Как удерживать внимание и мотивацию детей к учёбе
Конспект выступления на YaC/e 2021.

Сторителлинг в обучении детей.
Как удерживать внимание и мотивацию к учёбе

Ещё одно выступление на прошедшей онлайн-конференции Yac/e 2021 — о том, какой бывает мотивация детей к обучению, как использовать игру в образовательном процессе и какие приёмы помогают ребёнку учиться с удовольствием. Законспектировали ключевые мысли.
Менеджер продукта в Яндекс.Учебнике
Гоша Яковлев

Содержание

У ребёнка мотивация к обучению может быть внешней и внутренней. Важно искать баланс

О внешней и внутренней мотивации в обучении

На базе теории самодетерминации можно выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию ребёнка учиться.

Когда работаем с внешней мотивацией, помогаем не через желание учиться, а через манипуляции.

Например:

  • Похвала — дети хотят быть молодцами для своих родителей.
  • Новая игрушка — подарок за учёбу.
  • Новый уровень, монетки в игре.

Внутренняя мотивация — это когда ребёнок хочет учиться, потому что ему интересно получить знания, нравятся материал, задания и сам образовательный процесс.

Часто злоупотребление внешней мотивацией — тактический шаг, когда ребёнку тяжело проходить материал и он до конца не понимает, зачем это нужно. Но так возникает дефицит внутренней мотивацией — появляется выученная беспомощность или падает интерес к учёбе, всё начинает транслироваться через «подарите мне что-нибудь, тогда сделаю».
Игровые элементы можно здорово интегрировать в процесс обучения. Главное - чтобы они помогали освоить учебный материал, а не отвлекали от него.

Как искать баланс между внешней и внутренней мотивацией?

Команда Яндекс. Учебника запустила эксперимент, в котором участвовало более 16 тысяч детей. Контрольной группе выдавали обычные задания — как в учебнике: лаконичные, с минимальной сюжетностью. А экспериментальной группе — красочные, наполненные сторителлингом.

Как повлияло яркое оформление на концентрацию внимания детей?

  • 1
    Успеваемость не изменилась. Дети решали задания примерно в одно и то же время, совершали одинаковый процент ошибок и приходили к правильному решению примерно в одинаковых процентах случаев.
  • 2
    В экспериментальной группе в среднем на 10% охотнее заполняли форму опроса в конце каждого задания.
  • 3
    Участники охотнее приступали к решению красочных заданий.
Однако при проектировании игровых механик нужна осторожность.
В образовательном продукте для детей важно применять только те механики, которые помогают ребёнку увлечься процессом обучения.

Например, распространённый в играх элемент — прогресс-бар. В учебном материале может использоваться не только для демонстрации результата и мотивации проходить дальше, но и как поддержка: мы знаем, что тебе сложно, смотри — осталось совсем чуть-чуть.

Игра в онлайн-обучении помогает в том числе поддержать ученика, показать - осталось немного, скоро ты пройдешь этот путь.

Пример из Яндекс.Учебника. Прогресс-бар — не просто игровой элемент, а составляющая поддержки ученика.

Другой пример — коллекционная карточка в конце каждого задания. Тот же инструмент внешней мотивации, но главная цель карточек — помочь зафиксировать факт, что ребёнок узнал что-то новое. А это уже внутренняя мотивация.

Герой, сторителлинг и методические метафоры - приёмы, которые помогают увлечь ребёнка учебным процессом.

Приёмы для роста внутренней мотивации детей к учёбе

  • 1
    Герой. Персонаж, за которым интересно наблюдать весь учебный год. Это должны быть образы, в которые легко вживаться и взаимодействовать с ними. Задача героя — помочь начать обучение и вести по истории.
  • 2
    Сторителлинг, сюжетность. За персонажами, которые ничего не делают, неинтересно наблюдать. Другое дело — герои, которые отправляются в приключение, чтобы научиться чему-то новому, изучить метод в ситуации, знакомой из жизни, по фильмам или книгам. Ребёнку интересно не просто сделать 4−5 задач, а пройти историю, дойти с близкими ему героями до конца и во всём разобраться.
  • 3
    Методические метафоры — имитация физической деятельности или иллюстративная метафора, которая описывает явление или абстракцию. Дети лучше учатся, когда видят за методом приземление в их реальную жизнь.

С помощью иллюстративных метафор в онлайн-обучении проще объяснять сложные понятия

В этом примере состав числа 5 разбирается с помощью иллюстративных метафор. Так материал легче воспринимается и запоминается.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?