Какие методы
онлайн-сопровождения работают с мотивацией студента и создают безопасную среду

Какие методы онлайн-сопровождения работают с мотивацией студента и создают безопасную среду
Конспект беседы на конференции Yac/e 2021.
Продолжаем конспектировать интересные выступления на прошедшей онлайн-конференции Yac/e 2021. Выделили ключевые мысли в беседе о наставниках и безопасной среде, доходимости как ключевой метрике и экспериментах в обучении.


Участники беседы:

Влад Кяуне
Методист факультета веб-разработки в Яндекс.Практикуме
Анна Конопля
Руководитель сопровождения направления дизайна в Яндекс.Практикуме
Нино Сванидзе
Руководитель сопровождения направления управления и мягких навыков в Яндекс.Практикуме

Содержание

Студентам для эффективного обучения важны обратная связь и безопасное пространство

Про поддержку, важность двусторонней обратной связи и безопасное пространство

Несмотря на кажущуюся доступность образования, не каждый студент может протянуть руку и взять его. Иногда нужен ментор или наставник, который поддержит и поможет.

Чтобы организовать безопасное пространство, нужно дать человеку «подставиться». Например, исключить возможность связаться с преподавателем лично: чтобы задать вопрос или что-то уточнить по своей работе, нужно писать в общем чате — перед всей группой.

При этом экспертам и наставникам также важно не бояться рассказывать про собственные ошибки. Показывать на своём примере — здесь можно так разговаривать. Например, в Яндекс.Практикуме наставнику, который в начале обучения пишет студентам открытое письмо, рекомендуют упомянуть собственные провалы в работе.

Передача обратной связи друг другу, студентам, экспертам — радикальная искренность. Открыто, честно и прямолинейно с одной стороны и бережно — с другой. Это всегда дорога с двусторонним движением: такая обратная связь активно улучшает и развивает образовательный продукт.
Доходимость в онлайн-обучении стоит разделять на вовлечённость и удержание

Про доходимость

Доходимость (CR) стоит разделять на вовлечённость и удержание.

Вовлечённость возможна:
  • 1
    Через понимание, что студент — часть образовательного продукта, который получает, его активный создатель и соавтор. Действенный инструмент — аргументация решений, когда человек объясняет, почему использовал именно такое решение при выполнении задачи. Чем глубже подумал, прежде чем что-то сделать, чем лучше можешь обосновать, тем больше привязка к обучению — уже так легко не бросишь.
  • 2
    Когортное обучение — в группе единомышленников со схожим опытом. Для студента это место социализации — с людьми, толерантными к ошибкам и развивающимися с ним по одним шагам. Некоторые делают двойные усилия и заканчивают проект вовремя, только чтобы остаться со своей когортой.
  • 3
    Разнообразие обучающих форматов — это даёт мозгу переключаться, интересоваться тем, что будет за поворотом. Если через одну механику не получается усвоить материал, можно найти индивидуальный подход через другую.

Удержание — работа с внутренней мотивацией, целеполаганием.

На длинных программах студенты теряют мотивацию, и здесь важно вернуть их к тем целям, зачем они пришли. Если заметно, что студенты хуже посещают воркшопы или не успевают по программе, кураторы спрашивают, что не так. Бывает, лучше уйти в академ, а бывает, человек свешивает лапки и говорит: «Я устал, я больше не могу».

Учиться сложно, и нужно об этом прямо говорить. Студент может забыть про цель — стоит помочь вспомнить. А если понял, что не его, нет смысла удерживать искусственно — классно, что мы дали это понять.
Куратор поддерживает студентов, но не оказывает психологической помощи - это разные функции

Про зоны ответственности куратора

Кураторы — первый контакт для студента практически в любой ситуации. Но психологическая помощь — не их ответственность. Важно разделять роли: это не значит, что кураторы не должны помогать студентам, но психологическая помощь — другая специфика.
Часть экспериментов в обучении завязана не только на студентах, но и на экспертах.

Про эксперименты и пользу разностороннего опыта

Даже если вложить в продукт много сил и провести максимум исследований, может случиться так, что когда придут живые студенты, окажется, что сделано не то.

Часть экспериментов сильно завязана на обратной связи — не только от студентов, но и от экспертов. Преподаватели могут прийти после определённой темы и сказать — 80% студентов эту тему не поняли, нужно переделать. Тогда придумываем решения: даём допматериалы, задания. Такая обратная связь ложится в основу переписанной темы.

Другой источник для экспериментов — идеи из компаний, откуда приходит эксперт. Например, он рассказывает про действующий в компании формат, когда каждый сотрудник может принести свой проект на обсуждение. Внедряем в обучение разбор проектов и смотрим, как это работает со студентами.

Запись беседы — в зале Коворкинг на сайте конференции.

Ещё конспекты:
Как научиться учиться и найти подход к собственному мозгу
Сторителлинг в обучении детей. Как удерживать внимание и мотивацию к учёбе
Как перейти от роста к качеству в эдтехе, создавать полезные продукты и обучать востребованных специалистов


Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?