страхи в обучении

Страхи в обучении: откуда берутся и что с этим делать

Почему учёбы боятся даже взрослые и как с этим справиться при разработке курса.
Казалось бы, что страшного в том, чтобы пойти учиться? Это же не бизнес запускать и не гарантировать выполнение годового плана компании. А в детстве вообще все учатся, и ничего. Но почему же тогда возникает волнение, а у многих реальный страх перед обучением? Почему даже во взрослом возрасте есть переживания, которые мешают осваивать новое?

Поговорим о страхах, которые сопровождают учёбу: почему они появляются, чего ученики боятся чаще всего и как адаптировать учебный процесс, чтобы все чувствовали себя комфортнее.

Содержание

страх и фобия

Что такое страх и фобия

Страх — это цепная реакция в головном мозге человека. Она начинается из-за определённого триггера — внешнего раздражителя, индивидуального для каждого человека. Это могут быть высота, темнота, громкий звук, незнакомый человек в тёмном переулке или что-то другое — рациональное и не очень.

Как только мы чего-то боимся, в мозге возникает сигнал опасности — стрессовый стимул. Из-за него вырабатываются химические вещества, которые и провоцируют те реакции организма, которые мы распознаём как стрессовые: учащённые серцебиение и дыхание, тремор в мышцах, холодный пот, «ком в горле», вплоть до паники.

Если у человека постоянно есть осознаваемая или иррациональная боязнь, которая преследует его долгое время и мешает ему что-то делать, это уже системное проявление страха — фобия.
софофобия страх учиться

Что такое софофобия и как она проявляется

Самые сложные клиенты в сфере образования — это софофобы. Они испытывают панический страх перед учёбой, то есть получением новых знаний и посещением образовательных учреждений.
Проявляется софофобия по-разному. В выраженной степени этой фобии дети прогуливают школу всеми возможными способами. При этом их даже меньше пугает наказание за прогулы, чем посещение уроков.
Взрослые софофобы тоже всячески избегают контакта с учёбой: не проходят курсы повышения квалификации, отказываются от освоения новой профессии. Даже если всё вокруг доказывает, что необходимо пройти то или иное обучение, такие люди лучше останутся в стороне.
чего боятся ученики

Самые частые страхи учеников

Учёные выявили много страхов, которые вызывают стресс перед обучением. Большинство из них могут запустить и софофобию:
  • Страх неудачи. Студент боится, что он не справится с программой, провалит учёбу. При этом способности конкретного ученика никак не влияют на шансы появления его переживания.
  • Страх критики. Ученик может бояться неодобрения со стороны окружающих: что он пошёл изучать какую-то сомнительную профессию или делает что-то неправильно.
  • Страх разочаровать. Завышенные ожидания родителей, учителей или руководства могут серьёзно добавить тревоги, и в итоге человек будет бояться учиться вообще.
  • Страх перед неприятием в коллективе. Актуален как у детей, которые переходят в новую школу со сложившимся коллективом, так и для взрослых людей, которым сложно выстраивать новые социальные связи.
  • Страх экзамена. Человек уверен, что ошибётся, не справится с заданиями, и потому избегает обучения в целом из-за аттестационных работ, итоговых оценок и защиты проекта.
  • Страх публичных выступлений. Впечатляет статистика от университета ИТМО: 95% процентов людей боятся выступать перед аудиторией. Конечно, не все люди, которые обладают тревогой в момент выступления, склонны к софофобии — волноваться нормально. Другое дело, когда это состояние погружает в жёсткий стресс. В некоторых случаях это создаёт серьёзную проблему во время поступления, защиты проекта или корпоративного доклада.
  • Страх не получить результат. С этим переживанием часто сталкиваются взрослые люди перед повышением квалификации. Уровень доверия к онлайн-обучению ещё в целом проходит трансформацию. Курсы стоят денег, а гарантировать результат никто не будет. Поэтому клиент может сомневаться, что обучение решит его задачи и не станет пустой тратой времени и финансов.
  • Страх перемен. Мир меняется очень быстро, и многим людям не хватает чувства стабильности. Сложно принимать решения и погружаться в новое, когда обучение вносит серьёзные коррективы в привычный уклад и может повлиять на будущее.
причины страхов в обучении

Причины появления страхов обучения

Понятие «страх учёбы» достаточно широкое, но причины этих переживаний обычно лежат в плоскости проблем с самооценкой, тревожностью перед туманным «завтра» и негативным опытом в прошлом.
Страх неудачи, критики и страх экзаменов напрямую зависят от уверенности в себе. Если есть сомнения в способностях, то будет страшно идти вперёд, особенно если уже были похожие ситуации и травмирующий опыт.
Обычно такие ученики с детства старались получить пятёрку, не расстроить родителей, не подвести учителя. И в таких ситуациях человек думает в первую очередь не о себе, а о том, как не разочаровать тех, чьё мнение так важно.
Страх совершить ошибку сильнее, чем желание чему-то научиться. За таким стрессом ученику сложно оценить плюсы обучения, потому что фоном идёт «не подведи». Корень таких сценариев обычно в требовательных родственниках или гиперопеке, когда получить не ту оценку или допустить ошибку — целая драма. Часто это люди с синдромом самозванца.
Вторая большая группа страхов вырастает из переживаний за настоящее и будущее.
Когда страшно что-то менять, образовательная программа становится не источником новых навыков и способом получить востребованную профессию, а очередным триггером, который повергает в раздрай и в чувство незащищённости. Ученик испытывает тревогу, и ему не в радость крутые виражи.
Страх разочароваться в обучении и не получить нужного результата тоже исходит от боязни, что что-то пойдёт не так. Можно приложить усилия, а получить совсем не то, на что рассчитывал. Причина страха мешает видеть плюсы. Даже если на курсе дают основательную подготовку, и «тревожник» нормально осваивает программу, учиться ему приходится через постоянное преодоление сомнений в правильности выбора.
А ещё причиной избегания учёбы и развития софофобии могут быть неочевидные предпосылки, которые не ассоциируются с обучением напрямую. Например, резкие и частые смены настроения. Или ещё более тяжёлые проблемы — депрессии, расстройства личности, зависимости.
как работать с софофобией

Почему с софофобией важно работать

Любая фобия мешает жить. Страх обучения не даёт полностью реализовать свой потенциал и фокусироваться на образовательном процессе. Если такой человек всё же переборол себя и пришёл учиться, ему сложнее даётся учёба, а показатели могут быть хуже по сравнению с другими студентами. Поэтому так важно работать со страхом учащихся: помогать им справляться с трудностями через поддержку и чуткое сопровождение.
Пусть не с фобиями, но с тревогой приходят учиться многие. Если студенты учатся с трудом или вовсе бросают учёбу из-за страхов, от этого никто не выиграет. Важно создавать комфортную среду, мотивировать и грамотно направлять учащихся, чтобы в конечном счёте доводить до результата и видеть довольных выпускников.
страхи у студентов

Как справляться со студенческими страхами

Во-первых, принимать их. Не считать капризами или клиникой.
Важно слушать и слышать ученика. Но далеко не каждый будет откровенно говорить о своих сложностях, больше того — не все осознают свои страхи.
Часто учащиеся ищут причины дискомфорта в чём угодно, но не ассоциируют трудности со страхом, который мешает нормально учиться.
Важно давать учащимся право выбора: формата учебного контента, графика, степени участия в активностях.

Сомнительный инструмент — жёсткая шкала оценок. Даже если это игровые формы обучения, оценки могут конкретно повергнуть в уныние, особенно на фоне сравнения себя с другими, в группе. Или того хуже — когда учитель рассказывает, кто умница, а кто совсем нет. Травма? Травма. Шаг влево или вправо для таких учеников сродни провалу.

Баллы и отметки показывают оценку в моменте, а повлиять на неё может что угодно. У студентов должна быть ещё одна, а лучше несколько попыток.
Стимулировать разбором полётов — тоже так себе вариант. В лучшем случае, ученики замкнутся в себе. А вот подстегнуть здоровый соревновательный эффект и похвалить даже за мелкие достижения — имеет смысл. Тогда уже у вечно сомневающегося ученика есть шанс чувствовать себя увереннее хотя бы на коротких дистанциях. А если постоянно подкреплять похвалой за небольшие успехи, то и самооценка станет выше, потому что будет виден реальный прогресс.
Людям с низкой самооценкой или негативным опытом особенно важно чувствовать, что они не одиноки: «Вот, смотри, я такой же, я тоже через это проходил, я тебя хорошо понимаю. Давай попробуем ещё раз, но вместе?»
А ещё нельзя заставить человека увлечённо вникать в то, что его не интересует. Поэтому нужно работать с мотивацией. Когда знаешь, зачем тебе это обучение — легче пробивать барьеры.
как онлайн-школе работать со страхами учеников

Что учесть при разработке курса

Страх учёбы — не тупик. И потом, страхи в той или иной «дозировке» есть у большинства учеников. Зная основные переживания и их предпосылки, можно и нужно адаптировать образовательную программу, чтобы учиться было проще:

Страх неудачи

Что делать: работать над позиционированием курса и обратной связью.

Выделить в программе модуль начальной подготовки. Если указано, что онлайн-курс рассчитан на новичков, неуверенный в себе ученик будет чувствовать себя комфортнее. А персональное общение позволит кураторам и экспертам заметить напряжение раньше точки срыва и вовремя поддержать студента.

Страх разочаровать и страх критики

Что делать: интегрировать в процесс обучения работу с психологом и включать поддерживающие, мотивирующие материалы.

Страх подвести кого-то или классическое «что скажут люди» должны прорабатываться со специалистом, ведь здесь дело не в программе, а в отношении к себе и уверенности в принятом решении. Но онлайн-школа может обратить внимание на перспективность профессии, которой обучает: проработать лендинг с этим посылом, сделать видеоролик с обращением от эксперта. И тогда ученику будет проще видеть, в какую сторону он идёт и зачем.

Страх оценок и экзамена

Что делать: «заряжать» учеников положительными
установками и обратить внимание на план подготовки к аттестационным работам.

Человек, который боится экзамена, на самом деле боится совершить ошибку. Он считает, что любое неверное движение испортит весь учебный процесс, и поэтому боится даже начинать. Чтобы минимизировать уровень тревоги, важно показать, что ошибка — это часть пути. Этого можно добиться вдохновляющими кейсами о том, как ошибки мотивируют пробовать ещё и добиваться цели.

Пропишите весь процесс оценки по проверочным работам: расскажите, по каким модулям будет каждая аттестация, разложите реалистичные дедлайны подготовки. И, наверное, самое главное — зафиксируйте, что если человек не пройдёт аттестацию с первого раза, у него будет возможность пройти тест снова. Что у него есть право на эту ошибку.

Страх выступлений на публике

Что делать: исключить необходимость «выходить на сцену», подобрать оптимальные форматы для такой категории учеников или уделить внимание обучению ораторскому мастерству.

Большинство людей испытывают дискомфорт, если им приходится выступать перед аудиторией. При этом на некоторых курсах это вовсе не обязательно.

Если же в обучении и дальнейшей профессии без публичных выступлений никак, надо уделить особое внимание этому навыку в рамках программы. Эксперты научат лайфхакам и дадут советы, как себя держать, чтобы сгладить тревогу.

Страх «не той программы»

Что делать: детально описать курс и его конкурентные преимущества

Расскажите потенциальному студенту до начала обучения, каких целей поможет добиться этот курс. Бороться с этим страхом нужно на уровне знакомства клиента с продуктом. Покажите ученику какие откроются возможности и как это пойдёт на пользу.

Страх перемен

Что делать: акцентировать внимание на перспективах и ценном бэкграунде

Помогите ученику понять, что новые знания дают устойчивость в постоянно меняющемся мире. Именно эти изменения сейчас помогут стать востребованным специалистом, зарабатывать больше и не потеряться в череде кризисов. Ведь крепко стоять на ногах будет не тот, кто «в домике», а специалист с востребованными навыками и актуальными знаниями.

Часто новички склонны идеализировать экспертов и думают, что им легко рассуждать — у них-то, конечно, всё ОК. Отличный способ сократить расстояние между сомневающимся учеником и тем самым успешным экспертом — честно рассказать о том, что и этот «небожитель» тоже боится чего-то, совершает ошибки и волнуется. На примере похожих ситуаций чуткий преподаватель может вытянуть ученика из уныния и желания забиться в угол.
Страх учёбы

Важное

Страхи преследуют нас чаще, чем хотелось бы. Некоторые вовсе мешают полноценно жить: выходить из зоны комфорта, учиться новому, знакомиться с людьми, менять работу и даже путешествовать.
Для тревожных людей формат онлайн-образования во многом комфортнее очного. Меньше волнений из-за адаптации в коллективе, проблем с ответами «у доски» и других переживаний, связанных с общением и принятием, в том числе и себя. А значит, меньше поводов для паники и соблазна всё бросить.
Не нужно открещиваться от этих, на первый взгляд, неважных страхов — нужно помогать их побороть. Тем более, что онлайн-образование выигрышно отличает гибкость — можно дать ученикам возможность протестировать бесплатный период, предложить обучаться самостоятельно или в мини-группе, окружить его заботой и поддержкой.

Глобальная задача тех, кто учит — реагировать на ощущения студента, адаптироваться и делать его опыт комфортным и позитивным.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?