Мастер-класс онлайн
Понятно о практических занятиях с экспертом: организация, продвижение и нюансы проведения.

Как провести свой мастер-класс онлайн

Почему мастер-класс — такой популярный формат обучающего процесса? Он наглядно показывает экспертность спикера и сокращает дистанцию с потенциальными клиентами. А ещё это эффективный маркетинговый инструмент, который помогает привлекать целевую аудиторию и мотивировать участников на покупку более дорогих образовательных продуктов.

Расскажем, как организовать и провести мастер-класс онлайн и чем он отличается от своего родственника в офлайне.

Содержание

Мастер-класс как сделать

Что такое мастер-класс

Мастер-класс — это интерактивный метод обучения, когда на занятии участники перенимают опыт эксперта и отрабатывают навыки на практике. Обычно мастер-класс рассчитан на то, что ученик по его завершении научился конкретному действию и может это повторить, применить сам. Смонтировать видеоролик, изготовить мягкую игрушку, работать в программе.

Формат взял лучшее от тематических конференций и вебинаров: эксперт общается с учениками в реальном времени, отвечает на вопросы, делится рабочими инструментами, авторскими техниками, лайфхаками и учит их применять.

У каждого эксперта свои представления о проведении мастер-классов, но чаще всего занятие включает в себя:
  • теоретический блок;
  • пошаговые инструкции по технике выполнения;
  • демонстрацию процесса, который осваивают на мастер-классе;
  • практический блок: участники повторяют то, что демонстрировал эксперт.
мастер-класс удалённо

Чем отличаются мастер-классы онлайн?

Главное отличие дистанционного мастер-класса от «офлайнового» — участники приходят на занятие виртуально.

У формата есть свои особенности и преимущества для обеих сторон:
  • На онлайн-мероприятие можно собрать больше желающих, не ограничиваясь географией участников.
  • На мастер-класс онлайн проще попасть и эксперту, и ученикам. Стоит только подключиться. А если ученик опоздал или отвлёкся, можно позже посмотреть запись.
  • Онлайн-образование всё больше подстраивается под занятых людей — зачастую эксперту и ученикам удобнее выделить время на участие в одном или нескольких эфирах, чем встраивать в свой график 8 часов непрерывного «живого» практикума.

А ещё организаторам не нужно думать о транспортировке демонстрационных материалов и оборудования — эфир проходит там, где удобно, без расходов на аренду и оснащение учебного класса.

Есть мнение, что мастер-классы работают только в прикладном обучении, например, у мастеров маникюра или во всех вариациях рукодельных и кулинарных онлайн-курсов. То есть в тех нишах, где нужно делать что-то руками, а в финале все уйдут с готовым изделием.
Но мастер-классы встроятся в продуктовую линейку большинства онлайн-школ — даже тех, где результат работы нельзя потрогать.

Примеры прикладных мастер-классов

В онлайне можно организовать мастер-класс по написанию скетчей для стендапа, созданию музыкальных произведений, поиску бюджетных отелей на туристических агрегаторах или успешному прохождению собеседований. Главное — участник должен получить опыт от тех, кто проводит, и научиться тому, что обещали.

Примеры совсем других мастер-классов: без изготовления каких-либо изделий вручную

как продвигать мастер-класс

Целевая аудитория и продвижение мастер-класса

Мастер-класс может быть как отдельным продуктом, так и частью программы полноценного курса. Зачастую этот интерактив служит приглашением в основную воронку продаж и его главная задача — сформировать интерес, мотивировать участников пойти дальше в обучение.

Каким должен быть подготовительный этап, чтобы мастер-класс зашёл аудитории и вызвал желание учиться дальше? Разберём пошагово:
Определить целевую аудиторию мастер-класса и собрать детальный портрет участника:
  • пол, возраст, семейное положение, социальный статус и средний доход;
  • какие интернет-площадки посещает и чем интересуется;
  • чему хочет научиться и какие проблемы поможет ему решить мастер-класс;
  • какие факторы влияют на покупку — эмоции, логика, цена, ценность курса или харизма спикера;
  • сколько готов выделить на мастер-класс времени и денег, если тот платный.

Плохой вариант — полагаться только на свои представления или спросить по-быстренькому только близкий круг, который может быть очень далёк от целевой аудитории.

Когда школа или эксперт развивают блог, ответы можно найти в комментариях и социальных сетях подписчиков. Если базы потенциальных учеников ещё нет, стоит погрузиться в тематические форумы, сообщества, в идеале провести глубинные интервью — кастдевы.
Если это не уникальный чудо-лайфхак, которого ждут и просят со всех сторон, участники сами по себе не ринутся записываться — им надо рассказать, ради чего стоит приходить.
Когда уже знаете будущего участника «в лицо», пора переходить к продвижению мастер-класса. Подключаем продвижение в интернете, используя разные каналы привлечения и площадки, где есть потенциальные ученики.
  • Социальные сети и телеграм-каналы
    Если у онлайн-курса или эксперта раскрученный блог с лояльной аудиторией, можно поначалу ограничиться им и минимизировать расходы на рекламу. Даже у некоторых крупных школ большинство клиентов приходят через сообщество, канал или на личный бренд эксперта.

    Можно запустить серию прогревающих публикаций, анонсировать мастер-класс, а после его проведения поделиться обратной связью с подписчиками.
  • Реклама
    Таргетированная реклама
    Найдёт будущего ученика в соцсети и покажет рекламное сообщение. Эффективность таргета напрямую зависит от настроенных параметров, поэтому так важно важно не ошибиться с аудиторией, на которую пойдёт реклама.

    Контекстная реклама
    Реклама в поисковых сетях, которая подбирается под интересы пользователя и открывается под запрос в виде ссылок на сайт или в баннерах. Например, стоит пару раз полюбопытствовать, как сделать идеальные эклеры, и они ещё долго будут приветствовать в любой точке интернета.
Цель рекламы — не просто сообщить потенциальному покупателю о мастер-классе, но и проводить его на ресурс с формой регистрации участников.
Это могут быть:
  • сайт онлайн-школы;
  • лендинг мероприятия;
  • страница в соцсетях.
Когда доступ к мастер-классу платный, а желающих много, лучше автоматизировать приём платежей. Если оплаты обрабатывать вручную, уйдёт много времени на учёт поступлений и переписку с потенциальными участниками.

Мастер-класс иногда продвигают уже в записи, и тогда это чаще всего ролик на YouTube или ссылка на эфир в сообществе. А где проводить мастер-класс в режиме реального времени? Это могут быть сервисы видеоконференций или специализированные обучающие платформы. Например, на Zenclass есть собственное решение для организации онлайн-мероприятий: удобно проводить мастер-классы, вебинары и онлайн-занятия.
как провести мастер-класс

Этапы проведения мастер-класса

Первый этап — организация
Из каких действий состоит этап:
  • Выбрать тему и разделить её на конкретные задачи, которые актуальны и посильны для целевой аудитории.
  • Определить формат под специфику и аудиторию мастер-класса:
  • Практическое занятие, когда слушатели повторяют действия эксперта пошагово и получают готовый продукт. Например, рисунок акварелью или текст цепочки писем для продающей рассылки;
  • Имитационное занятие — когда ведущий имитирует ход какой-то ситуации, показывает, как правильно выполнять упражнение и разбирает его с участниками. Технику имитационных игр часто используют на бизнес-тренингах или в корпоративных программах, инструктажах.
  • Лекция с демонстрацией процесса и пошаговым закреплением. Пока ученики смотрят видео, эксперт создаёт своего рода активную инструкцию: комментирует происходящее, делает паузы, обращает внимание на ключевые моменты, задаёт наводящие вопросы и помогает разобраться в особенностях.
  • Подготовить обучающий контент: прописать и структурировать блоки, вывести чёткие формулировки и наглядные презентации. Особенно, если материал предназначен для новичков.

Что в мастер-классе впечатлит участников? Чем готов делиться эксперт и чем он запомнится? Собственный уникальный опыт, помощь в освоении полезного навыка, и при этом простое и доступное изложение — таким должен быть мастер-класс, чтобы участники хотели приходить к эксперту снова.

  • Определить время проведения и продумать тайминг блоков.
Классически удобным временем для проведения мастер-класса считается вечер будней и выходные. Но всё равно решает аудитория: если это неработающие мамы, чьи дети уже пошли в сад, — идеальным временем станут будни, примерно с 9 до 16.
Второй этап — техническая подготовка и оборудование
На этом этапе не бывает мелочей. Выбранный сервис, качество звука, внешний вид демо-образцов, оборудование рабочего места и даже то, как эксперт выглядит в кадре, — каждый нюанс может повлиять на отношение к мероприятию. Если эксперт постоянно «пропадает с радаров» и уходит искать что-то, что запросто могло бы быть под рукой, это отвлекает и портит впечатление.

Даже самый полезный мастер-класс можно сорвать из-за обидной накладки с оборудованием. Перед началом мастер-класса критически важно проверить устойчивость интернет-подключения и работу техники: свет, камера, микрофон.

Если ещё нет опыта проведения мастер-классов, советуем организовать пробный эфир «только для своих». Репетиция придаст уверенности и поможет оценить техническую готовность: настроить свет и звук, оценить ракурс и композицию кадра, понять, не нужна ли дополнительная камера или лампа.

Третий этап — проведение мастер-класса
Можно представить себе занятие в виде небольшого плана или сценария, чтобы использовать его как опорный конспект мастер-класса. Так проще идти последовательно и ничего не упустить из внимания.
Например, план может быть таким:
  • Приветствуем участников в начале занятия, коротко рассказываем о себе, выстраиваем первый контакт. Следим за дикцией, мимикой и жестикуляцией.
  • Выясняем в общении, что именно участники ждут от мастер-класса, с чем пришли и что уже умеют, оцениваем уровень участников и спектр запросов. Презентуем тему и тот навык, который участники получат сегодня на мастер-классе.
  • Знакомим с тем, как будет проходить занятие, проговариваем оргмоменты. Показываем дорожную карту мастер-класса.
  • Идём по запланированным пунктам. Не перескакиваем с темы на тему, не забываем проговаривать каждый отдельный блок и делать акцент на закреплении каждого шага. Обязательно следить за временем и спрашивать, как видно и слышно всем участникам.
  • Завершаем встречу:
  • подчёркиваем, что смогли сделать и чему научиться;
  • узнаём, какие есть вопросы и пожелания, комментируем их;
  • благодарим и ещё раз обращаем внимание на контакты, способы купить другие обучающие продукты или оставить отзыв.
  • Записываем эфир, а ссылку с записью отправляем участникам на почту и используем как лид-магнит для следующих потоков.
Четвертый этап — анализ и подведение итогов
Когда мастер-класс закончился, собираем обратную связь. Проще всего попросить поделиться впечатлением в чате или оставить комментарий в соцсети. А ещё можно предложить заполнить онлайн-анкету сразу после эфира, пока участники не переключились и не потеряли интерес.

Изучаем фидбек. Что понравилось, а чего не хватило? Что стоит улучшить или, наоборот, подчеркнуть как преимущество? Например, эфир был посвящён мобильной фотосъёмке, но оказалось, что многих интересует обработка и монтаж коротких видео. Берём «на карандаш». Важно ни в коем случае не игнорировать отклики и благодарить всех, кто поделился впечатлениями.

Совет: дайте себе остыть и отложите просмотр обратной связи хотя бы на несколько часов. Перерыв сработает как страховка от переживаний, которые и так твердят, что «Всё нужно было сделать не так!».

Свой мастер-класс в интернете

Важно

Не пытайтесь уместить в двухчасовой мастер-класс всю свою экспертность. Гораздо важнее дать то, что заявлено в анонсе мероприятия. Если нет вопросов к организации, а объясняли всё понятно и уделяли внимание всем участникам, то это сработает лучше, чем попытка придать себе вес за счёт большого объёма информации.

Примите как факт, что технические и организационные моменты могут занять больше сил и времени, чем предполагалось. К эфиру нужно готовиться, а оборудование проверять заранее, чтобы избежать досадных накладок. Пользуйтесь проверенными инструментами и по возможности автоматизируйте процессы.

Давайте не просто готовые инструкции, а чуть больше ценной информации, чем рассчитывает аудитория. Это могут быть дополнительные подарки, чек-листы и полезные советы.

Мастер-класс — это не театр одного актёра, даже если если его проводит мега-эксперт. Выстраивайте доверительное общение с участниками, спрашивайте о трудностях и обязательно хвалите за успехи.

Общение с участниками во время занятия и обратная связь после него — отличная база для инсайтов и понимания, как доработать обучение, сделать его лучше. Чтобы в итоге было больше желающих участвовать в мастер классе и идти с экспертом дальше.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?