Как создать онлайн-тренинг

Как создать онлайн-тренинг: руководство для успешного запуска

Практический интерактив: с чего начать и как продвигать.
Где профессионал может проявиться, чтобы задействовать максимально широкую аудиторию? Конечно, в онлайне. Даже если он обучает не в теории, а через практические упражнения. С помощью интерактивных форматов, тех же тренингов, можно эффективно и наглядно научить, закрепить и проверить подготовку учеников.

Рассказываем, как создать онлайн-тренинг, который будет интересен и полезен, а значит, и востребован.

Содержание

Онлайн-тренинг в интернете

Что такое онлайн-тренинг

Онлайн-тренинг — практические уроки, когда участники отрабатывают учебную задачу в синхронном формате. И эксперт в этом случае больше не лектор, а настоящий тренер, который направляет, координирует и проверяет результат.

Тренинг похож на мастер-класс, но отличается тем, что ученики не просто повторяют за ведущим, а активно участвуют. А ещё мастер-класс больше про создание или умение по инструкции, а тренинг — про действия в той или иной ситуации.

Тренинги часто проводят в корпоративном обучении, когда нужно обучить команду или прокачать определённый навык.

Пример: бизнес-тренер показывает руководителям, как закрывать возражения на этапе важных переговоров. Даёт скрипты, раскрывает тонкости поведения, создаёт имитацию переговорной комнаты с назначенными ролями, а участники погружаются в смоделированную ситуацию.

Онлайн-тренинг можно уложить в одну встречу на пару часов, а можно сделать серию на месяц и больше, с домашкой или без, но без чего точно не обойтись — это без обратной связи и проверки полученных навыков. А используют формат в самых разных нишах.

Отзывы учеников на онлайн-курсе
Отзывы учеников на онлайн-курсе
Отзывы учеников на онлайн-курсе
Отзывы учеников на онлайн-курсе
Примеры онлайн-тренингов с прокачкой разных навыков
Почему ученики выбирают онлайн-тренинги:
  • Можно быстро освоить или подтянуть навык под руководством опытного учителя.
  • Не нужно ехать за уникальным опытом «за тридевять земель», тренируйся хоть дома.
  • Часто такие занятия дешевле, чем живые тренинги в учебных центрах или на базе организаций, если речь про профессиональный апгрейд.
  • Есть круг единомышленников. Окружение с подобными целями и интересами подстёгивает не отставать, даёт важную поддержку, помогает обрасти связями, а иногда и найти работодателя.
Разные форматы обучения решают каждый свою задачу, но основное преимущество онлайн-тренингов — активность при получении не просто навыка, а уже опыта, потому что участники сразу пробуют себя в реальных условиях, а не высиживают лекцию.
Как организовать и провести тренинг

Как организовать и провести: пошаговое руководство

Чтобы запуститься эффективно, важно не игнорировать подготовительный этап и последовательно идти по основным шагам:
  • Определить цель и тему тренинга
Начинаем с исследования рынка и потребностей аудитории. Какое обучение будут лучше покупать? От ответа на этот вопрос будет зависеть позиционирование программы тренинга.

Идём в Яндекс. Вордстат и смотрим статистику возможных поисковых запросов своего направления. Наиболее частые из них плюс смежные — и есть интересы целевой аудитории. Они привлекут желающих записаться на тренинг.

Заглянуть к конкурентам тоже придётся. Присматриваемся к фишкам, которые они используют, самые-самые берём на заметку. Копировать — не вариант, но вдохновение почерпнуть можно. Отмечаем недостатки и заносим в список «Никогда так не делать».

У тренинга должна быть конкретная цель. Для того, кто его запускает — прибыль и хорошие результаты обучающихся. Для участников — навыки и их реальная польза.

В выборе темы опираемся на цели и потребности потенциальных учеников. Используйте честный и информативный оффер, чтобы привлечь заинтересованную аудиторию. Чем более узкой и конкретной будет тематика, тем адреснее придёт аудитория.

Пример: на тренинг «Общаемся без конфликтов» соберутся люди чисто из любопытства, с размытым спектром ожиданий. А многие и вообще не поймут, что им сюда тоже нужно. Зато «10 техник, которые помогут договориться с подростком» привлечёт мотивированных родителей. Они рассчитывают на конкретный результат — строить конструктивный диалог с вечно бунтующим ребёнком-старшеклассником.
  • Разработать содержание онлайн-тренинга
Нанять ли методиста-разработчика тренинга или выполнить всё самостоятельно — одно из первых, с чем нужно определиться. Если есть опыт, время и понимание своего клиента, можно выбрать первый вариант. Хотите готовое решение — доверьтесь профессионалу, но не без контроля.

В подготовке тренинга стоит подумать, какое наполнение мы хотим и можем дать, чтобы занятие стало именно тренингом, где через упражнения получится отработать навык:
  • Опираемся на информацию о потенциальных клиентах. Собираем всё в единую базу.
  • Разбиваем содержание на модули или уроки, обязательно дробим на темы, работаем над структурой. Выстраиваем последовательность от простого к сложному, от повторения за ведущим до самостоятельной отработки заданий.
  • Прописываем каждую тему в программе тренинга. Количество онлайн-модулей может варьироваться в зависимости от сложности программы, выбранного тайминга и уровня участников, на которых будет рассчитан тренинг.
  • Разрабатываем материалы и подбираем ресурсы. Обращаемся к личному опыту, опираемся на достоверные источники, подключаем насмотренность и наработки. Можно использовать записи с офлайн мероприятий, если они чужие — не забывайте указывать источник. Один раз провести онлайн-тренинг «в зале» и в будущем применять для своего контента — рабочий лайфхак, который активно используют бизнес-тренеры.
  • Определяем длительность и форматы заданий. Помним про лёгкость восприятия и разнообразие. Повторение, имитации, мозговой штурм, «произвольная программа», короткие мастер-классы как секретный лайфхак только для избранных — чередуем разные активности, чтобы обучающиеся не уставали и лучше закрепляли новые действия.

Для практических онлайн-уроков в записи оптимальная длительность составляет 15−30 минут. Всё, что свыше — работает уже против концентрации, ученики устают и делают упражнения с меньшим энтузиазмом.

Встречи в реальном времени обычно рассчитаны на несколько часов, а иногда могут идти и несколько дней, если это тренинг-марафон. Плюс синхронного тренинга — можно показать и рассказать гораздо больше, а главное — увидеть результат, к которому пришли ученики в финале.
  • Для создания простых, базовых тренингов, как правило, привлекать профессиональную команду не требуется. А вот с продвинутыми мероприятиями без неё будет трудно. Могут понадобиться копирайтеры, дизайнеры, видеограф, студия, технический специалист, кураторы для проверки домашнего задания и ответов на вопросы, если есть обратная связь по заданиям.
  • Подобрать сервисы для проведения
Сервисом должно быть удобно пользоваться не только участникам, но и организатору: получать обратную связь, делать отметки на презентации, записывать трансляцию, запускать опросы, скачивать файлы.
  • Если планируете вебинары, подберите решение для проведения. И да, возможно, потребуется модератор и технический специалист, или два в одном, чтобы «вжух», и все неполадки покинули вебинарную комнату.
  • Продумываем контент тренинга и дизайн продукта. А ещё помним про правило: чем проще «логистика», тем лучше для пользователя. Располагаем разделы интуитивно понятно, последовательно, фокусируемся на качестве файлов, качестве звука и картинки. Тестируем на фокус-группе, можно на близком окружении или коллегах. Незамыленным взглядом добровольцы обратят внимание на недостатки или предложат улучшения, которые не получилось предусмотреть.
  • Оцениваем необходимые функции — чат, тесты.

В онлайн-обучении нужен быстрый способ коммуникации. Удобно общаться с аудиторией в чате. Он создаёт экосистему для нетворкинга, обмена опытом, знаниями.

Если оперативно отвечать ученикам в чате не получается, обозначаем чёткие временные интервалы, когда можно получить ответ.

А что с проверкой? Тесты подходят как для итоговых срезов после завершения онлайн-модулей, так и чтобы собрать мнение о мероприятии. Цените время учащихся и не затягивайте тестирование — оптимально до 10 минут. Здорово, если можно проводить опрос не только с помощью тестов, но и есть поле для ответ в свободной форме, где ученик может дать развёрнутый ответ.
  • Начните продвигать и продавать свой тренинг
Предстарт и старт — самые важные этапы организации онлайн-тренинга, они во многом отвечают за успешный запуск. Плохая стратегия может загубить даже самую идеальную программу. Вывод: не упускаем из внимания продвижение и маркетинг и дорабатываем продукт уже в процессе.
  • Создаём привлекательную страницу продаж. Чётко прописываем преимущества этого онлайн-обучения.
    Контекстная реклама, объявления на форумах, досках объявлений, тематических группах, у блогеров должны собирать лидов. Куда? На посадочную страницу. Лендинг или сайт проекта. Собрать их можно даже в бесплатном конструкторе. Главное продумать интерфейс, продающую структуру, разместить достаточное количество кнопок регистрации.
  • Разрабатываем маркетинговую стратегию для привлечения клиентов. Что укрепит связь с потенциальными учениками?
  • харизма и статус эксперта
  • искреннее внимание к заботам и потребностям своей аудитории
  • полезный и интересный контент
  • лояльные клиенты
  • хорошая репутация
Исходим из сейлс-поинт, находим конкурентные преимущества и эффективную подачу. А под них выстраиваем позиционирование и знакомим аудиторию с экспертом, тренингом и другими продуктами.
  • Используем социальные сети, Телеграм и другие каналы продвижения. Рассказать о преимуществах и ценности тренинга нужно на всех доступных площадках. При ограниченном рекламном бюджете используем возможности бесплатного продвижения. Тематические форумы и партнёрский маркетинг для этих целей идеальны.
Не рекомендуем самостоятельно играть с настройками рекламного кабинета и кампании, дабы не слить бюджет.
А если хочется, чтобы вас кто-то продвигал или запускаете рекламу сами, не забывайте про требования к маркировке рекламных креативов.

Реферальная программа сделает часть работы за вас. Выделите часть прибыли на вознаграждение, и партнёры, лояльные клиенты или блогеры помогут с заявками.

  • Акции и скидки. Из стандартных вариантов — более низкая цена (ощутимо низкая) при покупке за несколько недель до старта. Чем ближе начало онлайн-обучения, тем выше стоимость.
  • Провести тренинг можно и внутри курса или как трипваер. Например, за две-три недели до старта основного онлайн-обучения. И тогда он сработает тест-драйвом. Можно дать на нём часть пользы и честно сказать, что больше информации будет на онлайн-курсе.
  • Использовать кейсы и отзывы. Уже первых клиентов можно попросить поделиться отзывом. В случае с кейсами история должна быть реальной, а не просто маркетинговым ходом.

Найти искренние и вдохновляющие кейсы можно через форму сбора обратной связи и в комментариях тех, кто уже приходил на тренинг. Важно: минусы тоже лучше озвучить. Это повышает планку доверия.

  • Запускаем и улучшаем свой продукт
  • Проводим пробный запуск и обязательно собираем обратную связь от участников. Дебютный тренинг могут посетить лояльные подписчики. Докурчиваем детали, обкатываем технические настройки.
  • Запускаем онлайн-тренинг. Выводим обучение на аудиторию и стараемся следовать структуре, программе.
Важно не обмануть ожидания и научить тому, что обещали. Когда ученики уходят с тренинга с полезным навыком и умеют больше, чем до него, они никогда не скажут, что зря потратили время и деньги.
  • Собираем обратную связь.
    Фидбек важно получать после всех этапов. Что-то забудется по пути, а что-то перестанет так волновать, что об этом вам просто не скажут в финале обучения. После окончания тренинга проводим завершающий опрос и предлагаем поделиться впечатлением в чате, комментариях в соцсетях, телеграм-канале или с помощью гугл-форм. Важно, чтобы была строка для ответа в свободной форме, чтобы не упустить неочевидные моменты.
Анализируем данные и улучшаем содержание и формат тренинга. Что можно улучшить сейчас — меняем сразу. Наверняка есть пункты, повторяющиеся от отзыва к отзыву. Это и будет слабое звено или, наоборот, точка роста.
Если клиенты говорят, что неудобно пользоваться вебинарной комнатой, следующий эфир лучше перенести на другую платформу. Поддерживаем коммуникации с участниками.

Выпускники — самая лояльная аудитория. Они приводят знакомых, первыми пробуют новые продукты, например, пилотный онлайн-курс. Мотивируйте их бонусами, публикуйте отзывы, приглашайте на мероприятия.

  • Постоянно обновляем и совершенствуем тренинг. Отслеживайте тенденции и новости онлайн-обучения. У конкурентов появились новые инструменты? Супер — вникаем и тестируем на своём проекте. Видите, что формат уже приелся или не удобен под новые онлайн-модули? Ищем, на что можно заменить. Тренды меняются, и чтобы не сойти с дистанции, нужно предлагать аудитории самые актуальные и эффективные решения.
Онлайн-тренинг особенности

Важно

  • Цели. У создателя тренинга и аудитории они должны пересекаться. Когда смыслом запуска становится только прибыль, идея с онлайн-обучением рискует провалиться. Анализируем рынок, выявляем потребности, думаем как можем их закрыть и предлагаем решение.
  • Качество и профессионализм. Организаторы в процессе обучения обычно используют прямые эфиры. Их нужно не только заранее запланировать в программе тренинга, но и быть уверенным в том, что всё в порядке с технической и учебной сторонами вопроса. И дело даже не в том, что за это обучение люди заплатили деньги, хотя и в этом тоже, — речь уже про репутацию и профессионализм. Второй попытки участники могут и не дать.
  • Удобство и простота — синонимы эффективности. Всё от регистрации до окошка домашних заданий должно быть интуитивно понятно. Чтобы даже бабушка догадалась как попасть в «тот самый раздел по вышиванию крестиком».
  • Постоянное общение. Нельзя терять контакт с учениками, особенно после выпуска. Они — потенциал, самый честный критик и искренняя реклама (или антиреклама).
  • Регулярное обновление. Тенденции быстро устаревают, поэтому не спешите почивать на лаврах после первого же удачного тренинга. Ищем точки роста и создаём свой лучший онлайн-тренинг.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?