Обучение и стресс
И как помочь ученикам адаптироваться.

Как стресс влияет на обучение

Стресс влияет на ключевые составляющие, которые важны в обучении: память, усвоение информации, концентрация. На фоне эмоционального напряжения осваивать новое непросто — учащимся нужна помощь в адаптации. Как работать со стрессом на уровне учебных стратегий и создавать поддерживающую образовательную среду — в конспекте лекции Сони Смысловой.
Cооснователь и куратор School of Education, автор курса «Основы проектирования образовательного опыта»
Соня Смыслова

Содержание

Стресс в обучении

Как взаимосвязаны стресс и обучение

Можно выделить несколько вертикальных уровней среды, где возникает стресс:
  • Макросистема — пространство культуры, ценности исторического наследия.
  • Экзосистема, где происходят события внутри общества — уровень социального взаимодействия.
  • Мезосистема — взаимодействие в малой социальной группе, своём круге общения: семья, школа, коллектив.
  • Микросистема — взаимодействие с окружающей средой в конкретном моменте.
С одной стороны, травмирующие события могут влиять на все эти уровни, а с другой стороны, стресс на каждом из уровней влияет на их взаимодействие между собой.

В обучении мы в основном находимся на мезо- и микроуровне, внутри нашей маленькой социальной группы: школа, университет.

Стресс влияет на несколько ключевых составляющих, которые нам важны в обучении. Это память, усвоение, концентрация, социально-эмоциональное поведение.

В работе со стрессом при обучении важно смотреть на ситуацию с разных точек зрения, потому что мы можем не учесть всего комплекса сложностей.
Пример:

В семье сокращается доход из-за экономического кризиса. Родители меньше помогают ребёнку с домашним заданием, и он не успевает в школе, потому что лишился привычной поддержки. Педагог из-за этого же кризиса стал брать дополнительные часы как репетитор. Как следствие, меньше сил на проверку домашних заданий, меньше возможности дать обратную связь ученикам. Так внешнее травмирующее событие работает сразу на нескольких уровнях и влияет на их взаимодействие.

В обучении важно оценивать, является ли стресс частью образовательного процесса или это стресс внешний.

Стресс может быть не только отрицательным (дистресс), но положительным (эустресс). Дистресс чаще всего связан с внешним фактором. Это может быть потеря, неудача, конфликт — то, что вызывает впоследствии негативные эмоции.

Положительный внешний стресс тоже может стать отрицательным по отношению к обучению. Например, покупка квартиры. С точки зрения личной жизни, это положительный стресс, но он может повлиять на обучение.
Как адаптироваться к стрессу

Кратковременный и хронический стресс в обучении

Воздействие стресса во многом продиктовано его длительностью. Это ключевой фактор. Хронический стресс практически во всех случаях обладает негативным эффектом. Кратковременный стресс в моменте может выглядеть и как положительное, и как негативное событие.
Если стрессовое событие происходит во время обучения, то ученик в сравнении с контрольной ситуацией лучше запомнит информацию, которую пытался усвоить в этот момент. Если же стрессовое событие произошло с учеником незадолго до учебного процесса, то информацию он усвоит хуже.

С длительным стрессом мы теряем эффективность, способность усваивать информацию, и это сказывается на способности учиться чему бы то ни было.

Длительное воздействие в виде хронического стресса в первую очередь сказывается на концентрации. Мы отвлекаемся, не можем сфокусироваться, оперативная память не справляется.
Это подсказывает, что работать нужно не с концентрацией, а с памятью, чтобы концентрацию вернуть.
механизм адаптации к стрессу

Механизм адаптации к стрессу

Есть два блока воздействий при стрессе:
  • нейрокогнитивный аспект — выражается в ухудшении памяти, ослаблении фокуса, потере социально-эмоциональных навыков.
  • экзистенциальный аспект — определён разрывом с внутренней мотивацией, потерей смысла, некой заторможенностью в адаптации глобального смысла.
Деятельность, которая приносит осмысленное удовлетворение, возникает из внутренней мотивации. Внутренняя энергия — драйвер осмысленного обучения.

Но если мы оказываемся в ситуации стресса, он воздействует на внутреннюю мотивацию, и мы можем терять смысл в обучении. Многие сталкиваются с локальным выгоранием в процессе обучения.

Есть глобальный и ситуативный смысл обучения. Если противоречия между ними нет, мы быстро и успешно адаптируемся без изменений внутреннего состояния. Если же противоречие случается, то мы испытываем негативный стресс и запускаем механизм намеренной адаптации к ситуации. Если мы успешно справимся, то адаптация повлияет на глобальный смысл: меняются ценности, установки, взгляды.
Учебные стратегии и стресс

Какие стратегии помогают адаптировать учебный процесс в период стресса

  • Снижаем возможность возникновения позитивного стресса. Даже с учётом того, что он мог бы помочь в учёбе. Наслоение позитивного стресса на хронический может давать негативный эффект.
  • Отказываемся от более стрессовых методик — например, обучение от ошибки.
  • Снижаем уровень автономности по отношению к тому, который был раньше.
  • Пересматриваем динамику усложнения задач, нарастание сложности делаем более плавным.
  • Разгружаем оперативную память — снижаем когнитивную нагрузку, чтобы вернуть концентрацию.
  • Не даём открытые задачи новичкам без чётко сформулированной инструкции, добавляем референсы, примеры к заданиям.
  • Избегаем рассредоточения внимания: фокусируем ученика на одном вопросе или источнике — вся информация в одном месте. Убираем то, без чего можно обойтись — например, отвлёченные истории.
  • Учим студентов разгружать оперативную память самостоятельно, вне активного обучения.
  • Рефлексируем, отмечаем личные практики борьбы со стрессом.
    Помогаем студентам осознавать, что у них стресс и предлагаем стратегии работы с ним. Например, даём ученику почувствовать, что он часть команды. Предоставляем варианты поддержки, возможно, с привлечением психолога.
  • «Переезжаем» из оперативной памяти в долгосрочную и обратно. Стоит делать больше циклов повторения, возвращаться в заданиях к пройденному материалу, чтобы лучше усваивать знания. Полезно интегрировать дробную практику — разбивать большие задачи на ряд маленьких.
  • Фокусируемся на социально-эмоциональном факторе.
    Поддерживаем своих студентов. Помогут позитивные ролевые модели, которые послужат ученикам примером, и занятия по управлению учебным стрессом.
Образовательная среда

Как выстраивать образовательную среду

На фоне стресса у учащихся выражены две большие потребности: принадлежность к принимающему сообществу и проявление личной активности. Эти потребности вносят коррективы в образовательную среду.

Что делать:
  • Помочь студентам стать частью образовательной среды, включаться в её совместное проектирование. Создавать горизонтальную образовательную среду, адаптируемую под запрос учащихся.
  • Создавать сообщество. В этом помогают групповые проекты, коучинг, тьюторство и напарники. Предлагать среду для социального взаимодействия.
  • Давать возможность студентам высказываться, делиться своими мыслями и позициями.
В каждой конкретной ситуации придётся выбирать стратегии. Мы можем перенести процесс обучения в подходящее пространство. Возможно, будут полезнее групповые, а не индивидуальные проекты. Может, потребуются разные роли поддержки типа коучинга, тьюторства, напарника в обучении, чтобы люди могли общаться, поддерживать друг друга, что-то делать совместно.

Учиться в одиночку сложнее, чем в принимающем сообществе. Такое пространство в обучении позволяет высказывать мысли и позицию. Например, полезна практика дебатов или возможность поделиться какими-то неудачами в пространстве, где принимают и поддерживают.

Как итог, можно выделить две функциональные стратегии, которые распространяются за пределы образовательной программы, на уровень всей организации:
  • Социальная стратегия: образовательная организация как некий остров утопии, поддержки. Кокон, который закрывает учащегося и его поддерживает. Это социальные события между разными обучающими программами, совместные мероприятия, конференции и всё, что может создавать социальную среду. Социальное пространство, куда все могут зайти поболтать после обучения, в том числе в онлайне — условная курилка, переговорка.
  • Агентирующая стратегия. Образовательная организация выступает как некая платформа для деятельности и для проявления. Это пространство действия, возможности влиять на происходящее вокруг себя в рамках обучения.
В реальности мы заимствуем какие-то практики из одной и другой стратегий и комбинируем в общую.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?