ADDIE

ADDIE: как разработать онлайн-курс с помощью классической модели педагогического дизайна

Пять важных шагов в создании эффективного обучения.
Это рубрика «Ок, понятно». Вы задаёте вопросы об онлайн-обучении, маркетинге, методологии и юридических нюансах — мы находим понятный ответ. Почта для вопросов: info@zenclass.ru
«Часто слышу, что педдизайнеры используют модель ADDIE. Что это такое? Почему выбирают этот подход и как он мне поможет в создании онлайн-курса?»
Создавать курс можно с разными подходами — каким представляете в теории или на основе опыта. Можно проектировать обучение без привязки к шаблонам или отталкиваться от проверенного алгоритма. Зачастую авторы онлайн-курсов выбирают второе. Потому что экспертам, особенно начинающим, не хватает понимания того, как работает обучающий продукт. И появляются логичные вопросы — как правильно обозначить цели, каким способом эффективнее передать навыки и знания и главное, как это всё связать в единое обучение, которое приведёт ученика к цели. Для этого как раз и применяют методологические инструменты, которые помогают грамотно конструировать курсы.

Что такое педагогический дизайн и его модели, чем занимаются педдизайнеры и почему в разработке онлайн-курсов часто используют ADDIE — давайте разбираться.
Что такое педагогический дизайн и при чём тут вообще дизайнеры?
Педагогический дизайн (англ. instructional design — «проектирование инструкций») — это инструмент для создания обучающего продукта как системы. Другими словами — способ построить оптимальный процесс и выбрать наиболее удачные решения. Это касается учебного содержания, алгоритмов и методов, которые обеспечат наилучший результат для учеников. Сюда же — распределение нагрузки, выбор форматов, определение структуры и сложности программы, способов проверки знаний.
Идёт проектирование, конструирование продукта, и занимается этим педдизайнер — специалист, который знает принципы методологии и учитывает особенности учеников.
Помимо «оптимизации» учебного продукта, у педагогического дизайнера есть ещё две важные задачи: создание комфортной учебной среды и подготовка курса, на котором действительно будет интересно.
ОК, а проектировать курс нужно по модели?
Не обязательно, но системный подход упростит создание продукта для его разработчика, и освоение — для ученика. Потому что каждая модель основана на способах эффективной передачи знаний и навыков. Есть несколько моделей, которые методисты-разработчики часто берут за основу: ADDIE, ALD, SAM, таксономии Блума и даже модель обратного дизайна.
Любая модель — готовый способ организации учебного процесса.
Что такое ADDIE, из чего состоит модель?
Это классическая линейная модель педагогического дизайна, которая основана на пошаговом применении пяти ключевых этапов: анализируй, проектируй, разрабатывай, внедряй, оценивай. Её успешно применяют и в корпоративном обучении, и в онлайн-школах.
Главный принцип ADDIE — деление на функциональные этапы и их последовательное выполнение.
А Анализируем:
  • кто представляет целевую аудиторию;
  • каковы запросы и ожидания у потенциальных учеников;
  • есть ли опыт, в чём наиболее частые ошибки, блоки и стоп-факторы для тех, у кого не получается добиться желаемого результата;
  • какими могут быть пути и способы достижения цели — решению каких задач нужно научить, чтобы был результат.
D Проектируем:
D Разрабатываем:
  • учебную программу и её блоки;
  • теоретический и практический компоненты;
  • содержание учебных материалов и сопровождающий контент;
  • сценарии уроков, заданий и мероприятий;
  • матрицы проверки заданий или компетенций сотрудников (тесты/свободные ответы/экзамены);
  • каналы коммуникации (чаты с кураторами и экспертом).
I Внедряем:
  • записываем учебный контент и создаём методическую поддержку (гайды, инструкции, презентации);
  • выбираем платформу или другую площадку для организации и проведения обучения;
  • тестируем решения и дорабатываем, если необходимо;
  • запускаем обучение;
  • после каждого блока собираем обратную связь — запрашиваем фидбек от учеников и кураторов, чтобы улучшать продукт.
E Оцениваем:
  • получилось ли достигнуть заданных целей;
  • смогли ли привести учеников к обещанному результату;
  • что мешало или было реализовано с ошибками;
  • что классно работало и помогало ученикам пройти обучение до конца;
  • чего не хватило учащимся в учебном процессе или в программе;
  • насколько удобно было пользоваться материалами и сервисами;
  • что ученики выделяют в качестве плюсов этого обучения.
Почему ADDIE популярна?
Хотя бы потому, что универсальна. Обучающий продукт получится целостным, если в разработке придерживаться этих этапов. Её алгоритм линеен и понятен: от изучения базовых запросов до оценки результативности. ADDIE ещё называют моделью здравого смысла, и она не утратила популярности с появлением альтернатив.

Вы не забудете критически важных моментов и не пропустите решающие шаги, потому что модель помогает подойти к проектированию комплексно, системно. Ориентированность на цели и результат — тоже немаловажное преимущество. Плюс ADDIE используется давно и активно, и потому хорошо отработана.

Но есть и нюансы. Эксперты отмечают, что ADDIE трудоёмкая и не слишком гибкая. Модель не подойдёт для проектов с высокими рисками. Нужно максимально точно знать целевую аудиторию, иначе есть вероятность выбрать неверный сценарий. Ошибка будет означать, что придётся возвращаться и выстраивать систему заново.
Главное
Модель ADDIE — ценный фреймворк, который помогает систематизировать подготовку онлайн-курса и структурирует процесс разработки.
Основные её принципы — ориентированность на результат и последовательное выполнение заданных этапов в проектировании обучения. С моделью можно не просто создать онлайн-курс «от идеи до запуска», но и координировать каждый этап. А в итоге оценить, насколько это обучение эффективно, и доработать курс с учётом аналитики.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?