Как создать онлайн-курс: пошаговое руководство

Как создать онлайн-курс, который «зайдёт» аудитории

Главное о том, как сделать первый курс и выйти в плюс.
Какой онлайн-курс покажет отличные результаты на запуске? На что обратить особое внимание до, в процессе и после разработки обучающего продукта? Рассмотрим подходы, которые помогут сделать курс востребованным и прибыльным.

Содержание

Какой онлайн-курс создать? Выбор темы и особенности подготовки

Какой онлайн-курс создать: что учесть при подготовке

  • Выбор темы. Без попадания в запросы клиентов даже самый привлекательный по цене курс не будет работать. Отправная точка обучающего продукта — конкретные решения, которые закроют потребность ученика. Курс «Английский язык на 5» или «Английский для абитуриентов IT-профиля» — чувствуете разницу?
  • Выбор ниши. Востребованное обучение — актуальное. Важно детально изучить аудиторию, конкурентную среду и продумать — как выделиться, отстроиться от предложений конкурентов?

    Как выбрать нишу для онлайн-школы
  • Практика. Основной принцип — не рассказать, а научить. Люди приходят за утилитарным инструментом или навыком, чтобы уверенно применять полученную базу на практике. В курсе должны быть кейсы и факты, отработка реальных ситуаций, экспертный опыт. Обучаете работе с таблицами Google или учите вязать сумки из джута? Включите в курс отработку навыка с обязательной проверкой заданий — чем лучше ученики набьют руку, тем проще им получить ожидаемый результат.
  • Вовлеченность учащихся, их роль в образовательном процессе. Обучение с позиции диалога, активность учащихся, их прямое участие делают курс ориентированным на конкретных людей, которые проходят обучение. Это могут быть предложения тем для разбора на вебинаре, презентации практических работ, командное выполнение заданий и даже баттлы оппонентов.
  • Обратная связь. Люди ценят, когда их мнением интересуются, а не забывают сразу после продажи. Для школы обратная связь — самый простой и точный индикатор удовлетворенности курсом. Есть пожелания, готовы ли рекомендовать и прийти сами снова? Что нужно изменить, чтобы курс стал ещё лучше?
  • Разнообразие инструментов и форматов обучения. Вебинары, видеоуроки, тесты — ожидаемая программа. А если на курсе поток разделен на «кланы», которые набирают бонусные баллы? Если можно получать информацию от эксперта в удобном формате подкастов? А попробовать домашки в виде поста в соцсетях? Ученики будут только лояльнее, если однообразное обучение разбавить интересными приемами.
  • Личность эксперта. Круто, когда харизматичный эксперт вдохновляет, и ученики с нетерпением ждут следующего занятия. Как правило, это преподаватель, который приводит примеры из личного опыта, откровенно говорит о подводных камнях. Объясняет, почему курс построен таким образом, как это связано с применением на практике. Умеет зарядить на продуктивную работу, при этом не переигрывает с позитивом.
  • Постоянная работа над курсом. Совершенствовать продукт по мере развития — верный способ сделать его лучше. Статистика и аналитика, удачные приемы конкурентов и экспертное коммьюнити помогают усилить эффективные приемы и отказаться от неудачных. По мере накопления опыта и понимания механики курса делать это с каждым разом проще.
Как запустить онлайн-курс с нуля: чек-лист

Как запустить онлайн-курс с нуля

Как создать курс, чтобы повысить шансы на успех? Что необходимо на старте, с чем придется разбираться?
  • Знания и опыт в теме
    Браться за обучение без серьезной экспертизы — тупик. Есть риск не только провалить курс из-за слабого материала, но и заработать себе устойчивую негативную репутацию. Обучение со знанием не обязательно сложное или узкоспециализированное: можно учить базовым навыкам работы с компьютером, но делать это с интересом и пользой для целевой аудитории.
  • Аудитория и ситуация в сегменте рынка
    Кастдевы, конкурентный анализ и определение уникальности продукта нужны для оптимизации всех процессов на старте. Они помогут и с корректировкой в дальнейшем. Первоначальная идея может быть отправной точкой, но по-настоящему продуктивен курс, где есть акцент на реальные запросы здесь и сейчас.
  • Разработка концепции и методология
    Цель методиста — разработать программу курса, который будут проходить до конца и применять на практике. Какие форматы выбрать, как сгруппировать модули программы, и что они должны включать. Новички часто берут за основу схожие программы конкурентов с адаптацией под себя, а шлифуют уже в процессе. Важно определить цель, которая достигается с прохождением обучения. Что ученик получит на курсе? Научится редактировать фото, сможет работать на маркетплейсе, освоит копирайтинг?

    Методист в онлайн-обучении: когда нужен и за что отвечает
  • Юнит-экономика, ценовая стратегия
    Логично заранее просчитать ожидаемый средний чек, расходы и доходы мероприятия с поправкой на спрос. Чем детальнее просчитаны бюджеты, рентабельность и плановая доходность, тем меньше неприятных сюрпризов и лишних трат. В ценообразовании курса нужно учитывать не только свои амбиции, но и рынок: завышенные цены отсекают потенциальных покупателей, а демпинг может надолго оставить в минусе.

    Считаем экономику. Расходы, доходы, ценообразование в онлайн-обучении

    Сколько нужно денег, чтобы открыть онлайн-школу
  • Продвижение
    Курс есть, но о нём не знают. Тут включается маркетинг: сайт, прогревы, креативы и позиционирование — знакомство потенциальных учеников с продуктом. Сегодня масса возможностей рассказать о содержании и преимуществах нового курса: соцсети, бесплатные вебинары, рассылки, рекламные кампании, лид-магниты. Чем больше людей видит ваше предложение, тем больше шансов получить заявки.

    Маркетинг курсов для начинающих
На какой платформе создать онлайн-курс? Выбор площадки

На какой платформе создать онлайн-курс

В онлайне огромный выбор площадок для размещения и продажи курсов. Это LMS — системы управления обучением с автоматизацией и готовым набором инструментов. Некоторые школы используют программное обеспечение на собственном сайте, что зачастую дороже в производстве — нужно самостоятельно контролировать все процессы и визуал. Ещё один вариант — торговые площадки курсов: там уже есть аудитория, но и конкуренция выше.

Таким образом, самый доступный вариант — специализированная платформа для онлайн-курсов.

Создать онлайн-курс на платформе просто и удобно:
  • не нужно устанавливать дополнительные программы;
  • не тратится время и деньги на продающие сервисы сайта;
  • конструкторы помогают загрузить уроки и оперативно запустить обучение;
  • уже есть отлаженная механика и быстрая техподдержка.
При этом у каждой платформы для онлайн-обучения свои особенности: где-то можно разместить курс за час и сразу начать продавать, а где-то понадобится пройти целый курс, как пользоваться платформой.

Zenclass и GetCourse: сравниваем популярные платформы для онлайн-обучения

Серьёзные площадки включают исчерпывающий набор сервисов для полноценного обучения и продажи курсов. Практически у всех есть бесплатный тестовый период — можно попробовать несколько решений и выбрать платформу, которая соответствует вашим требованиям сейчас.

Как выбрать платформу для онлайн-школы: чек-лист
Что не стоит делать при запуске курса: советы от опытных онлайн-школ

Чего точно не стоит делать при запуске курса: 10 вредных идей

  • Генерировать обучение из общедоступной теории без экспертных знаний.
  • Не вникать в особенности целевой аудитории, полагаться лишь на собственные представления о том, каким должен быть курс.
  • Копировать программу и алгоритмы у конкурентов.
  • Пренебрегать методологией и планированием.
  • Записать все уроки до старта, не тестировать программу и запустить в продажу полноценный курс.
  • Стараться оторваться от конкурентов с помощью откровенного демпинга.
  • Ничего не править, игнорировать обратную связь и ни на шаг не отклоняться от первой идеи курса.
  • Изначально вкладываться в дорогой продакшн и большую команду с риском слить бюджет на неудачный запуск.
  • Делегировать продюсеру всю ответственность, ограничившись идеей и экспертизой.
  • Пользоваться одним каналом трафика, отсекая спрос из разных маркетинговых источников.
Как создать первый онлайн-курс, чтобы аудитории «зашло»

Как создать свой первый курс и не разочаровать: опыт онлайн-школ

Руководитель форума «Педагоги России»
Вероника Пиджакова

«Про онлайн-курсы важно понимать, что просто в видео нет ничего от обучения, нужна практика. И главная сложность — определиться, учебник у тебя или реальный продукт, который тащит людей до результата».

Никита Павлов
Cооснователь и технический директор Образовательной платформы Ланы Павловой

«Делайте курсы в первую очередь не для того, чтобы заработать лёгкие деньги, а потому что вы в чём-то хорошо разбираетесь и искренне хотите научить других людей полезному».

Владелица онлайн-школы пэчворка и квилтинга JuliDo
Юлия Доценко

«Хорошо, когда у школы есть лицо и идейный вдохновитель. Не робот, а живой человек, которому можно позвонить, увидеть в соцсетях. Не нужно быть недоступным президентом, к которому не прорваться через кольцо охраны. Будьте ближе к студентам, и их будет больше. Важно в трудный момент поговорить: не бойся, мы все через это прошли, когда ты это преодолеешь — станет легче».

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?