Модели педагогического дизайна

Как проектировать обучение: модели педагогического дизайна

Популярные матрицы для разработки онлайн-курсов.
В разработке обучения классическую модель ADDIE выбирают за её универсальность и последовательность. На её пяти важных этапах давно строят обучающие продукты и модель уже хорошо отработали. А можно ли сконструировать хороший онлайн-курс, если за основу брать другой подход?

Какие есть альтернативы у ADDIE, в чём они выигрывают или уступают? Давайте разберём популярные модели педагогического дизайна.

Содержание

Модель SAM

SAM

SAM (Successive Approximation Model) — модель последовательного приближения. Один из вариантов, который принципиально отличается от ADDIE механикой — курс «собирается» не линейными шагами, а за счёт выполнения небольших циклов в несколько итераций на каждой стадии разработки. И такое повторение приближает к решению задач для каждого компонента. Это постоянное улучшение, доработка курса с учётом опыта. В любом случае процесс выстраивается логически — от определения целей до проектирования учебной траектории каждого ученика.

Модель SAM

  • Особенности: сначала создают прототип курса или его части с базовым набором необходимых навыков и знаний, а потом тестируют циклы и улучшают с каждым прохождением.
  • Где хорошо работает: короткие курсы, специализированные программы под конкретные запросы целевой аудитории, отработка навыков на практике.
  • Сильные стороны:
    актуальность;
    гибкость;
    мобильность;
    итеративность.
  • Нюансы:
    придётся периодически переключаться на разные циклы;
    сложно видеть и оценивать продукт в комплексе.
Модель ALD

ALD

ALD (Agile Learning Design) — модель на базе Agile-подхода, с которой часто разрабатывают курсы, где нужно быстро обучить отдельным навыкам или решению узких задач. Модель заимствовали из бизнес-тренингов, где она отлично себя показала, когда группу нужно быстро привести к конкретному результату.

Суть в том, что обучение строят фокусируют на конкретных задачах — сосредотачивают аудиторию на концентрате необходимых знаний и максимально отметают второстепенную информацию. Получается гибкий, динамичный алгоритм, с которым можно быстро усвоить и закрепить самое важное.

AGILE в данном случае предполагает, что работают главные этапы:
  • Align (прицеливание) — целеполагание и оценка ресурсов.
  • Get set (готовность) — анализ аудитории и выбор механик.
  • Iterate and implement (повторение и внедрение) — разработка и апробирование продукта.
  • Leverage (усиление) — оптимизация ресурсов, инструментов и форматов.
  • Evaluate (оценка) — анализ эффективности.

Модель ALD

  • Особенности: диалоговая подача материала, интерактивная практика, интенсивное освоение материала, использование баз данных, шаблонов и и инструментов, обязательное закрепление изученного, итоговая оценка.
  • Где хорошо работает: корпоративное обучение, обучающие спринты, повышение квалификации и переподготовка.
  • Сильные стороны:
    динамичность;
    гибкость;
    конкретика;
    концентрация на задаче.
  • Нюансы:
    необходимы мотивация и активный интерес учащихся;
    интенсивный темп усвоения подходит не всем.
Модель обратного дизайна

Модель обратного дизайна

Как можно понять из названия модели, проектирование идёт не по привычному треку. Его начинают наоборот — с результата. Сначала определяют, каких показателей необходимо добиться, а потом решают, какими инструментами и способами можно к этому привести учащихся. Постепенно фиксируют возможные форматы, способы оценки, степень самостоятельности, которые помогут получить желаемый результат.

Модель обратного дизайна

  • Особенности: проектирование начинается с определения желаемого результата, и уже под него подбирают способы и инструменты для реализации.
  • Где хорошо работает: обучение прикладным навыкам, отработка софт-скиллз, освоение инструментов и сервисов.
  • Сильные стороны:
    ориентированность на результат;
    оптимизация траектории.
  • Нюансы:
    сложно променять для объемных курсов;
    важно чётко выделять результат для каждого сегмента аудитории.
Модель Дика и Кери

Модель Дика и Кери

Dick and Carey Model — модель системного подхода, в которой сочетаются элементы других моделей. Её можно считать расширенной версией ADDIE, а можно и найти общее с моделью обратного дизайна за счёт ориентированности на результат. Главное её отличие — каждый этап проектируют максимально детально и учитывают не только цели, но и контекст и среду, в которой будет реализован учебный процесс. А ещё её этапы после постановки цели могут идти не линейно как в ADDIE, а параллельно.

Основные этапы модели Дика и Кери

  • Особенность: глубокий анализ и учёт контекста обучения.
  • Где хорошо работает: корпоративное обучение.
  • Сильные стороны:
    ориентированность на результат;
    системность;
    учёт широкого спектра факторов;
    корректировка на одном из этапов позволяет не возвращаться к началу.
  • Нюансы:
    изменения всё же важно учитывать, так как процессы строят; параллельно и в итоге сводят в систему.
Цикл Колба

Цикл Колба

Нельзя обойти вниманием популярную концепцию в обучении, где главный принцип — формирование навыков через практику. Её разработал Дэвид Колб, специалист по обучению взрослых. Цикл Колба — базовый элемент модели опыт-ориентированного обучения. Вместо того, чтобы изучать теорию, ученики пробуют действовать, получают новый опыт и накапливают его для дальнейшего познания. И тогда обучение становится непрерывным процессом, который основан на трансформации личного опыта.

В основе лежит цикличность когнитивного процесса, и в каждом цикле Колб выделяет 4 основные этапа:

Цикл Колба

В целом модель сложнее, и в ней автор, помимо цикличности, выделяет ещё стили обучения, которые основаны на том, что разные люди предпочитают по-разному узнавать новое, более привычным способом. Колб это связывает с тем, что у каждого свои учебные установки, тип внутренних когнитивных процессов и эмоции, которые тоже влияют на выбор оптимального способа познания. Но такой двухуровневый подход к формированию ученического опыта не все принимают и применяют. А вот цикл Колба для изучения нового через практику используют в обучении довольно часто.
  • Особенность: освоение навыков через практические действия, ученики сами приходят к результатам через рефлексию.
  • Где хорошо работает: обучение взрослых, основанное на закреплении опыта, тренинги, стратегические сессии.
  • Сильные стороны:
    закрепление полученных навыков на практике;
    ориентированность на личный опыт;
    развивает критическое мышление и рефлексию.
  • Нюансы:
    не подходит, если у студентов нет опыта решения подобных задач;
    требует вовлечённости всех участников.
Принципы педагогического дизайна

Принципы педагогического дизайна:

В педагогическом дизайне мало выбрать подходящую модель — важно её грамотно внедрить и придерживаться важных принципов:
  • Ориентированность на учащихся — важно учитывать их запросы, опыт и мотивацию.
  • Комплексный подход — необходимо грамотное сочетание теории и практики.
  • Целесообразность — любой компонент учебного процесса должен быть основан на достижении общей цели или решении задачи.
  • Результативность — ученики должны понимать, к чему они должны прийти в финале обучения.
  • Оценивание — мониторинг и анализ важны не только для итоговой оценки успехов, но и необходимы в процессе обучения. Это поможет создателям улучшать курс, дорабатывать программу и устранять ошибки. А учащимся позволит получить качественные знания и навыки и получить желаемый результат.
Каждая из моделей эффективна и решает поставленные задачи, если правильно определить сегмент аудитории и подобрать инструменты. Какие-то из матриц более системны и универсальны, другие — более гибкие и динамичные, а третьи помогают разрабатывать эффективные курсы с узкой специализацией.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?