Домашние задания онлайн
Примеры, подходы и советы тем, кто ищет альтернативу тестам.

10+ идей нескучных домашних заданий для онлайн-курса

Это рубрика «Ок, понятно». Вы задаёте вопросы об онлайн-обучении, маркетинге, методологии и юридических нюансах — мы находим понятный ответ. Почта для вопросов: info@zenclass.ru
Хочется разнообразить домашние задания на своих курсах, больше вовлечь студентов в процесс. Что использовать, кроме тестов, чтобы обучение стало интереснее?
Превратить домашку в классный инструмент обучения и вовлечения, а заодно проверить знания задача со звездочкой.

При создании программы стоит учитывать, что люди могут быть заняты миллионом других дел, кроме учёбы. Даже если они сильно замотивированы в начале, бывает сложно дойти курс до конца. Кто-то не успевает, кто-то не справляется со сложными упражнениями. Важно это иметь ввиду и адаптировать обучение — в том числе формат домашнего задания.

Главный принцип домашнего задания онлайн— не делать его слишком сложным и формальным, при этом не потерять главную функцию — закрепить и проверить пройденный материал.

Домашки для галочки не нужны, но грамотные задания отлично работают на результат.
Формат домашнего задания онлайн

Домашки, с которыми обучение становится интереснее и разнообразнее

  • Необычные тесты
Онлайн-курсы с тестами помогают быстро оценить, как студент понял и усвоил материал. Ещё плюс такого формата домашнего задания: автоматическая проверка. Это удобно и онлайн-школе — уменьшается нагрузка на преподавателя, и ученику — результат виден сразу.

Как сделать процесс интересным?
«Кто ты из». По итогам задания студент получает не только количество правильных ответов, но и личную характеристику. Можно использовать известные фильмы, компьютерные игры или даже детские сказки. Согласитесь, забавно узнать, кто вы из «Незнайки» или «Гарри Поттера».

Используем элементы игры — например, сгораемые жизни или награды, которые студент получит за пройденный тест.
  • Викторина
Короткая неформальная проверка знаний. Главное отличие от теста — результаты викторины могут не идти «в зачёт», но при этом помогают закреплять знания и с азартом погружаться в материал.

Такой формат домашнего задания здорово вовлекает учеников. Всё, что нужно — подобрать вопросы и выбрать сервис для обработки ответов. Викторину можно проходить одному или в группе — тогда это ещё и соревнование.
  • Лотерея
Разыграть можно что угодно: от выбора домашнего задания до права его вообще не делать. Чтобы организовать лотерею, используем гиперссылки или стикеры, которые выдают результат.
  • Правда или действие
По аналогии с известной игрой, студент выбирает «правду» — и отвечает на теоретический вопрос, или «действие» — и выполняет практическую работу.
  • Квест
Логические задания и головоломки, которые объединены сюжетной линией, — популярный формат домашнего задания.

Как организовать: продумываем подходящую легенду и определяем тайминг. Отличный пример квеста — разгадывание шифра — например, темы домашки или следующего урока, кодового слова для вебинара. Победитель получает приз.
  • Челлендж
Один из трендов онлайн-обучения домашки как вызов. Выполненное задание студенты отмечают в соцсети специальным хэштегом.

Плюсы формата:
  • студенты работают на охват и популяризируют курс
  • растет вовлечённость в обучение
  • в конце-концов, это просто весело: домашка становится удовольствием, а не повинностью
  • Марафоны
По принципу онлайн-марафона можно построить весь курс или только несколько заданий.

Студент последовательно изучает теорию и выполняет задания. Каждый реализованный этап марафона участник выкладывает в соцсеть и отмечает целевым хэштегом.

За короткий срок прокачиваются скиллы, работает взаимопиар среди участников, а онлайн-школа получает дополнительную рекламу.
  • Письмо самому себе
Формат такого домашнего задания помогает мечтать и доходить до цели.

Студент представляет себя в будущем — он уже получил нужные навыки и добился, чего хотел. Это отличный способ не терять мотивацию — особенно для тех, кто делает первые шаги в новой для себя сфере.
  • Работа в группе
Это может быть как масштабный проект, в котором студентам делегируют ответственность, так и популярное домашнее задание — квиз.

Как организовать: создаём систему заданий, заранее продумываем, по какому принципу делим учеников на команды, отслеживаем количество набранных баллов. В итоге студенты получают мощный нетворкинг.

В команде должен быть лидер, хотя бы неформальный, чтобы организовать и контролировать процесс. Учитываем это при создании рабочей группы.
  • Интерактивные доски
Например, Miro. В интерактивных досках удобно создавать коллективные проекты и сохранять результат.

Участник получает не просто знания — готовый проект в портфолио. Это повышает ценность курса и для тех, кто учится сейчас, и для будущих студентов.
  • Взаимопроверка домашних онлайн-заданий
Поможет студентам примерить на себя роль учителя и взять ответственность за результат.

Как организовать: заранее готовим чек-листы критериев, по которым оцениваем работу, — так проще проверять, плюс на результаты не повлияет субъективное отношение участника. Делегируем задачу половине учеников, а в следующий раз меняем местами.
  • UGC-контент
UGC-контент (user generated content) — это контент, который создают ученики. Например, комментарии к домашкам однокурсников, презентации, отзывы и обзоры, примеры из жизни.

С каждым пройденным курсом материалы накапливаются, формируют новую базу знаний и повышают узнаваемость и доверие к школе.

По сути, задание работает как кейс — студенты переносят знания в практическую сферу.
  • Геймификация на онлайн-курсе
Вместо привычной домашки — игра. Геймификация на курсе расслабляет и делает обучение интереснее, плюс эффективна как инструмент маркетинга.

Рейтинги, баллы, бейджи — например, «Мастер дизайна», «Повелитель десертов», — будят здоровую конкуренцию и мотивируют продолжать обучение. Для поощрения даём призы: промокоды, гайды, чек-листы, доступы к мини-версиям курса.

Если заменить игрой классический прогрев в воронке продаж, то в итоге можно:
  • снизить цену лида
  • стимулировать повторные покупки
  • повысить лояльность и доверие студентов

В онлайн-проекте с длинным циклом обучения геймификация органично заменяет часть скучных уроков. Как минимум, это повышает процент студентов, которые прошли курс до конца. А ещё онлайн-школа получает новых амбассадоров бренда.

Важные моменты:
  • Правила объясняем подробно и закрепляем на видном месте.
  • Все бонусы и баллы несут пользу ученику. Например, первые десять участников, которые дошли до заданной цели, получают персональный разбор задания от куратора.
  • Аккуратно с концепцией игры: студенты, которые не набирают баллы, не должны чувствовать себя ущемлёнными.
Геймификация на онлайн-курсе

Советы по подготовке домашних заданий онлайн:

  • Сверяемся с тремя основными принципами домашнего задания:
  • Чёткость — понятно само задание, прописаны критерии проверки и сроки.
  • Единое рабочее пространство всё обучение на одной платформе.
  • Мотивация и контроль — домашка не должна отправляться в пустоту. Студенты часто забрасывают онлайн-курсы без проверки домашнего задания. Прокачивать навыки проще с качественной обратной связью от эксперта или куратора.
  • Проверяем именно то, что изучили в конкретном модуле или уроке.
Повышая уровень сложности, мы рискуем сделать задачу непонятной, а то и вовсе непосильной для студента. В итоге падает интерес к учебе и мотивация.
  • Привлекаем эксперта или показываем ему уже готовую домашку.
Используем понятные шаблоны и собираем максимум информации, которую можно преобразовать в интересное онлайн-задание. Рекомендации специалиста подсвечивают слабые места и помогают структурировать логику задания.
  • Собираем дополнительные материалы и делаем их максимально доступными.
Упрощаем ученику поиск информации. Если какая-то статья или книга поможет ему усвоить материал и выполнить домашку делимся ссылкой.
  • Готовим конспекты.
Если дополнительный материал слишком объёмный, высока вероятность, что его не осилят до конца. Выжимаем суть и предлагаем студенту сокращённую версию.
  • Показываем образец.
Референсы для вдохновения на творческих курсах или подсказки для оформления помогут сориентироваться и сэкономят время на выполнение задания.
  • Рассказываем, что будет дальше.
Что делать ученику после выполнения домашки?

На какие вопросы важно ответить:
  • куда отправлять;
  • как долго ждать проверки или не ждать, если курс не предполагает обратной связи;
  • в каком виде и куда придёт ответ;
  • что будет, если не сдал;
  • можно ли пересдать и в какие сроки.

Используем тренды онлайн-обучения и добавляем в курс интересные задания, но не смещаем цель, ведь основная задача — научить, а не развлекать.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?