MVP курса: как онлайн-школе проверить бизнес-идею до запуска
О тестировании гипотез в реальных условиях.
Как понять, что будущий онлайн-курс работоспособен и приведёт клиентов? Можно рассказать о нём родственникам, друзьям и знакомым в спортзале. Получить поддержку и уверенность, что он точно выстрелит. А если нет? Как проверить курс без масштабных финансовых затрат? В этом поможет MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт.
Главная задача на старте проекта — не только оценить спрос, но и учесть основные ожидания целевой аудитории. MVP продукта — стартовая версия, которую тестируют в реальных условиях на первых клиентах.
Логично начать с изучения целевой аудитории. Как это сделать правильно, мы разбирали в статье о кастдеве. И когда уже есть чёткое понимание, кому и с какой пользой предлагать обучение, пора провести тест-драйв с минимальным набором опций.
MVP помогает определиться на старте, каким делать продукт и будет ли он востребован. Так не придётся тратить время впустую и сливать бюджет в никуда.
Главные цели MVP:
Протестировать гипотезу и проверить спрос — быстро и с наименьшими затратами;
Получить предметную обратную связь от целевой аудитории курса, скорректировать прототип и понять, в какую сторону можно двигаться или масштабироваться;
Утихомирить перфекционизм. Можно годами доводить курс до идеала, но так и не выпустить его на рынок. А можно создать MVP, получить первый опыт и быстрее прийти к результату.
Важно! MVP онлайн-курса — полноценное решение, которое воплощает идею и даёт пользу.
Создать жизнеспособную модель — не значит просто урезать функционал будущего курса. Это может быть и один урок, но он должен решать хотя бы одну проблему тех, кто на него пришёл.
Основной продукт ещё разрабатывается, а MVP уже даёт возможность получить опыт и даже прибыль.
Примеры MVP в онлайн-обучении:
консультации;
лекции;
прямые эфиры в соцсетях;
вебинары;
мастер-классы.
Например, планируем учить работе с таблицами Google и Excel. Чтобы подстраховаться, можно провести 2-дневный практический марафон. Предусмотрим лид-магнит, презентацию, чат для общения с участниками, практические примеры и задачи, домашние задания с проверкой. Анонсируем марафон на странице сообщества или в телеграм-канале. Эфиры и фидбэк обязательно фиксируем и анализируем. Что в результате: оценили актуальность и практическую часть, получили обратную связь о продукте. Если все пазлы сошлись, готовимся к запуску. Если есть замечания — корректируем их, дорабатываем модель под ожидания аудитории.
Как создать MVP
Определяем основную задачу и ценность создаваемого продукта. Чем он будет полезен, какие решения предлагает?
Проводим кастдев и анализируем рынок. Используем Wordstat Yandex для анализа поисковых запросов и детально изучаем конкурентов. Интервью с целевой аудиторией помогут увидеть, без каких функций не обойтись, и на их основе создать рабочую версию прототипа. В идеале платную, но недорогую: готовы ли люди вообще платить за это обучение, есть ли попадание в потребности?
Составляем программу обучения. Общую программу курса оставляем для запуска. На этом этапе будут своя структура и контент, адаптированные под короткий формат.
Оцениваем команду. Насколько целесообразно сейчас оплачивать большой штат сотрудников? Получится закрыть вопросы с привлечением разового подрядчика? Если хватает компетенций, можно справиться и своими силами.
Создаём уроки. Дорогостоящий продакшн отложим на будущее: картинка в максимальном разрешении, студийный свет и эффектный дизайн могут подождать. Гораздо важнее, чтобы ученикам было всё понятно. Пока можно ограничиться эфирами и наглядными презентациями.
Готовим базу для проверки знаний. Когда мало учеников, это можно делать вручную. Но если нужна оперативность, пригодятся чат-боты или специальные сервисы для автоматического тестирования.
Выбираем учебную площадку. На этапе разработки MVP важнее не где учить, а кого и чему. Почему бы не начать с бесплатных инструментов? Соцсети, Телеграм и другие мессенджеры, приложения для видеоконференций.
Платформы для обучения тоже можно протестировать бесплатно. Например, Zenclass даёт на это 14 дней.
Запускаем позиционирование и рекламу. С минимальным бюджетом или вовсе без него: первыми клиентами могут стать лояльные подписчики, заинтересованное окружение и знакомые знакомых.
Можно пойти по пути бартера или коллабораций с коллегами из смежных, но не конкурирующих ниш. А вот первую прибыль уже можно пустить на платное продвижение.
Тестируем MVP на практике. Делаем выводы и применяем их для улучшения полной версии онлайн-курса.
Чтобы проверить курс в формате MVP, необязательно открывать ИП или ООО, нанимать команду, делать сайт и осваивать тарифы обучающих платформ. Получится даже со стартовым набором: смартфон с хорошей камерой, полезный контент и целевая аудитория.
Какие ошибки могут завести в тупик при разработке MVP:
Промахнуться с целью. Основная цель MVP при разработке продукта — проверить концепцию и спрос на онлайн-курс, а не помочь ему быстро выйти на рынок.
Забыть про общение. Начинаем именно с изучения запросов потенциальных покупателей. Пропускать этот шаг — идти дальше вслепую.
Ориентироваться на массы. Быть классным сразу для всех едва ли получится. На этапе MVP лучше ограничиться конкретным сегментом аудитории.
Перегрузить функционал. У курса может быть сотня фишек, но сейчас важно выбрать главное и проверить на практике.
Делать ставку на оригинальность. Уникальность — это здорово, но главное — решить текущую проблему своего клиента эффективнее, чем это уже делают конкуренты. В этом и будет преимущество.
Игнорировать аналитику и не собирать данные. Какой смысл запускать MVP, если не продуманы критерии, по которым будет оцениваться эффективность? Какие показатели важны для выводов? Что считать хорошим результатом, а что будет сигналом о возможном провале?
Главные выводы о MVP
Экономит время и деньги на этапе разработки продуктов.
Помогает проверить курс на жизнеспособность и скорректировать его перед полноценным запуском.
Даёт информацию, которая пригодится для масштабирования.
Ценен не только для стартапов: ничто не мешает онлайн-школе тестировать и промежуточные идеи.
Важно понимать, что MVP — это не про теорию: основная его миссия в том, чтобы сделать первые практические шаги. Он доказывает свою жизнеспособность, если продаёт идею реальным клиентам.