Сторителлинг в образовании
Зачем рассказывать истории, когда учишь.

Сторителлинг в образовании

В детстве через интересные истории мы знакомимся с окружающим миром, развиваем воображение и учимся строить логические связи. Но увлекать сюжетом и объяснять что-то на примере жизненных ситуаций можно людям в любом возрасте. В этой статье разберём, что такое сторителлинг, каким он бывает и чем полезен в онлайн-образовании.

Содержание

Сторителлинг что это

Что такое сторителлинг

Сторителлинг помогает рассказать о продукте через историю. Этот инструмент позволяет нативно интегрировать товар в текст или ролик, донести до аудитории ценности бренда глубже и мягче, чем через «классический» продающий материал.
А ещё через сторителлинг можно заинтриговать, расположить к себе, получить эмоциональный отклик и да, научить: объяснить тему, закрепить материал или проверить, как ученики его усвоили.
Есть стереотип, что сторителлинг — исключительно фишка соцсетей. На самом деле, жанр историй можно использовать в постах и сторис, email-рассылках, статьях, заметках в блоге, лекциях, презентациях и других видах контента.

Приёмы сторителлинга работают практически во всех нишах: истории со смыслом рассказывают психологи, йоги и копирайтеры.

Для сценария в формате сторителлинга нужны:
  • Герой — персонаж, который ассоциируется с тематикой истории. Это может быть блогер или амбассадор, первое лицо компании, эксперт, артист, рисованный персонаж. Также можно использовать общий портрет целевой аудитории. А ещё лучше — пример конкретного человека, в котором потенциальный клиент узнает себя.
  • Сюжет. Важно, чтобы в него нативно интегрировался продукт или нужная тема, если эта история обучает.
  • Цель. События, которые происходят с героем, должны плавно подводить к маркетинговой или учебной цели — показать, что изменилось в ходе событий, что на это повлияло и какой вывод следует.
  • Алгоритм. Рассказать всё за один раз или разбить на сериал, вести прогревающую историю, рассказать две полярные ситуации или сделать короткую зарисовку — выбор за автором.
Сторителлинг польза в обучении

Как сторителлинг помогает в обучении

Сторителлинг в образовании используется как для продвижения, так и для достижения результатов непосредственно в обучении: заинтересовать и мотивировать, погрузить в тему и материал, улучшить усвоение информации, а значит, повысить доходимость и результативность курсов.
Чем хорош сторителлинг в онлайн-обучении:
  • Позволяет вовлекать студентов в учебный процесс.
    Кто-то может сказать, что взрослым студентам нужна не форма, а сама фактура. Но если не только давать информацию, а создавать истории, учебный процесс станет живее, материал лучше усвоится и запомнится.
  • Помогает удерживать внимание учеников.
    Люди любят слушать увлекательные истории. Более того — всегда любопытно узнать, чем закончится интересный рассказ. И через внимание, сами того не замечая, студенты стремятся пройти за героем как можно ближе к развязке.
  • Облекает сложный материал в более простую форму.
    Необычная подача добавит шансов на то, что материал усвоят лучше. Поэтому правила и термины в образовательном прогрессе часто упаковывают в песни, видеоролики, считалочки. Это особенно актуально и эффективно в обучении детей. За развлекательной формой проще узнавать новое и формировать ассоциации.
Виды сторителлинга в обучении

Каким может быть сторителлинг

В обучении выделяют классический и активный сторителлинг.

Представьте, что преподаватель иностранного языка рассказывает о случае, который произошёл с его другом в путешествии. В парижском ресторане тот заказал блюдо из рекомендаций шеф-повара наугад, а это оказались улитки, которые он терпеть не может. Вероятнее всего, так ученики точно запомнят французское слово escargot — оно будет напрямую ассоциироваться с этой историей.
Спикер делится ситуацией из жизни или маскирует придуманную историю под реальную — это пример классического сторителлинга. В активном варианте участники онлайн-обучения принимают участие в сторителлинге.
Эксперт собирает «рыбу»: задаёт цели и задачи, выявляет проблематику и описывает основные события. А слушатели помогают с сюжетом, детализацией, развязкой и создают историю совместно с её автором.
Сторителлинг — не обязательно текст. Можно и нужно включать визуальное повествование: комиксы, фотографии, скриншоты, иллюстрации.
Сторителлинг для онлайн-школы

Зачем онлайн-школе использовать сторителлинг

Кто-то может задать вопрос: «Зачем вообще нужен этот сторителлинг? Ведь и без него образование хорошо справлялось. Мы же взрослые люди, нам нужны не сказки, а толковый материал».

А нужен он вот зачем:
Онлайн-курс со сторителлингом — это крючок, которым можно увлечь потенциального клиента. Особенно, когда человеку важно, чтобы учиться было не скучно. Плюс многим хочется видеть, что это обучение — про них. Про близкие жизненные ситуации, стимул что-то изменить, даже мысли, узнаваемые в похожих случаях.
Например, бухгалтер рассказывает на вебинаре, как её достало стоять каждый день в пробках, как она однажды сорвалась в очередной такой вечер от усталости и решилась на переход в онлайн, как искала оптимальный вариант и как теперь ценит работу из дома. И с этой историей часть аудитории сделала тот же вывод: «А я-то долго ещё буду стоять в пробке?! Я теперь знаю, что можно перестроить формат работы и станет только лучше».
  • Вызывает эмоции, а значит акцентирует внимание и побуждает сделать вывод
Онлайн-программа, построенная на сторителлинге, поможет человеку не только освоить материал, но и перенести его на свой личный опыт. Раскрывая нативно тему в формате истории, эксперт вызывает реакцию. Ученики начинают переживать за героев, проявляют эмпатию или любопытство, ищут решения.
Эмоциональный рассказ точно запомнится и останется в голове. Это не про «послушать и пойти дальше по своим делам», а про вдохновение и желание выстроить план действий.
  • Помогает запомнить информацию.
Здесь важно: студент запоминает не правило или определение, а ситуацию, вокруг которой выстроена история.
По мнению профессора Стэнфордской высшей школы бизнеса Дженнифер Аакер, люди в 22 раза чаще запоминают информацию через истории, чем в виде голых фактов.

Это можно сравнить с обучением по кейсам — то есть разбор реальных рабочих ситуаций. Случаи из практики запоминаются лучше теории. А приёмы сторителлинга превращают онлайн-курс в увлекательный кейс. Способность рассказывать истории — отличный навык для преподавателя. Особенно удачно вписывать истории в обучение детей, чтобы через сюжет удерживать внимание и мотивацию к учёбе.
Сторителлинг в онлайн-обучении советы

Как создавать истории для онлайн-курса: советы

Какие принципы сторителлинга стоит знать? Как создавать истории так, чтобы коснуться сердца своего клиента?

Будет полезно почитать популярные книги о создании классных историй:
  • Роберт Макки «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире»
  • Кармин Галло «Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории»
  • Дональд Миллер «Метод StoryBrand»
А ещё пригодятся советы:
  • Продумайте героя истории
Первый шаг к успеху — близкий клиенту персонаж. При этом не обязательно, чтобы он соответствовал портрету самой целевой аудитории. Герой может быть и полной противоположностью клиента.
Например, онлайн-школа предлагает курсы для менеджеров. Тогда в сторителлинге можно использовать образ сотрудника-катастрофы.

Чтобы за персонажем было интересно следить, ему нужен характер. Чтобы он не был плоским, наделите его привычками, уникальными чертами. Неплохо также добавить мысли вслух — те самые пунктики, в которых ученики будут узнавать свои эмоции.
  • Создайте сюжетную линию
У действующего лица сторителлинга должна быть цель, к которой он идёт на протяжении всего онлайн-курса. При этом важно, чтобы цель была релевантна задачам программы.
В кульминации истории с героем происходит метаморфоза. Персонаж должен преодолеть себя, чтобы получить результат.
  • Опишите конфликт
Если нет конфликта, нет и истории. Поэтому продумайте препятствия на пути героя: другой персонаж, с которым пройдёт конфликт у главного действующего лица, внешние обстоятельства, личные недостатки или неудачные шаги на пути.
Ошибки и сомнения тоже отлично работают как зеркало, потому что находят отклик у слушателей. А здесь мы предлагаем и проблему, и её решение.
  • Синхронизируйте цели курса и историю
Частая ошибка в составлении онлайн-программы в формате сторителлинга — непродуманная интеграция истории с учебным материалом. Получается, что программа сама по себе, а сторителлинг выступает приманкой, но не выполняет образовательной функции.
Важно, чтобы сторителлинг был методом достижения образовательной цели, а не историей ради истории.
  • Экспериментируйте с техниками
  • Мономиф — привычный нам путь героя и последовательное изложение того, что с ним происходит;
  • Лепестки — объединение нескольких ситуаций вокруг главной идеи;
  • Sparklines — контрастное сравнение ДО/ПОСЛЕ или КАК ЕСТЬ/ КАК МОГЛО БЫ БЫТЬ.
  • Реверс — история начинается с развязки, кульминации сюжета, а уже потом раскрывается цепочка событий, которые привели к такому финалу;
  • Рамка — отдельные истории встроены в одну, которая их объединяет.
И главное — помните, что сторителлинг хорош, когда вызывает реакцию, без неё история превращается в набор информации.
Сторителлинг на курсах

Заключение

Конечно, сторителлинг — это не необходимость, и курс может прекрасно существовать и без него. Но это возможность помочь учиться с интересом и комфортом, больше вовлекаться и добиваться результата.
Разноформатное обучение позволяет лучше усваивать материал, привлекать к нему больше интереса. А это способствует тому, чтобы ученики проходили программу до конца и в итоге оставались довольны курсом — почему бы не воспользоваться таким классным инструментом?
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?