куратором, подключить бота и запустить таргетированную рекламу на курс или открытый урок.
«Не ищите универсальных решений. Онлайн-школа по астрологии и онлайн-школа бизнес-английского очень разные — важно разобраться в нише, понять, в чём её особенность».
Почему из всех предложений на рынке потенциальный ученик должен выбрать именно ваш продукт?
«Изучайте нишу и не ведитесь на тренды — они быстро меняются, скоротечны и на них легко обжечься».
В 2022 году приоритеты смещаются — важно то, что в ближайшей перспективе начнёт приносить доход. Или подстрахует в сложной ситуации.
«Изучите целевую аудиторию и определитесь с позиционированием. Без знания, для кого вы открываете онлайн-школу, какую проблему закрываете, ничего не получится. Возможно, то, что вы хотите предложить рынку, ему не нужно, а у вашей аудитории болит совсем другое».
Электронный курс сочетает сразу несколько форматов — это и вебинары, и видеолекции, и тренинги, и проверочные опросники. Важно выбрать те, что лучше работают на достижение результата на каждом этапе обучения.
Текстовые материалы подготовить быстрее и дешевле, но в них ниже вовлечённость обучающихся. Видеоинструкции помогают развить насмотренность, а вебинары и чаты позволяют общаться вживую.
В любом случае, акцент на применение и отработку на практике знаний и навыков, ради которых человек пришёл учиться.
«Про онлайн-курсы важно понимать, что просто в видео нет ничего от обучения, нужна практика. И главная сложность — определиться, учебник у тебя или реальный продукт, который тащит людей до результата.»
«Есть вебинарная система — она ближе к преподаванию в офлайне. Есть записанные курсы. Для чего-то нужно одно, для чего-то другое. Например, для обсуждения хорошо работают вебинарная и офлайновая части. А учить софту лучше в записанных уроках. На мой взгляд, будущее образования — за комбинированием способов. Чем больше вариантов, тем эффективнее.»
Как правило, это вотчина методистов, но поначалу можно справиться и своими силами, если отталкиваться от потребностей ученика, понимать продукт и ориентироваться на дистанционное обучение.
Имеет значение всё, что касается наполнения курса. Как выстроить изучение от простого к сложному, что вынести в самостоятельное изучение и закрепление, какие методики лучше включить в программу для новичков, а какие оставить для продвинутого уровня.
Главное — подобрать такие инструменты, алгоритм и контент, которые доведут ученика до обещанного результата. Что будет уметь выпускник на финишной прямой? Сможет он в итоге верстать сайты, заполнять декларации или писать код? Декларируйте только то, чему действительно готовы научить.
Часто разрабатывают сразу несколько вариантов с разным наполнением. Например, отличие будет в количестве блоков, наличии обратной связи от куратора и сроках доступа к материалам курса. Вот уже и готовая продуктовая линейка, которая позволит ученикам выбирать степень погружения и стоимость.
На первых порах вам вряд ли пригодится сложный функционал, а вот простой интерфейс, в котором легко разобраться за пять минут, — важен. Дружелюбная и доступная поддержка — тоже плюс. На начальном этапе разумная стоимость, быстрые настройки и возможность без лишних забот принимать оплату могут быть определяющими условиями при выборе платформы.
Обратите внимание на тарифы и лимиты по ученикам, объему файлов и уроков. Чтобы внезапно не пришлось кратно переплачивать за масштабирование, когда бизнес пойдёт в гору.
У большинства универсальных платформ есть бесплатный доступ на ограниченный срок. Например, у Zenclass это 14 дней. Можно создать кабинет, протестировать функционал, сделать выводы об удобстве интерфейса. И если всё понравилось — остаться. А переехать с другой площадки можно за один день и так же бесплатно.
«Мы остановились на Zenclass по сумме обстоятельств. Видно, что проект делали люди, которые понимают потребности клиентов — начать работать с платформой сразу и не проходить курс, как ей пользоваться. Приятно иметь дело с поддержкой, которая прислушивается к пожеланиям, есть ощущение участия».
«Опирайтесь на цифры. Уже на старте у вас должна быть финмодель. Необходимо чётко посчитать предполагаемую рентабельность, стоимость привлечения клиентов, конверсии, точку безубыточности. Пессимистичный и оптимистичный сценарии. Гораздо проще делать правильно с нуля, чем что-то исправлять потом».
Онлайн-школа — это бизнес. А любой бизнес требует вложений.
«Можно записывать уроки на айфон. Со временем докупить оборудование, свет, улучшить звук и постобработку. Современная техника позволяет сделать всё самостоятельно и получить студийное качество».
На все услуги подрядчиков и маркетинговый бюджет заложите увеличивающий коэффициент. Лучше подготовиться к большему и потратить меньше, чем наоборот.
И последний вопрос — сколько брать за курс?
«Не бойтесь продавать курс ещё до того, как он записан. Бывает, мы заливаем в интернет полуготовый продукт, чтобы сразу собрать обратную связь. И уже исходя из вопросов, улучшаем курс».
MVP позволяет протестировать идею, узнать больше о потребностях аудитории и проверить спрос.
Ещё раз подчеркнём: чтобы начать работать с аудиторией, не обязательно иметь готовый курс.
«Делайте контент под онлайн. Невозможно взять офлайновую программу и просто переложить её в дистанционный курс — в онлайне всё другое».
«В онлайне люди не готовы развлекаться — они хотят именно учиться.
Мы заметили: чем более учебным выглядит курс, тем лучше он продаётся».
«Небольшая онлайн-школа может выигрывать за счёт персонального внимания. Как правило, в крупных школах преподаватели только записывают курс, а со студентами общаются кураторы, которых никто не знает. Меньше индивидуального внимания, меньше времени на проверку задания, всё автоматизировано.
Школе без огромных оборотов и сотни сотрудников всегда в плюс харизма преподавателя, его заинтересованное общение с учениками, минимальное количество учеников в группе, подробный разбор домашних заданий и рабочих проектов. Всё это в двух словах — ориентация на качество».
«Основная ценность наших онлайн-продуктов именно в обратной связи, поэтому они бесполезны на складчинах: когда в обязательную структуру курса включена работа над ошибками, кто будет проверять ошибки?»
«Например, мы даём пробный курс бесплатно — по 1 уроку из каждого блока. Так можно оценить манеру преподавания и другие нюансы, чтобы не разочароваться потом».
«Cегодня в образовании можно делать много, но в интернете всё быстро меняется и всё время опаздываешь. Не планируйте долго — действуйте».