Как пройти первый месяц онлайн-обучения
На что обращать внимание на старте онлайн-обучения — главное из беседы на Yet another Conference on Education 2022.

Как студенту пройти первый месяц онлайн-обучения и не сдаться

Завершаем цикл конспектов интересных выступлений и бесед экспертов на онлайн-конференции YAC/е 2022. Сегодняшний конспект о том, как сделать проще начальный этап обучения.


Участники беседы:

Влад Кяуне
Методист направления «Программирование» в Яндекс Практикуме
Адель Шадрина
Руководитель Департамента сопровождения в Яндекс Практикуме

Содержание

Страхи обучения

С какими сомнениями сталкивается студент на старте

  • Обучение в онлайне по стоимости начинает приближаться к традиционному. Приходится отказываться от части дохода, и это доставляет дискомфорт. В начале не всегда понятно, за что платить и что получишь взамен.
  • У людей классических специальностей есть боязнь перехода в новую онлайн-профессию. Отсутствие опыта — уже барьер: как в онлайне учиться и получать профессию, как работать с платформой.
  • Страх перемен. В последнее время всё сложнее что-то планировать на перспективу. Готов ли человек кардинально менять свою жизнь с новой профессией?
Программа онлайн-курса

Как понять, подходит ли эта программа

На этот вопрос можно смотреть с двух точек зрения:

Первая — внутренний вопрос: «Насколько это может стать делом жизни? Будет ли приносить удовольствие? Буду ли я ощущать, что самореализуюсь?»

Чтобы понять, подходит программа или нет, нужно пробовать. Здесь важны пробные уроки, бесплатные тестовые периоды — они помогут примерить на себя профессию.

Аналитика Яндекс Практикума показывает, что в бесплатной части курса 20% студентов — это люди до 18 лет. При этом по платному продукту меньше студентов такого возраста. Это означает, что подростки пришли не с целью купить программу, а попробовать насколько это их обучение. Бесплатная часть онлайн-платформ также помогает понять — «да или нет». Это отличная возможность профориентироваться даже во взрослом возрасте.

Вторая, более прагматичная: «Сможет ли новая профессия закрывать потребности, будет ли достаточный заработок? Получится ли работать в новом формате?»

Здесь совет другой: попробовать найти людей, которые прошли примерно этот же путь, имеют тот же бэкграунд. Узнать: как долго они шли к результату, сколько зарабатывают сейчас, как интегрировали образование в жизнь. Потенциальные студенты могут пообщаться с выпускниками в Дни открытых дверей. Такие личные истории помогают взвесить все за и против.

Попробовать и захотеть уйти, понять, что нужно что-то другое — это нормально.

Как повысить доходимость курса

Как влиться в обучение после перерыва

Тут несколько сложностей:
  • трудно войти в ритм;
  • часть полученных знаний и навыков забылась;
  • новые преподаватели, одногруппники, наставники.

Чтобы «подхватить» прерванное обучение, важно освоить базу, потому что на ней строятся все дальнейшие понятия и основные действия.

Представьте, что человек из другой страны решил выучить русский язык, чтобы в оригинале прочитать Льва Толстого. Освоил 20 букв из алфавита, а 13 прошли мимо. Открывает «Войну и мир», читает и решает, что это не его, потому что слишком сложно. А если доучить базу, то есть все 33 буквы, потренироваться на более простых текстах, а потом перейти к произведению, то человек почувствовал бы, что всё получится.

Если в обучении большой перерыв, важно вернуться в программу немного раньше, чем к моменту остановки. Это поможет и легче влиться в новую группу с новыми преподавателями.

Сейчас в онлайн-обучении используют ресурсы наставников, преподавателей, менторов. Так можно глубже понять тот материал, который вызвал затруднение. И студент движется вперёд, хорошо понимает тему, и дальше с этим не возникает сложностей.

Важнее не оценки в моменте, а прикладные навыки, чтобы быть уверенным, что всё понятно.

Тайминг в онлайн-обучении

Как встроить обучение в расписание?

Преимущество онлайн-формата в том, что люди могут учиться в разное время суток. Одному проще учиться ночью, другому в 6 утра перед работой, третьему неудобно учиться в будни, и обучение переносится на выходные.

Хорошо, если есть пространство для манёвра, чтобы выбрать график, который подходит лучше. Если это возможно в расписании, перед стартом учёбы лучше иметь чуть больше пространства, попробовать разные варианты.

Хорошим результатом в первый месяц обучения будет то, что студент научится встраивать учёбу в свою жизнь.
Важно заранее продумать, чем придётся пожертвовать на время обучения — хобби, отдыхом, привычным общением. И помнить, что это на время, потом будет что-то большее.

Мотивация студентов онлайн-школы

Первый успех

В какой-то момент у студента теряется мотивация. Обучение кажется скучным, неинтересным или таким сложным, что есть мысли — а стоит ли продолжать?

Первый успех помогает накопить уверенность в себе. В будущем это поможет преодолевать трудности. После первого успешного опыта формируется позитивное подкрепление, появляется энтузиазм. Студент думает: «Я попробовал и смог».

Ценная привычка — видеть не только неудачи, но и подмечать даже маленькие успехи.

Это важно отслеживать как самим учащимся, так и преподавателям, кураторам. Стоит помогать и напоминать ученику, что удавалось ранее. Так получается эффект преодоления, заслуженного вознаграждения.
Коммуникации студентов в онлайне

Как студентам общаться в онлайне

Наш межличностный контакт в онлайне слабее, чем при общении вживую. Тем важнее применять в обучении инструменты социализации.

Мы учимся не только через получение знаний, но и перенимаем ролевые модели. Если студент один на один с книгой, то это модель «система-человек». Здесь не задействован ресурс, который можно реализовать во взаимоотношениях.

В коммуникациях можно выделить два уровня:
  • Вертикальный — общение с экспертами, преподавателями, наставниками.
  • Горизонтальный — общение с другими студентами.
В вертикальном взаимодействии эксперты становятся ролевой моделью для студента, который пришёл в новую сферу, за новыми навыками. Это знание студент может перенять.

Важно видеть перед собой человека, который уже в профессии, рассказывает как всё устроено.

В горизонтальном взаимодействии важно другое: в группе студенты не находятся на одинаковом уровне сил, энергии мотивации.
Есть те, у кого всё получается, и они готовы этой радостью поделиться. Такая уверенность заряжает. Студенты могут здорово друг друга поддерживать даже просто в формате переписки.

Общение даёт больше шансов пройти обучение до конца вместе с другими людьми.

Поддержка в обучении

Поддержка во время обучения

Поддержка извне. Студенты договариваются с супругами, чтобы те взяли на себя детей на время обучения. Или с коллегами, что они в определённое время не беспокоят. Друзья переживают и вместе радуются победам. Так студенты обеспечивают себе поддержку во внешней среде.

Внутренняя поддержка. Для кого-то поддержка — возможность дополнительно сходить на вебинар, задать вопросы. Для кого-то это там, где есть групповые проекты, и вместе с другими студентами можно их обсудить. У каждого онлайн-курса есть своё меню того, что студент может использовать себе в поддержку: наставники, видеозаписи, онлайн-тренажеры. Классно, когда студент сам выбирает то, что сработает именно для него.
Как организовать обучение

Как эффективно провести первый месяц онлайн-обучения: чек-лист

  • понять «моё» или нет
  • встроить обучение в свою жизнь
  • усвоить базу
  • получить первый успех
  • почувствовать себя комфортно в сообществе
  • найти свой способ поддержки
  • кайфовать или страдать — не важно, важнее намерение пройти обучение
  • ориентироваться на себя, а не на общие рекомендации
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?