Как научиться учиться и найти подход к собственному мозгу

Как научиться учиться. Конспект выступления Барбары Окли на Yac/e 2021
Конспект выступления Барбары Окли на YaC/e 2021
10 ноября прошла YaC/e 2021 — конференция Яндекса о людях и технологиях в образовании. Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, выступления и выделили ключевые мысли. Первый конспект — о том, как учить и учиться эффективно, о гонщиках и хайкерах в обучении и почему хорошо быть не гением.
Профессор инженерных наук Оклендского университета, соавтор курса «Как учиться учиться». Изучает принципы функционирования мозга в процессе обучения.
Барбара Окли

Содержание

При обучении в мозге формируются наборы нейронных связей

Что происходит с мозгом, когда мы учимся?

У мозга простой набор строительных блоков — нейронов, благодаря которым происходит обучение. У нейронов есть аксон, несколько дендритов и находящихся на них дендритных шипов — они играют ключевую роль в процессе обучения.

Когда мы учимся находить математическую производную, спрягать глаголы или танцевать, мы формируем связи между нейронами в области долговременной памяти. С практикой возрастает способность создавать и укреплять наборы нейронных связей, которые находятся в неокортексе — новой коре мозга. Там хранится всё, что мы запоминаем в процессе обучения.

Учиться — значит строить архитектуру знаний с помощью нейронных связей в области неокортекса.

Практика вспоминания информации - самая мощная техника обучения

Как это применить на практике?

Самый полезный способ обучения называется практикой вспоминания. Во время обучения создается набор нейронных связей — сначала очень слабый. Каждый раз, когда извлекаем изученное из памяти, мы укрепляем эти наборы связей. Учить других — тоже практика вспоминания.

Практика вспоминания информации — самая мощная техника обучения.

Наборы нейронных связей создают двумя путями:

Декларативное обучение — от рабочей памяти в префронтальной коре через гиппокамп. Информация передаётся через объяснение.

Процедурное обучение — от органов чувств через базальные ганглии в долговременную память. Учимся использовать технику вспоминания через повторение с интервалом в несколько дней — например, через домашние задания или занятия в классе.

При обучении важно подключать оба механизма — каждый из этих путей помогает усвоить материал.
Комбинация активного обучения с лекциями - оптимальный механизм обучения

Какую роль в процессе обучения играют люди?

Много лет обучением считалось, когда группа учеников собирается в классе на несколько часов и слушает лекцию. Но чтение лекции — не очень эффективный способ обучения: если она слишком долго длится, ученики могут отключаться.

Затем возникла идея, что важно использовать активное обучение — когда участники активно взаимодействуют с материалом. Но и тут проблема: невозможно всегда взаимодействовать с чем-либо, если вам с самого начала не объяснили, с чем именно вы должны взаимодействовать.

Дальше все стали понимать, что нужно комбинировать активное обучение с лекциями. Такое сочетание называется прямое обучение.

Даже видеоурок хорошего учителя может быть для кого-то невероятно эффективным.

Спортсмен Джулиус Йего родился в Кении, которая богата бегунами на длинные дистанции. Но Джулиус хотел метать копье. Он не мог себе позволить учиться в другой стране, а в Кении тренеров по метанию копья не было. Поэтому Джулиус смотрел тренировки на Ютубе, а потом практиковался. Снова и снова: он наблюдал и тренировался сам. В этом 98% его результата.

Джулиус Йего — серебряный призёр Олимпийских игр 2016 года, чемпион мира 2015 года, победитель Всеафриканских игр 2011 года, двукратный чемпион Африки, многократный чемпион Кении, действующий обладатель рекорда Африки (92,72 м). Заниматься с тренером спортсмен начал только после того, как выиграл всеафриканские соревнования. Но большую часть времени продолжил тренироваться самостоятельно.

Объём рабочей памяти у разных людей сильно различается

Как объём рабочей памяти влияет на обучение?

Объём рабочей памяти у людей сильно различается. У кого-то может быть четыре оси, по которым в префронтальной коре удерживаются фрагменты информации. У других меньше, а у кого-то существенно больше.

В реальности те, у кого много осей, учатся очень быстро. Это гонщики — быстро добираются до финиша, но как в тумане.

Другой тип — хайкеры. Они учатся медленно, но по пути видят ошибки, которые проскочили гонщики. Хайкеры могут усваивать сложные понятия, если создать для них каркас обучения — например, разбить материал на мелкие части. Может потребоваться больше практики, но в итоге они усвоят знания так же хорошо, как гонщики.

Учёный Сантьяго Рамон-и-Кахаль был ужасным учеником. Его выгнали из школы, в 20 лет он только начал учить математику. Но он стал профессором анатомии и получил Нобелевскую премию, а теперь считается отцом современной нейробиологии. Когда его спрашивали, как ему это удалось, он объяснял: «Я не гений. Я работал с множеством гениальных людей — их проблема в том, что они иногда спешат с выводами. И когда ошибаются, используют свой интеллект, чтобы доказать, что они всё-таки должны быть правы».

Если вы не гении, радуйтесь: вы способны на то, что даже гениям не под силу.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?