10 ошибок
при запуске онлайн-школы

Как запустить онлайн-школу и не прогореть
Нет универсальных инструкций, как открыть онлайн-школу и не перегореть. Но есть статистика и опыт других школ — на чём легко легко споткнуться при создании курса, что снижает продажи, из-за чего высок риск закрыться или не запуститься вовсе. Собрали эти ошибки в статье и рассказали, как их не повторять.
При запуске курса не стоит держаться за первую идею: скорее всего, в итоге всё будет не так

Держаться за первую идею

Запустить онлайн-школу — значит, быть готовыми к изменениям. Если держаться за идею и собственные представления, как всё должно быть, может оказаться, что это не соответствует требованиям рынка и такой курс не нужен. Или нужен, но не в таком виде. В результате не сходится экономика, школа теряет продажи и оказывается в минусе.

Что делать: перед тем как создать свой курс, провести предварительные исследования — рынка, конкурентов и аудитории. Это поможет понять, насколько идея жизнеспособна и что необходимо доработать.
Уверены, что знаете аудиторию онлайн-школы? Поговорите с клиентами. А потом ещё

Думать, что знаете аудиторию

Невозможно понять, что нужно аудитории без общения с ней. И даже если кажется, что уже всё изучено и понятно, всегда можно открыть что-то новое и получить полезную обратную связь для развития онлайн-школы.

Что делать: взаимодействовать с аудиторией — в соцсетях, на вебинарах, через анкетирование и опросы. Проводить кастдев — глубинные интервью с потенциальными клиентами. Подробнее о том, что и как проводить — в серии постов: раз, два, три.
Онлайн-курс без эксперта - это обман. Вода никому не нужна

Создавать онлайн-курс без экспертных знаний

Существует миф, что онлайн-школа — это лёгкие деньги: достаточно скомпилировать уже известную информацию, разбавить водой, и готово. Но вода никому не нужна. Даже если получится продать такой курс один раз, больше у школы ничего не купят. А ещё это плохо сказывается на репутации.

Что делать: запускать курс по теме, в которой вы действительно эксперт. Или найти такого эксперта.
Методист - один из ключевых людей для создания качественного онлайн-курса

Игнорировать методологию

Помимо эксперта как носителя знаний для создания курса нужен специалист в методологии. Он продумывает, как выстроить программу, организовать синхронное и асинхронное обучение, как повысить доходимость онлайн-курса и сделать так, чтобы продукт получился интересным и полезным для аудитории. Если создавать курс без учёта методологии, покупатели не получат удовольствие от обучения и вряд ли купят другие продукты онлайн-школы.

Что делать: прокачаться в методологии или привлечь в проект специалиста. Подборка мест для поиска — в этой статье.
Онлайн-курс лучше запускать минимальными средствами и дорабатывать постепенно

Потратить слишком много на продакшен

Если вложить все деньги в стильную картинку при запуске онлайн-школы, велика вероятность уйти в минус. На старте нет необходимости покупать дорогую аппаратуру и нанимать крутых операторов. Главное на этом этапе — протестировать больше идей с наименьшими потерями.

Что делать: запустить курс с приемлемым качеством видео и постепенно его улучшать. Можно с командой, а можно самостоятельно — здесь помогаем разобраться, как:

Что самое важное для съёмки видео
Как выбрать хороший микрофон для записи видеоурока
Вебинар: как снимать качественные видеоуроки
Запустить MVP - лучший способ протестировать реальный спрос

Сначала записать — потом продавать

Частая ошибка — пытаться довести онлайн-курс до совершенства и только потом пытаться его продавать. Но правильный подход — сделать всё наоборот: чтобы не сливать бюджет в пустоту, протестировать спрос и предложить купить курс. И только если есть продажи, записывать курс.

Что делать: продавать курс на стадии идеи и структуры программы. Важно оставить достаточно времени до старта, чтобы успеть собрать уроки. Так вы создаёте и тестируете MVP — минимально жизнеспособный продукт. Подробнее о том, что это и зачем нужно — в серии постов: раз, два.
Онлайн-курс можно запустить в одиночку. Или работать со специалистами на подряде

Раздувать штат на старте

Кажется, чем больше у эксперта помощников, тем лучше будет курс. На самом деле большой командой сложнее управлять, многие решения принимаются медленнее. Не говоря уже о том, что зарплата сотрудников — основная статья расходов для начинающего проекта.

Что делать: создавать курс самостоятельно или привлекать подрядчиков на конкретные задачи. Некоторые школы рекомендуют договариваться не на гонорар, а на процент от продаж — в этом случае все заинтересованы, чтобы получился классный востребованный продукт.
Владельцу онлайн-школы важно контролировать все процессы: никто не знает бизнес лучше вас

Отдать всё на аутсорс

Если эксперт сотрудничает с продюсером, это не значит, что последний закрывает все зоны ответственности, а эксперту ни во что не нужно вникать. Оба работают в связке: иначе продюсеру будет сложно разобраться в продукте, а эксперту — в том, как устроены продажи и маркетинг.

Что делать: вовлекаться и погружаться в процессы. Никто не знает вашу тему и аудиторию лучше вас. Подробнее о том, как выстраивать сотрудничество эксперта и продюсера — в статье.
Вкладывать все средства в один рекламный канал при запуске онлайн-школы - серьезная ошибка

Тестировать единственный канал трафика

Когда бюджет ограничен, кажется разумным потратить все деньги на один канал: таргет, контекст, рекламу у блогеров. Но такое ограничение не даёт протестировать спрос на продукт — для этого необходимы разные каналы.

Что делать: пользоваться бесплатными или относительно недорогими источниками, договариваться на партнёрство, рассматривать бартер. А первую прибыль от школы уже можно вкладывать в новые, более дорогие маркетинговые каналы. Но опять же, не ограничиваться одним.

Примеры бесплатного продвижения для онлайн-школы:

Прямые эфиры в соцсетях, вебинары со ссылкой на онлайн-школу.
Вебинары с экспертом из схожей области.
Партнерство с владельцами онлайн-школ, совместные предложения для близкой аудитории.
Реферальная программа: процент от продаж или фиксированное вознаграждение за продвижение курса.
Публикации в тематических блогах и СМИ.
Офлайн-конференции, тематические мероприятия.
Чтобы идти дальше, развивать онлайн-школу и делать больше продаж, нужно постоянно работать с клиентской базой

Остановиться на первых успехах

Иногда школы, окрыленные удачными продажами, останавливаются на достигнутом — никак не работают с аудиторией и ничего не создают до следующего запуска. В итоге база подсдувается, а школа проигрывает более активным и ориентированным на развитие конкурентам.

Что делать: придумывать новые продукты и форматы, нацеливаться на масштабирование проекта и повышать LTV — жизненный цикл клиента. В чём важность этой метрики в онлайн-обучении, как её считать и увеличивать — в серии постов: раз, два, три.