Тренды онлайн-образования
Что актуально прямо сейчас.

Тренды онлайн-образования 2023

Тренды онлайн-образования отражают тенденции в развитии обучения в целом. Будущие студенты стали более требовательны — уже недостаточно записать серию видеоуроков с заданиями. Да и экономические реалии не обошли EdTech стороной: спрос меняется в сторону прикладной пользы, а для продвижения нередко приходится осваивать альтернативные площадки и пересматривать стратегию. Поговорим о современных подходах к организации образования: какие онлайн-курсы востребованы и отвечают сегодняшним запросам аудитории.

Содержание

Онлайн-ниши

Какие ниши будут востребованы в онлайн-обучении

Переподготовка кадров и повышение квалификации — актуальное направление в разных нишах. Сегмент ДПО в 2022 году показывал наиболее активную динамику и занимает самую устойчивую позицию в EdTech. По мнению экспертов в 2023—2024 гг. рост этого сегмента будет продолжаться несмотря на прогнозы о возможном общем экономическом спаде в стране.
НИУ ВШЭ и Сбер назвали самые востребованные профессии 2023−2024 годов.

Наиболее перспективны 12 сфер:
  • ИТ
  • кибербезопасность
  • финансы
  • дизайн
  • логистика
  • здравоохранение
  • урбанистика
  • маркетинг
  • юриспруденция
  • менеджмент в сфере досуга
  • agile: специалисты по гибкой разработке программного обеспечения
  • ESG – «зеленая экономика»
Помимо дополнительного образования и поиска новых источников дохода, людей интересуют здоровье, психология и хобби.

Тренды онлайн-обучения

Тренды в онлайн-обучении: подходы, инструменты, форматы

  • Непрерывное обучение
    Стремление учиться в любом возрасте — это уже само по себе тренд: постоянное саморазвитие ценно и престижно.

Получить образование один раз и оставаться всю жизнь востребованным специалистом уже не получится — слишком динамично развивается среда. Если своевременно не апгрейдить знания и навыки, можно выпасть из рынка.

Отсюда актуальность непрерывного образования, в том числе ДПО — на курсы повышения квалификации или переподготовки приходит опытный специалист, чтобы прокачать навыки и расти дальше.
  • Асинхронное обучение
    Заранее записанное обучение — альтернатива привычному общению с преподавателем в режиме реального времени:
    — даёт свободу от расписания и географии;
    — позволяет выбирать порядок изучения материалов и темп обучения;
    — помогает учиться тем, кому трудно это делать в группе.
  • Гибридное обучение
    Это комбо теории и практики — сочетает очное обучение и онлайн-формат. Гибрид применим не везде — у школы должны быть и офлайн-пространство, и техническая возможность учить удалённо. Если такая база есть, то часть занятий, — например практические мастер-классы, можно проводить очно, при этом ученик вправе выбирать способ участия.
Больше о реалиях гибридного формата — в исследовании ВШЭ и «Росатом»: Мировые тренды образования в российском контексте — 2023.
  • Наставничество
    Формат онлайн-обучения под конкретный запрос. В отличие от групповых курсов, наставничество подразумевает проработку персональных потребностей и достижение конкретной цели. Наставник может вносить актуальные корректировки непосредственно в процессе обучения.

    Для ученика плюс в узкой специализации, решении точечных запросов, экономии времени и плотной работе с наставником.
    Для онлайн-школы — это премиальный и маржинальный продукт, который привлекает аудиторию с более высоким уровнем дохода и мотивации.
  • Микрообучение
    Люди хотят сменить профессию или научиться чему-то новому быстро, чтобы вложения начали окупаться в ближайшее время. Весь ритм сегодняшней жизни задаёт тренд на оперативность. Актуальные онлайн-курсы делают упор на короткие модули.

    Разбить длинный видеокурс на кусочки — это ещё не микрообучение. Каждый урок объясняет что-то конкретное и формирует один навык. Принцип в повторении и усложнении маленьких порций информации.

    Здорово, если можно выбрать удобный формат: предлагаем на усмотрение ученика посмотреть, прочитать или прослушать урок.
  • Обучение в соцсетях
    Социальные сети сегодня — ежедневная «среда обитания» для пользователей. Это одновременно источник информации и площадка для коммуникаций, в том числе в контексте обучения. Блогеры активно используют соцсети для марафонов и курсов, стирают грань между досугом и работой и выходят за рамки привычных форматов обучения.

    Плюсы такого подхода:
    — обучение доступно и удобно для молодой аудитории;
    — привлекает трафик и строит активное сообщество, из которого вырастают амбассадоры бренда;
    — снимает страх, что учиться — слишком сложно и скучно.

    Есть нюанс: ученикам требуется больше самодисциплины и мотивации, чтобы не отвлекаться на развлекательный контент в той же соцсети. Тут особенно важно не оставлять учащихся один на один с учёбой. Нужно подстёгивать интерес, давать поддерживающую обратную связь и стимулировать стремление дойти до финиша.
  • Адаптивное обучение
    Технология адаптивного обучения учитывает особенности каждого ученика. Преподаватель общается с малыми группами или одним учеником, помогает и подстраивается под уровень знаний, особенности и целевые запросы.

В адаптивном подходе учитываются и личные особенности. Кому-то нужно делать паузы в изучении материала и систематизировать теорию, а кому-то необходимо собственное пространство, консультация или чей-то пример.

Адаптивные технологии дают онлайн-школе конкурентное преимущество — тот самый индивидуальный подход, которого часто не хватает в массовых курсах.
  • Эдьютейнмент и геймификация в образовании
    Игровые механики и эдьютейнмент (применение развлекательного компонента в обучении) мотивируют, расслабляют учеников, поддерживают дружелюбную атмосферу и помогают легче пройти этапы программы, и самое ценное — безопасно выработать первый опыт. Так они повышают лояльность к онлайн-школе, а в перспективе и шансы на дополнительные продажи.

Есть опасность в погоне за трендом перестараться с игровым и развлекательным контентом. Сначала убеждаемся, что это интересно и нужно аудитории, а потом внедряем. Иначе можно получить саботирование и негатив учеников.

  • VR- и AR-технологии в образовании
    Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность упрощают восприятие сложных материалов и стимулируют запоминание. С ними легче добиться наглядности и реалистичности.

Совершить виртуальную экскурсию в музей дизайна или оказаться в другой языковой среде куда интереснее, чем смотреть видеоролик или, уж тем более, читать методичку на эту тему.

Применять виртуальную реальность технически непросто, поэтому позволить себе такое обучение могут школы с весомым бюджетом. А вот с дополненной реальностью справляются и приложения в смартфоне. Это модели, карты, объекты, которые можно подвигать, покрутить и даже примерить. Технологии особенно выручают, когда у ученика нет прямого доступа к инструментам или изучаемой среде.
  • Образовательные сообщества
    Поддержка и общение — тренд на ближайшие годы. Поэтому так ценно прохождение обучения в комьюнити единомышленников. В сообществе ищут ответы на вопросы, обмениваются мнениями, выстраивают профессиональные связи и даже находят друзей. Важно закладывать этот подход на этапе разработки курса, учитывать общение как с одногруппниками, так и с кураторами.

Ученики могут начать знакомиться и общаться в чате ещё до начала обучения, и поддерживать общение после выпуска, трансформировать связи в профессиональное сообщество.

Причем, совсем не показательно, что активна лишь часть участников того же чата, а кто-то ни разу в него не напишет: большинство учеников остаются «в тени», но регулярно читают все рекомендации и дискуссии.
  • Упор на практику и помощь с трудоустройством
    Студентам нужна не просто база знаний. Им важно изучать и нарабатывать кейсы, получать чёткое представление о профессии, возможно, окупить затраты на обучение.

    Стажировка после курса или работа над групповым проектом добавляет баллов в копилку успешных кейсов, работает на имидж и узнаваемость школы. Выполнение поэтапных домашних заданий может вылиться в тестовый проект, который отражает запросы реальных работодателей.

Отдельный плюс — если из обучения студент выходит с готовыми кейсами и примерами работ. Ещё круче, если он может прийти со своим проектом и довести его до ума в процессе обучения.

Крупные онлайн-школы организуют центры трудоустройства, помогают ученикам получить первых клиентов и сменить работу после успешного окончания обучения.

Можно начать с малого:
— научить составлять резюме и портфолио;
— подготовить к собеседованию, провести мини-тренинги по общению с первыми заказчиками или работодателями;
— составить список актуальных ресурсов с вакансиями.

Чем больше выпускников находит работу по новой специальности или достигает другой цели, тем ощутимее результативность курсов. Поэтому так полезны коллаборации с потенциальными заказчиками:
клиенты получают исполнителей с нужным уровнем подготовки по невысоким расценкам;
— ученики сразу применяют знания, зарабатывают опыт и деньги;
— онлайн-школа выполняет обещания — даёт необходимое для старта. Например, в новой профессии.
  • Soft-skills
    Мягкие или гибкие навыки. Они не относятся к конкретной сфере или профессии, но без них сложно выстраивать деловые связи или адаптироваться к новой деятельности. Поэтому тренд на формирование софт-скиллз только укрепляется.

    Работа с мягкими навыками — долговременная инвестиция в себя. Выступить на большую аудиторию, работать в команде, вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации или совершать холодные звонки — тоже софт-скиллз. Такому можно и нужно учить — в рамках полноценного курса или отдельных уроков.
Тренды EdTech не универсальны. Важно учитывать и общие принципы:

Доверие. Люди стали больше учиться в онлайне, потому что поверили — такое обучение тоже может быть качественным. Задача школы — не подорвать доверие и выполнить заявленные обязательства.

Баланс. В образовательном процессе — между теорией и практикой, сложностью материала и уровнем подготовки учеников, обучением «за ручку» и самостоятельной работой.
В обучении как бизнесе — получить прибыль и дать клиенту обещанное решение.

Система. Любое нововведение, которое внедряется в онлайн-курс, нужно рассматривать как элемент всей экосистемы школы. Что даст новый формат обучения? Как отреагируют студенты или преподаватели? Оправданы ли эти изменения и как они скажутся на качестве обучения — лучше взвесить за и против.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?