Структура онлайн-курса

Эффективная структура онлайн-курсов: какой она должна быть?

Как обучать в системе и в логике.
Курс будет продуктивным, если не просто фокусироваться на продвижении, а понимать, как дальше обучать — на чём строить учебный процесс и что в него включать, на какие принципы опираться.

И стратегически важно, чтобы программа была логичной, систематизированной и соответствовала тем задачам, которые стоят перед конкретным обучающим процессом. Другими словами, работать со структурой курса. Какие элементы она включает и какие этапы важны для построения, разбираем в статье.

Содержание

Структура инфопродукта

Что такое структура онлайн-курса и почему она важна

  • Создавать и вести онлайн-курс без продуманной структуры — авантюра. Путь будет тернист, а результат почти наверняка непредсказуем.

    Когда обучение структурировано, студентам легче ориентироваться в теме, усваивать информацию в правильной последовательности, видеть преемственность разных этапов. А преподавателю легче обучать и проверять, насколько успешно учащиеся осваивают и усваивают материал.
Когда мы знакомимся с программой курса, наше сознание сразу выхватывает её основные ступени, модули, темы. И даже люди, которые обычно читают по диагонали, быстро поймут, что эти опорные точки — скелет, остов всего материала, который включает в себя программа. То есть заранее выстроенная последовательность блоков теории и практики. Это и есть структура онлайн-курса.
Не всякие знания — учебный материал. Даже если вы мегапрофи, аудитория может плавать в азах, и хаотичная подача информации перегрузит и запутает. А то и вовсе покажет, что курс не продуман, а эксперт в нём сам не ориентируется.

Важно конвертировать экспертность именно в обучающий контент, понимать связь и очерёдность блоков, подбирать под них оптимальные форматы онлайн-обучения. И в целом оценивать, как лучше строить связку теория-практика.

Например, возьмём онлайн-курс по изучению иностранного языка. Здесь не вариант перескакивать с темы на тему, и не учитывать логику освоения от простого к сложному. Фонетику ни к чему оставлять на потом — без знания транскрипции и постановки произношения вообще не прийти к речи и чтению.

Или курсы конструирования и пошива одежды.
Не получится приступить сразу к пошиву без освоения базы по конструированию и раскрою.
Что даёт продуманная структура онлайн-курса:
  • Организует процесс обучения
    Эксперт, двигаясь в заданной структуре как в системе координат, передаёт знания и навыки в понятной, заранее выбранной логике.
  • Создаёт последовательность и связь между темами и модулями
    В каждом блоке и каждой теме есть более мелкие элементы, которые наглядно видны ученикам как части целого. С таким разделением больше шансов донести информацию так, что ученики усвоят материал, смогут его поэтапно закреплять и в последствии применить на практике.
  • Направляет
    Обучаясь на курсе с понятной структурой, студенты видят важные этапы, свой прогресс и результат, для которого нужно пройти ключевые блоки. Они могут следить за выполненными заданиями, модулями и уровнями, как своими, так и других участников потока. А это отлично мотивирует учеников и в итоге влияет на доходимость курса.
  • Упрощает оценку и контроль
    Преподавателям тоже важно планомерно и поэтапно отслеживать выполнение домашек, оценивать успеваемость и давать обратную связь.
  • Экономит время
    Если онлайн-школа запускает не первый образовательный продукт, базовая структура уже есть и отработана на практике. Её можно взять за основу и доработать под конкретный продукт, но понимание общих принципов и особенностей уже есть.
Разработка структуры курса

Варианты разработки структуры онлайн-курса

Структурировать модель курса можно по-разному, основных подходов несколько:
Целое — Часть — Целое
  • Распространённый способ, хорошо работает на курсах, которые обучают прикладным навыкам. Возьмём для примера курс по декоративной вышивке. Сначала эксперт показывает готовую вышитую картину и рассказывает, что из себя представляет изделие и из каких этапов состояла работа. После этого разбирается каждый этап, от выбора идеи и материалов. Заключительная часть курса — ученики снова проходят теорию от, А до Я, но уже с другим пониманием механики.
Часть — Часть — Целое
Онлайн-курс собирают из обособленных модулей и с объединением в общий комплекс с пониманием алгоритма.
Курс для визажистов стартует с изучения материалов, инструментов, отдельных этапов работы и видов макияжа, а в финале идёт общий блок, который собирает всё изученное в комплекс знаний о разных типах и техниках макияжа.
От простого к сложному
Один из самых сложных, но интересных типов структуры. Трудность заданий растёт с каждым модулем, и ученику нужно использовать уже пройденный материал. По сути, каждый блок такого обучения внутри может быть организован как самостоятельный курс. Это частая структура курсов в IT, в обучающих продуктах в финансовой и юридической сфер.
Что входит в структуру онлайн-курса

Основные компоненты структуры онлайн-курса

Структура онлайн-курса обычно базируется на основных элементах: модули, уроки и задания. В том или ином порядке они дают нужную конфигурацию курса.
Наполнение курса напрямую зависит от целевой аудитории и тематики: например, курс для профессионалов уже будет состоять почти целиком из практических заданий, а для новичков — базироваться на теории.
Плюс обычно есть вводный и заключительный блоки, которые являются больше организационными, чем обучающими.

На стартовом занятии даём вводную информацию: расписание, каналы общения, сроки сдачи работ, формат взаимодействия с кураторами и, конечно, информацию о самом эксперте.

На заключительном — подводим итоги и собираем обратную связь. Заключительный цикл занятий — это ещё и возможность нативно продвигать следующие курсы из продуктовой линейки.
Учебный модуль
Учебный модуль — это структурированный информационный блок на конкретную тему или сферу применения навыка. Модули включают все ресурсы, упражнения и контент, который нужен для обучения. Каждый модуль работает как пазл в планировании онлайн-курса — сводит материал в единый комплекс. Если преемственности нет или нарушена очерёдность, то поставить цели на обучение и привести учеников к результату будет сложно.
Модули бывают:
  • для самостоятельного изучения — например, вебинары в записи, лекции или тесты. Аудитория проходит материал в удобном темпе;
  • для разбора с преподавателем — например, онлайн-вебинары и работа в группе. Плюсы — возможность задать вопросы и получить обратную связь;
  • интерактивные — например, викторины и квизы, геймификация. Хорошо работают на мотивацию и вовлечение, а заодно разбавляют не всегда занимательную теорию.
Разберём на примере курса «Учимся печь итальянскую пиццу». Всё обучение может состоять из модулей:
  • Продукты, оборудование и инвентарь
  • Пицца на тонком тесте
  • Пицца на дрожжевом тесте
  • Вегетарианская пицца

При этом каждый может содержать теорию, практику и домашку. Разрабатывая модули, важно не упускать из внимания форматы онлайн-обучения: синхронный или асинхронный, индивидуальный или групповой, с доступом в записи или без него.
Уроки
Уроки — локальные компоненты модуля.
Каждый урок передаёт конкретный навык: разобрать тему, пройти тест, выполнить задание, познакомиться с полезными ресурсами, изучить кейсы.
Например, модуль «Как приготовить пиццу на тонком тесте» может включать уроки:
— как выбрать правильные ингредиенты;
— итальянские секреты тонкого теста;
— какой выбрать соус и как его приготовить;
— какая начинка подойдёт для тонкого теста: три вида;
— как правильно выпекать, нюансы газовой и электрической духовки.

Уроки внутри модуля могут быть разными: онлайн или в записи, включать только лекцию или интерактив, игры, тесты и даже соревнования.
Домашние работы
Микрообучение, например, экспресс-марафоны, может обойтись без домашек, чего не скажешь о тренингах по прокачке навыков или образовательных программ, которые дают новую профессию.

Домашние задания в онлайн-школах часто ассоциируются с тестированием, но не уже давно ограничиваются им. Домашка — это способ проверить и закрепить информацию, а не ввести дополнительный элемент контроля. Задания будут выполнять охотнее, если они разнообразны и перекликаются с реальностью. Поэтому для разнообразия домашних заданий школы всё чаще делают упор на активность, креатив и подбор индивидуальных учебных треков.
Важный момент — для мотивации и объективности оценки любые задания должны проходить SMART-чекинг:
  • Specific — конкретные;
  • Measurable — измеримые;
  • Achievable — достижимые;
  • Relevant — значимые;
  • Time bound — с дедлайном.
Этапы создания структуры курса

Этапы создания структуры онлайн-курса

Этап 1 — определяемся с основной задачей
Продумываем, какие знания и навыки хотим передать в процессе обучения, какие смыслы донести и в чём ценность продукта — какие выгоды принесёт ученикам.
Этап 2 — изучаем целевую аудиторию
В идее онлайн-курса идём от реальных запросов аудитории. А чтобы понять, чему хотят учиться потенциальные студенты, с ними нужно общаться, — то есть изучать целевую аудиторию и её потребности.
  • если эксперт ведёт раскрученный блог с живыми подписчиками, анализируем контент — что вызвало больше реакций, на какие темы откликались.
    Можно устроить опрос, в идеале — провести серию кастдевов, глубинных интервью, которые помогут вытащить на поверхность потребности аудитории;
  • если своего блога нет или аудитория не очень активная, заглядываем к конкурентам. Про что пишут? Что спрашивают? Какие приёмы находят больший отклик?
  • смотрим тематические форумы и площадки.
    Ресурсы, на которых пользователи проявляются более искренне, чем лицом к лицу в комментариях под постами экспертов.
    Хотим создать курс на тему ЗОЖ и фитнеса? Изучаем сообщества худеющих и получим честные ответы: о чём на самом деле мечтают, что уже пробовали, почему не получалось?
  • идём в Яндекс.Вордстат.
    Изучаем количество запросов за месяц по нужной теме. Вордстат отлично подсказывает идеи и по структуре курса.
Этап 3 — собираем тезисно по ключевым поинтам точки пересечения того, чему можем научить с тем, что хотят ученики
Используем анализ целевой аудитории и выбираем самые горячие темы, это уже будем схематичная прорисовка структуры онлайн-курса.
Этап 4. Выстраиваем логическую последовательность элементов структуры
Составляем общий план. В зависимости от специфики и видения авторов, можно идти, от частного к общему, от простого к сложному, от теории к практике. Совершенно не обязательно придерживаться чьих-то подходов, может, вы опытным путём создадите собственную авторскую структуру, и она будет эффективнее готовых.
Критерии эффективной структуры обучения

Критерии эффективной структуры

Разработка структуры в любом из вариантов должна начинаться с определения цели — чему конкретно собираемся научить? — и заканчиваться чётким пошаговым планом — сколько времени уходит на теорию, практику и обсуждение/подведение итогов.

Эффективная структура обучающего продукта:
  • 1. Последовательная — модули идут по порядку, от базы к надстройке.
    Например, онлайн-курс «Java-разработка для новичков» начинается с основ языка Javascript и только потом переходит к массивам данных и программированию.
  • 2. Логичная — темы сгруппированы по более общим направлениям, у каждой структурной части есть цель и задача. Если модуль ЗОЖ-курса посвящён интервальному голоданию, не стоит в нём углубляться в сопутствующие тренировки или ПП-рецепты. Логичнее выделить эти темы в отдельные блоки.
  • 3. Подходящая по уровню сложности — велик соблазн привлечь как можно большую аудиторию, но это отражается на эффективности. Допустим, эксперт выпускает курс по ландшафтному дизайну без градации на опытных и новичков, и даёт на курсе всё, что знает сам. Но первым будет неинтересно, вторым — сложно.

Уровень и бэкграунд учеников нужно учитывать еще при разработке курса. И в продвижении подробно рассказывать, кому подойдёт. Как вариант, можно делать оценочное тестирование на старте, чтобы определить, подходит ли такой уровень сложности, особенно когда речь про повышение квалификации или узкую специализацию.

  • 4. Сбалансированная — сочетает в правильном объёме теорию и практику, и так же получение новых знаний и закрепление уже пройденного материала. Поэтапная отработка и практические задания на повторение лучше готовят к переходу к следующему разделу программы.
  • 5. Релевантная — онлайн-курс учит именно тому, что было заявлено как результат. Значит, структура образовательной программы должна идти чётко к цели.
Структура обучения и курса

Главное

Структура нужна не просто для плана — это основа программы и учебного процесса в целом. Она — навигатор для создателей и экспертов, и во многом — дорожная карта для учеников. Если в структуру заложены необходимые принципы, то каждый её элемент решает конкретную задачу и приближает ученика к достижению обещанного результата.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?