Методология онлайн-курса

Методология онлайн-курса: этапы и принципы разработки

Как спроектировать эффективный продукт.
Чтобы курс был не просто пересказом своих знаний, разбавленным тестами, а действительно стал обучающим продуктом, нужно чётко понимать, как эти знания будут получать ученики. Продумать пользовательский путь, подобрать инструменты и форматы, правильно выстроить структуру и программу. И свести всё в единую обучающую систему, то есть проработать методологию курса.

Как используют методологию для создания образовательного продукта, почему это важно и каких ошибок лучше не допускать — разбираем в статье.

Содержание

Методология в онлайн-обучении

Что такое методология в онлайн-обучении и зачем её применять

Методология — совокупность подходов, принципов и методов, которые помогают организовать процесс обучения и донести знания до учеников. Другими словами, методологию разработки используют, чтобы смоделировать курс, который будет максимально эффективным в тех задачах, какие он должен решить.

Суть методологии онлайн-курсов — это стратегия создания образовательного продукта в онлайн-формате. Онлайн-школа и каждый отдельный курс этим и отличаются от набора разрозненной информации в свободном доступе.

И когда в обиходе мы чаще слышим «разработка методологии», то правильнее было бы говорить — «методология разработки» онлайн-курса, потому что это больше механика и конструирование, чем продукт.

Другими словами, это построение оптимальных сценариев, выбор инструментов и форматов, которые может применять онлайн-школа. Чтобы готовый курс соответствовал целям тех, кто организует обучение, и тех, кто приходит учиться. Потому что даже самые уникальные и востребованные знания и навыки нужно уметь правильно донести, упаковать и сделать применимыми на практике с учётом того, что на курсе обучают удалённо.

Например, именно на этапе создания онлайн-курса нужно определить соотношение блоков теории и практики, уровень сложности заданий или формат уроков. А ещё сервисов, инструментов и материалов, с которыми ученикам будет доступна база знаний и обратная связь.
Методолог онлайн-курса

Всегда ли нужен методолог

Методолог онлайн-курсов — это специалист по разработке методик обучения и создания обучающей среды в сфере онлайн-образования. И если смотреть глобально, то созданием конкретных обучающих онлайн-программ больше занимаются методисты. Они внедряют те принципы и учебные технологии, которые для них и разрабатывают методологи.

Но нередко эти функции совмещает один человек. Он одновременно может и создавать, и применять эффективные методики и программы курса. А ещё это может делать и автор курса, если досконально знает свою аудиторию и понимает, как лучше построить процесс обучения. Тогда можно моделировать обучающий продукт без помощи специалистов. Но любой эксперт должен учитывать, что создаёт курс не под себя, а под учеников, и доносить свой опыт через продуктивную обучающую модель.
Разработать онлайн-курс

Методология разработки онлайн-курса: элементы и основные этапы

Методология онлайн-курсов, как и любого обучающего продукта — универсальная программа, и можно разработать успешную модель обучения в разных нишах. Но всегда есть базовые элементы, которые специалисты обязательно учитывают перед тем, как создавать курс. Эти принципы напрямую влияют на доходимость и результативность готового обучающего продукта.

Именно методология определяет основные направления для проектирования:
  • Кто ученики и какой курс им будет полезен?
  • Что он должен содержать, чтобы привести к нужным знаниям и навыкам?
  • Какой должна быть программа и структура, какие инструменты подойдут лучше всего для её применения?
  • Что поможет учиться эффективнее и пройти обучение до конца?
Основные элементы методологии онлайн-курсов:
  • Объект — что разрабатываем;
  • Субъект — для кого;
  • Цели и задачи — зачем и ради какого результата;
  • Средства и инструменты — с помощью чего будем собирать курс и обучать;
  • Методы — на каких принципах, методиках и алгоритмах строим учебный процесс.
Методическая работа в онлайн-школе не заканчивается после запуска. Выбранную стратегию, механики взаимодействия участников учебного процесса и даже контент «докручивают», совершенствуя онлайн-курс.
Как разработать онлайн-курс: основные шаги в методологии продукта
  • Подготовить методическую базу.
    Собрать максимум информации, которая нужна для проектирования курса. Здесь и анализ целевой аудитории, и целеполагание создателей обучающего продукта, и все вводные по гипотезам. Получается такой стартовый план с исходной информацией.
  • Разработать наполнение онлайн-курса.
    Составить программу и подготовить обучающий контент. Разработчики обучающего продукта собирают всё, из чего он будет состоять — уроки, задания, проверочные работы, практикумы, интерактивы. На этом этапе выстраивают структуру курса — последовательность уроков и тем, блоков и модулей.
  • Подобрать под программу форматы и рассчитать нагрузку. Для создания онлайн-курса важно не просто скомпоновать учебные материалы, а выбрать форматы уроков и заданий и вариантов проверки, обратной связи. А ещё верно соотнести уровень подготовки учащихся с тем объёмом и сложностью материала, который нужно освоить в отведённое время.
  • Выбрать сервис, который будет обеспечивать учебный процесс.
    На площадке должно быть удобно как обучать, так и учиться. Это могут быть соцсети, мессенджеры или специализированная платформа. Обычно онлайн-школы начинают свой путь с соцсетей и постепенно приходят к платформе, которая эффективнее закрывает потребности. В соцсетях, например, неудобно проверять домашние задания, отслеживать платежи и невозможно защитить контент. А платформа эти задачи успешно решает.
  • Составить карту пути студента.
    SJM — сценарий, который показывает, как ученик взаимодействует с продуктом и учебной средой в процессе обучения.
  • Подготовить базу знаний.
    Это та часть учебного материала, которая останется ученикам в пользование и поможет повторить информацию, свериться, узнать больше, применить теорию на практике.
  • Протестировать и запустить продукт.
    Записать пробные уроки и задания, оценить эффективность MVP и выпустить на рынок рабочую версию курса.
  • Совершенствовать онлайн-курс на основе ученического опыта и обратной связи.
Ошибки в разработке онлайн-курса

Частые ошибки в разработке онлайн-курсов: на что обратить внимание в методологии

Даже когда онлайн-школа планомерно выстраивает стратегию создания и внедрения продукта, случаются ошибки в методологии.
Как делать не стоит:
  • Не отталкиваться от интересов и потребностей целевой аудитории
    Функция любого обучающего продукта — передать знания и навыки. Структуру, контент, форматы соотносят с целями ученика, а иначе есть риск, что выбранная или разработанная методика не решит поставленных задач. Или станет слишком сложной для участников обучающего процесса.
  • Не учитывать особенности дистанционного формата
    Даже опытный эксперт может не знать всех нюансов обучения на расстоянии. Уроки и задания лучше разрабатывать с методистами онлайн-курсов. Или тщательно разобраться самому в тонкостях цифрового формата. Главное, понимать специфику онлайн-обучения и выстраивать нужный коннект между онлайн-школой и учениками.
  • Не оценивать уровень подготовки учеников
    Он может быть разным, и это точно нужно иметь в виду при подготовке: сегментировать модули, делать программу вариативной либо чётко обозначать критерии набора. И конечно, рассчитывать учебную нагрузку.
  • Использовать однотипный контент в уроках и заданиях
    Монотонность и скука работают против вовлечённости. Нужно грамотно чередовать теорию и практику, вводить разные типы уроков, домашней работы и проверочных заданий. Так будет меняться фокус и получится переключать способы взаимодействия с учебными материалами.
  • Не закладывать в учебный процесс компоненты мотивации и самостоятельности
    И оставлять учеников один на один с монитором. Важно использовать интерактивы, игры, самостоятельные работы и командные форматы, чтобы ученик принимал активное участие в освоении материала и формировал собственный опыт. Да и запоминать сложное проще не через наблюдение, а через действия.
Методология онлайн-обучения

Главное

Кто бы ни взял на себя разработку курса, основная цель выверенной методологии — найти лучшее решение для передачи знаний и навыков: правильно рассчитать нагрузку, адаптировать программу под разные категории учащихся, выбрать оптимальный способ проверки знаний и тех форматов, которые помогут успешно осваивать материал. А ещё не дадут заскучать и при этом не отпугнут сложностью.

И даже когда курс полностью готов, без методологии никак — продукт дорабатывают и улучшают. Например, изучают обратную связь, выбирают более эффективные подходы и работают над доходимостью.
Что ещё почитать о методологии в онлайн-обучении:
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?