Как открыть онлайн-школу с нуля: советы экспертов

Как создать свою онлайн-школу — что нужно для открытия, как организовать и запустить с нуля. Актуализируем пошаговый план.

Как открыть онлайн-школу: советы экспертов

Мы живём в эпоху гиперускорения: всё меняется очень быстро. Стратегия, которая работала вчера, сегодня требует новых идей или полного переосмысления.

В 2020 году в журнале вышло большое руководство, как открыть онлайн-школу и каких ошибок можно избежать на старте проекта. Этот план — по-прежнему отличная база для начинающих в сфере онлайн-обучения. Но «Понятно» — ещё и про актуальность.

Всё это время мы выпускали свежие материалы для тех, кто думает на  перспективу или уже готов запускать курс. Общались с экспертами, конспектировали выступления спикеров — участников знаковых для эдтеха конферений. И конечно, собирали истории наших клиентов — действующих школ. Весь этот опыт мы объединили в обновлённом лонгриде.
Содержание
Как выбрать нишу в онлайн-образовании: базовая информация

Для кого:

  • Для тех, кто только присматривается к миру онлайн-образования.
  • Для тех, кто в общих чертах понимает, каким будет его первый онлайн-курс, но ещё не представляет, как воплотить идею в жизнь.
  • Для тех, кто собирается открыть онлайн-школу вот-вот.
  • Для тех, кто всё уже давно создал, но интересно, что думают близкие по духу люди.
Как выбрать нишу в онлайн-образовании: базовая информация

Отличие от офлайн-бизнеса

Основное отличие онлайна — отсутствие привязки к месту. Создать бизнес можно где угодно, ученики и сотрудники не зависят от географии. Обучение и управление командой идёт удалённо, а специализированные сервисы позволяют учиться в удобное время, без жёсткого расписания и оглядки на часовой пояс.

В онлайне у вас не будет обязательных расходов на аренду, оборудование учебных классов, внешнюю рекламу, соблюдение требований пожарной безопасности или охраны труда. А значит, потребуется меньший бюджет.

Стартовать можно и вовсе без финансовых вложений, если есть лояльная аудитория. Например, подписчики в соцсети и смартфон для записи уроков, общения в чате или в прямом эфире.

Себестоимость такого запуска ниже, и если продукт заходит аудитории, окупаются эти стартапы зачастую быстрее.

Большинство процессов в онлайне уже автоматизированы: от регистрации на мастер-класс до отправки сертификата ученику. Можно настроить автовебинары и рассылки, создать чат с куратором, подключить бота и запустить таргетированную рекламу на курс или открытый урок.

А что с лицензией? Физлицам, самозанятым и ИП без обучающих сотрудников в штате лицензия на образовательную деятельность не нужна.

Образовательная лицензия в онлайне: кому нужна? Что если без неё? Как получить?
Как выбрать нишу в онлайн-образовании: базовая информация

Кто вы? Идея и выбор ниши

Юлия Фёдорова
Основатель онлайн-школы для руководителей образовательных проектов JPFedorova

«Не ищите универсальных решений. Онлайн-школа по астрологии и онлайн-школа бизнес-английского очень разные — важно разобраться в нише, понять, в чём её особенность».

Почему из всех предложений на рынке потенциальный ученик должен выбрать именно ваш курс, обратить внимание на предложение онлайн-школы?

Например:
  • У вас здорово получается преподавать — в школе, университете или на дому. Вы легко доносите информацию, вас любят ученики. В офлайне вы как рыба в воде — пора адаптироваться в онлайне и подумать про запуск бизнеса и открытие онлайн-школы.
  • Вы отлично разбираетесь в определённой области, обладаете уникальными навыками или уверенно владеете интересным ремеслом. Самое время передать эти знания и опыт другим — создать курс.
  • Вы знакомы с крутым экспертом и знаете, что с ним мир онлайн-образования заиграет новыми красками. Но ваш эксперт не готов запускать обучение самостоятельно. Тогда вы можете выступить как онлайн-продюсер — взять на себя организационную часть, маркетинг и продажи в этом бизнесе.
Когда идея выкристаллизуется, сверьтесь с трендами — но не полагайтесь на них целиком.
Николай Воронин
владелец онлайн-школы каллиграфии

«Изучайте нишу и не ведитесь на тренды — они быстро меняются, скоротечны и на них легко обжечься».

Посмотрите, как меняются топовые направления в онлайн-обучении. В исследовании TalentTech, Нетологии и EdMarket в 2019 году это были:
  • Иностранные языки.
  • Рабочие специальности.
  • Финансы, бухгалтерия, налоги.
  • Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама.
  • Менеджмент и управление.

В последнее время приоритеты смещаются — важно то, что в ближайшей перспективе начнёт приносить доход. Или подстрахует в сложной ситуации.

Востребованы специальности и навыки аналитики, программирования, SEO, видеомнтажа, UX-дизайна. В тренде — подготовка универсалов, которые компетентны в смежных направлениях и могут решать задачи на развитие бизнеса в комплексе. Стабилен интерес к ИТ-специальностям. Актуальны профессии на стыке разных индустрий: data-журналист или science-художник.
Кроме того, сегодня люди по-прежнему готовы учиться на онлайн-курсах «нецифровым» профессиям.
В условиях нестабильной экономики меняются и запросы в ожиданиях — в приоритете недорогие короткие курсы, помощь в трудоустройстве и быстрый выход на заработок.
Когда идея готова, помните: это прототип. То, от чего вы отталкиваетесь и что может ещё много раз трансформироваться. Менять идеи в процессе — нормально. Держаться за них вот что бы то ни стало — фатальная ошибка.
Позиционирование в онлайн-обучении: что важно?

Что нужно людям? Изучаем спрос на услуги онлайн-школы

Юлия Фёдорова
Основатель онлайн-школы для руководителей образовательных проектов JPFedorova

«Изучите целевую аудиторию и определитесь с позиционированием. Без знания, для кого вы открываете онлайн-школу, какую проблему закрываете, ничего не получится. Возможно, то, что вы хотите предложить рынку, ему не нужно, а у вашей аудитории болит совсем другое».

Как изучить целевую аудиторию:
  • Проанализировать поисковые запросы.
Заходим в Яндекс Wordstat, забиваем ключевые слова.

Пример:

У словосочетания «курсы сценаристов» более 2 000 показов, что выше «курсов копирайтера» (около 1 500), но сильно ниже «курсов программирования» (более 65 000 показов в месяц!).
Какой вывод? Спрос на курсы для сценаристов есть — он даже выше спроса на обучение для копирайтеров. Но на пике интереса — курсы программирования.
  • Поговорить.
В обучении всё построено на общении. Хотите узнать, что на самом деле думает ваша аудитория, проводите интервью.

Нацелены на студентов? Договаривайтесь о фокус-группе в университете.

Делаете онлайн-курс для экспертов? Пишите в профильные сообщества.

Планируете продавать курсы мамочкам в декрете? Форумы — ваша стихия.

Что такое кастдев и зачем он нужен онлайн-школе
Как задавать вопросы на интервью
Что почитать и посмотреть о кастдеве
  • Посмотреть конкурентов.
Есть ли аналогичные бизнес-проекты и курсы? Сколько выпускников? А сколько из них трудоустроились? Что пишут в отзывах?

Не стоит опираться на этот пункт целиком, на как дополнение, анализ конкурентов — богатый источник информации: на что сделали ставку в развитии бизнеса, как продвигаются, какая продуктовая линейка. Особенно, если вас интересует открытие онлайн-школы в узкой нише.
Юнит-экономика онлайн-школы: почему важно считать расходы и доходы на старте. Как выбрать цену курса?

Выбор формата обучения

Важный момент — как проводить уроки. Какие инструменты потребуются для коммуникации на курсе? А знания проверяем тестами или ученики будут готовить презентацию? Чем подробнее понимание всей механики обучения и общения с аудиторией, тем точнее будет попадание в эффективный формат.

Частый выбор:
  • Текстовые материалы: подборки статей, методические рекомендации, конспекты
  • Видеоуроки и лекции в записи
  • Вебинары и открытые уроки
  • Онлайн-марафоны
  • Подкасты
  • Интерактивы

Электронный курс сочетает сразу несколько форматов — это и вебинары, и видеолекции, и тренинги, и проверочные опросники. Важно выбрать те, что лучше работают на достижение результата на каждом этапе обучения.

Необходимо учитывать специфику продукта. Если курс готовит графических дизайнеров, то логично использовать скринкасты и туториалы по созданию креативов. А если обучать иностранному языку, то ставку делать на аудиоконтент.

Текстовые материалы подготовить быстрее и дешевле, но в них ниже вовлечённость обучающихся. Видеоинструкции помогают развить насмотренность, а вебинары и чаты позволяют общаться вживую.

В любом случае, акцент на применение и отработку на практике знаний и навыков, ради которых человек пришёл учиться.

А ещё важно, чтобы ученикам не было скучно. Как бы ни была полезна информация, если подача монотонная и неинтересная, то и результат будет так себе. Если что-то не заходит — ищем альтернативу и проверяем в деле.

Популярные форматы: что выбирают пользователи
Руководитель форума «Педагоги России»


Вероника Пиджакова

«Про онлайн-курсы важно понимать, что просто в видео нет ничего от обучения, нужна практика. И главная сложность — определиться, учебник у тебя или реальный продукт, который тащит людей до результата.»

Владелец онлайн-школы ZernovLab
Илья Зернов

«Онлайн и офлайн принципиально отличаются. Хотя бы по обратной связи: только вживую можно сориентироваться, что ученику кажется непонятным. Даже в онлайне разные форматы обучения отличаются принципиально. Например, для обсуждения хорошо работают вебинарная и офлайновая части. А учить софту лучше в записанных уроках. На мой взгляд, будущее образования — за комбинированием способов. Чем больше вариантов, тем эффективнее.»

Юнит-экономика онлайн-школы: почему важно считать расходы и доходы на старте. Как выбрать цену курса?

Подготовка учебной программы

Это подробный внутренний план всего обучающего процесса, его конструктив. Руководство для тех, кто будет учить. Темы и модули, их содержание и последовательность, сроки, цели, промежуточные и конечные результаты — создать структурированный курс без этого этапа трудно. Но это не обязательно должно быть в виде публичной образовательной программы. Её наличие поднимает вопрос лицензирования.

Как правило, это вотчина методистов, но поначалу можно справиться и своими силами, если отталкиваться от потребностей ученика, понимать продукт и ориентироваться на дистанционное обучение.

Основная задача — создать полезный курс и учесть особенности аудитории.

Имеет значение всё, что касается наполнения курса. Как выстроить изучение от простого к сложному, что вынести в самостоятельное изучение и закрепление, какие методики лучше включить в программу для новичков, а какие оставить для продвинутого уровня.

Главное — подобрать такие инструменты, алгоритм и контент, которые доведут ученика до обещанного результата. Что будет уметь выпускник на финишной прямой? Сможет он в итоге верстать сайты, заполнять декларации или писать код? Декларируйте только то, чему действительно готовы научить.

Если позволяют ресурсы, то наличие стажировки, рекомендаций, первые проекты и получение кейсов для портфолио ещё в процессе обучения — жирный плюс.

Часто разрабатывают сразу несколько вариантов с разным наполнением. Например, отличие будет в количестве блоков, наличии обратной связи от куратора и сроках доступа к материалам курса. Вот уже и готовая продуктовая линейка, которая позволит ученикам выбирать степень погружения и стоимость.

Пилотный запуск создаёт первое впечатление о проекте, а плохо проработанная программа обучения или ошибки сразу будут на виду. И если не учесть необходимые навыки или неправильно рассчитать учебную нагрузку, это не лучшим образом скажется на продажах и доходимости.

Методист онлайн-курсов: когда нужен и за что отвечает
Юнит-экономика онлайн-школы: почему важно считать расходы и доходы на старте. Как выбрать цену курса?

Выбор платформы

Где учить? Кажется, что проще создать обучающий ресурс под себя, но на практике это деньги и время. Понадобится команда разработчиков, техподдержка, сервер, доменное имя, хостинг. Да и без опыта сложно заранее понять — что будет необходимо, а от чего можно смело отказаться.

Удобнее и проще использовать готовые сервисы, которые специализируются на этой услуге и постоянно работают над оптимизацией процессов.

На первых порах вам вряд ли пригодится сложный функционал, а вот простой интерфейс, в котором легко разобраться за пять минут, — важен. Дружелюбная и доступная поддержка — тоже плюс. На начальном этапе разумная стоимость, быстрые настройки и возможность без лишних забот принимать оплату могут быть определяющими условиями при выборе платформы.

А ещё важно, чтобы она была российской. Это убережёт бизнес от коллапса из-за непредвиденных ситуаций. Зарубежные компании могут попасть под блокировку или уйти с рынка, а их ПО и хранилище оказаться недоступными.

Чтобы работать без перебоев и не волноваться за отказ системы и проект в целом, делайте выбор в пользу сервиса с резервными серверами.

Задайте вопросы разработчикам о том, как всё устроено. Если не хватает уверенности в теме — проконсультируйтесь с IT-специалистом.

Обратите внимание на тарифы и лимиты по ученикам, объему файлов и уроков. Чтобы внезапно не пришлось кратно переплачивать за масштабирование, когда бизнес пойдёт в гору.

Узнайте про способы приёма оплат — это эквайринг, возможности платёжных систем или только ручные платежи, какая комиссия за перевод, кто будет отправлять чеки ученикам.

Почитайте отзывы тех, кто уже попробовал здесь свой курс: как быстро отвечает поддержка, легко ли всё настроить и корректировать, какое мнение у студентов и сотрудников.

У большинства универсальных платформ есть бесплатный доступ на ограниченный срок. Например, у Zenclass это 14 дней. Можно создать кабинет, протестировать функционал, сделать выводы об удобстве интерфейса. И если всё понравилось — остаться. А переехать с другой площадки можно тоже бесплатно.

Руководители онлайн-школы еврейских знаний при Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга
Анна Бродоцкая
Мойше Трескунов

«Мы остановились на Zenclass по сумме обстоятельств. Видно, что проект делали люди, которые понимают потребности клиентов — начать работать с платформой сразу и не проходить курс, как ей пользоваться. Приятно иметь дело с поддержкой, которая прислушивается к пожеланиям, есть ощущение участия».

Юнит-экономика онлайн-школы: почему важно считать расходы и доходы на старте. Как выбрать цену курса?

Считаем экономику. Расходы, доходы, ценообразование в онлайн-обучении

Юлия Фёдорова
Основатель онлайн-школы для руководителей образовательных проектов JPFedorova

«Опирайтесь на цифры. Уже на старте у вас должна быть финмодель. Необходимо чётко посчитать предполагаемую рентабельность, стоимость привлечения клиентов, конверсии, точку безубыточности. Пессимистичный и оптимистичный сценарии. Гораздо проще делать правильно с нуля, чем что-то исправлять потом».

Онлайн-школа — это бизнес. А любой бизнес требует вложений.

Итак, считаем:
  • Открытие ИП или ООО. Самозанятость — бесплатно, но налоги платить всё равно нужно (правда, только с дохода). Почему работать как физлицо — плохая идея, разбираем в статье.
  • Открытие счёта в банке. Нюансы и калькулятор банковских тарифов — в этом материале.
  • Онлайн-касса. Кому нужна, как арендовать и установить, подробно рассказываем в статье.
  • ФОТ для сотрудников. Какие специалисты могут потребоваться и где их искать — в понятном обзоре.
  • Бюджет для подрядчиков: съёмка, монтаж, дизайн, таргетинг — всё, что предполагаете отдать на аутсорс.
Николай Воронин
владелец онлайн-школы каллиграфии

«Можно записывать уроки на айфон. Со временем докупить оборудование, свет, улучшить звук и постобработку. Современная техника позволяет сделать всё самостоятельно и получить студийное качество».

  • Отсюда следующий пункт — покупка или аренда техники, если планируете записывать уроки без помощи подрядчиков. Почему хороший микрофон важнее камеры, и на что обратить внимание перед выбором техники для съёмки, объясняем в коротком видео.
  • Возможно, потребуется оформление лицензии для онлайн-школы, и это тоже статья расходов. О лицензии на образовательную деятельность мы уже упоминали выше.
  • Бюджет на рекламу. Сарафанное радио — супер-инструмент, но для этого нужно наработать базу. Если она у вас уже есть — например, ученики переходят из офлайна в онлайн, — прекрасно. В остальных случаях понадобится активная реклама, и не в одном канале. Посчитайте, сколько готовы вложить в продвижение на старте?

На все услуги подрядчиков и маркетинговый бюджет заложите увеличивающий коэффициент. Лучше подготовиться к большему и потратить меньше, чем наоборот.

  • Оплата платформы для размещения курса. Бесплатный пробный период и демократичная цена — весомый аргумент на старте. Нужно ли платить за каждого ученика, или  тариф не привязан к числу,  пользователей? Ещё стоимость может зависеть от объёма файлов и количества продуктов. Как принимать оплату и сколько придётся платить за эквайринг?
Когда основные расходы посчитаны, спланируйте доход — сколько вы предполагаете получить за свой продукт? Можно опираться на данные других проектов, но тут важно понимать — эти цифры очень приблизительные. Занижайте ожидания.

И последний вопрос — сколько брать за курс?

Опять же, нет универсальной рекомендации: например, курс для веб-разработчика у  одних стоит 110 000 рублей, а у других — более 230 000 рублей.

На стоимость образовательного продукта влияет множество факторов: от наполнения курса до покупательской способности аудитории в момент запуска.

Сориентироваться в нюансах ценообразования в любое время и в текущих условиях особенно поможет актуальный материал в журнале.
Тестовые продажи онлайн-курса. MVP

Пойдёт ли? Тестовые продажи онлайн-курса

Руководитель форума «Педагоги России»


Вероника Пиджакова

«Не бойтесь продавать курс ещё до того, как он записан. Бывает, мы заливаем в интернет полуготовый продукт, чтобы сразу собрать обратную связь. И уже исходя из вопросов, улучшаем курс».

Начните с малого — проверьте спрос на минимально жизнеспособном продукте — MVP.

MVP позволяет протестировать идею, узнать больше о потребностях аудитории и  и понять ситуацию на рынке.

А ещё MVP помогает сэкономить бюджет, внести корректировки в материал и, возможно, полностью переосмыслить продукт.

Запишите вебинар, открытый урок или первые видеолекции. На этом этапе не нужно иметь готовый курс, только его план и структуру. Максимум — первые записанные уроки.

Дайте возможность аудитории познакомиться с вашим продуктом. А в конце материала предложите подробный план курса: пропишите названия лекций, какие форматы будут, что получит выпускник. Не забудьте указать всех лекторов и приглашённых гостей.

Ещё раз подчеркнём: чтобы начать работать с аудиторией, не обязательно иметь готовый курс.

Предложите тем, кто прошёл вводный урок, оставить отзыв и/или оформить предоплату на курс. По такой обратной связи вы поймёте, насколько интересен продукт аудитории и как продавать курс в дальнейшем.
Как создавать и дорабатывать курс на основе обратной связи

Создание и доработка курса: что учесть

Руководитель форума «Педагоги России»


Вероника Пиджакова

«Делайте контент под онлайн. Невозможно взять офлайновую программу и просто переложить её в дистанционный курс — в онлайне всё другое».

Быстро сориентироваться в форматах онлайн-обучения, поможет гид с примерами.

И неожиданный инсайт: то, что кажется популярным, массово применимым и востребованным, не всегда нужно вашей аудитории. Например, геймификация и развлекательные механики в обучении уже несколько лет занимают прочные позиции в трендах. Стоит ли слепо добавлять эти элементы в свой курс — большой вопрос.
Руководители онлайн-школы еврейских знаний при Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга
Анна Бродоцкая
Мойше Трескунов

«В онлайне люди не готовы развлекаться — они хотят именно учиться.

Мы заметили: чем более учебным выглядит курс, тем лучше он продаётся».

Повторяем снова и снова — всегда ориентируйтесь на свою аудиторию. Общайтесь, проводите опросы — до, во время и после обучения.

Добавляйте больше личного участия — да, это затратно по времени и ресурсам, но окупается лояльностью учеников и повторными продажами.
Сооснователь и технический директор
Образовательной платформы Ланы Павловой
Никита Павлов

«Небольшая онлайн-школа может выигрывать за счёт персонального внимания. Как правило, в крупных школах преподаватели только записывают курс, а со студентами общаются кураторы, которых никто не знает. Меньше индивидуального внимания, меньше времени на проверку задания, всё автоматизировано.


Школе без огромных оборотов и сотни сотрудников всегда в плюс харизма преподавателя, его заинтересованное общение с учениками, минимальное количество учеников в группе, подробный разбор домашних заданий и рабочих проектов. Всё это в двух словах — ориентация на качество».

А ещё такой подход делает бессмысленным воровство контента — уже на уровне методологии.
Николай Воронин
владелец онлайн-школы каллиграфии

«Основная ценность наших онлайн-продуктов именно в обратной связи, поэтому они бесполезны на складчинах: когда в обязательную структуру курса включена работа над ошибками, кто будет проверять ошибки?»

Как продвигать онлайн-школу: рекламные каналы

Как продвигать онлайн-школу

Коротко — через таргетированную и контекстную рекламу. Сейчас как никогда актуальна многоканальность: развитие не одного, а нескольких каналов коммуникации с аудиторией.

На первое место выходит Вконтакте. В Телеграме и Яндекс. Дзене основной упор — на продвижение через контент и развитие сообществ. Изучите Одноклассники — возможно, там самые сливки вашей аудитории и мало конкурентов.

Не жалейте сил, чтобы создать бесплатные продукты. Пока вы не можете привлечь годами опыта, сотнями выпускников, кейсов и восторженных отзывов, давайте бесплатную пользу перед полноценным курсом.
Сооснователь и технический директор
Образовательной платформы Ланы Павловой
Никита Павлов

«Например, мы даём пробный курс бесплатно — по 1 уроку из каждого блока. Так можно оценить манеру преподавания и другие нюансы, чтобы не разочароваться потом».

Как открыть онлайн-школу сейчас: лучший совет

Совет на миллион

Руководитель форума «Педагоги России»


Вероника Пиджакова

«Cегодня в образовании можно делать много, но в интернете всё быстро меняется и всё время опаздываешь. Не планируйте долго — действуйте».

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?