MVP онлайн-курса

MVP курса: как онлайн-школе проверить бизнес-идею до запуска

О тестировании гипотез в реальных условиях.
Как понять, что будущий онлайн-курс работоспособен и приведёт клиентов? Можно рассказать о нём родственникам, друзьям и знакомым в спортзале. Получить поддержку и уверенность, что он точно выстрелит.
А если нет? Как проверить курс без масштабных финансовых затрат? В этом поможет MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт.

Содержание

Когда провести кастдев образовательного продукта

Зачем нужен MVP в онлайн-школах

Главная задача на старте проекта — не только оценить спрос, но и учесть основные ожидания целевой аудитории. MVP продукта — стартовая версия, которую тестируют в реальных условиях на первых клиентах.

Логично начать с изучения целевой аудитории. Как это сделать правильно, мы разбирали в статье о кастдеве. И когда уже есть чёткое понимание, кому и с какой пользой предлагать обучение, пора провести тест-драйв с минимальным набором опций.

MVP помогает определиться на старте, каким делать продукт и будет ли он востребован. Так не придётся тратить время впустую и сливать бюджет в никуда.

Главные цели MVP:
  • Протестировать гипотезу и проверить спрос — быстро и с наименьшими затратами;
  • Получить предметную обратную связь от целевой аудитории курса, скорректировать прототип и понять, в какую сторону можно двигаться или масштабироваться;
  • Утихомирить перфекционизм. Можно годами доводить курс до идеала, но так и не выпустить его на рынок. А можно создать MVP, получить первый опыт и быстрее прийти к результату.
Важно! MVP онлайн-курса — полноценное решение, которое воплощает идею и даёт пользу.

Создать жизнеспособную модель — не значит просто урезать функционал будущего курса. Это может быть и один урок, но он должен решать хотя бы одну проблему тех, кто на него пришёл.

О чём подумать в начале пути

Основной продукт ещё разрабатывается, а MVP уже даёт возможность получить опыт и даже прибыль.

Примеры MVP в онлайн-обучении:
  • консультации;
  • лекции;
  • прямые эфиры в соцсетях;
  • вебинары;
  • мастер-классы.
Примеры MVP

Например, планируем учить работе с таблицами Google и Excel. Чтобы подстраховаться, можно провести 2-дневный практический марафон. Предусмотрим лид-магнит, презентацию, чат для общения с участниками, практические примеры и задачи, домашние задания с проверкой. Анонсируем марафон на странице сообщества или в телеграм-канале. Эфиры и фидбэк обязательно фиксируем и анализируем. Что в результате: оценили актуальность и практическую часть, получили обратную связь о продукте. Если все пазлы сошлись, готовимся к запуску. Если есть замечания — корректируем их, дорабатываем модель под ожидания аудитории.
Как создать MVP

Как создать MVP

  • Определяем основную задачу и ценность создаваемого продукта. Чем он будет полезен, какие решения предлагает?
  • Проводим кастдев и анализируем рынок.
    Используем Wordstat Yandex для анализа поисковых запросов и детально изучаем конкурентов. Интервью с целевой аудиторией помогут увидеть, без каких функций не обойтись, и на их основе создать рабочую версию прототипа. В идеале платную, но недорогую: готовы ли люди вообще платить за это обучение, есть ли попадание в потребности?
  • Составляем программу обучения.
    Общую программу курса оставляем для запуска. На этом этапе будут своя структура и контент, адаптированные под короткий формат.
  • Оцениваем команду.
    Насколько целесообразно сейчас оплачивать большой штат сотрудников? Получится закрыть вопросы с привлечением разового подрядчика? Если хватает компетенций, можно справиться и своими силами.

    Какие специалисты нужны онлайн-школе и где их найти
  • Создаём уроки.
    Дорогостоящий продакшн отложим на будущее: картинка в максимальном разрешении, студийный свет и эффектный дизайн могут подождать. Гораздо важнее, чтобы ученикам было всё понятно. Пока можно ограничиться эфирами и наглядными презентациями.
  • Готовим базу для проверки знаний.
    Когда мало учеников, это можно делать вручную. Но если нужна оперативность, пригодятся чат-боты или специальные сервисы для автоматического тестирования.
  • Выбираем учебную площадку.
    На этапе разработки MVP важнее не где учить, а кого и чему. Почему бы не начать с бесплатных инструментов? Соцсети, Телеграм и другие мессенджеры, приложения для видеоконференций.

    Платформы для обучения тоже можно протестировать бесплатно. Например, Zenclass даёт на это 14 дней.

    Все возможности Zenclass для онлайн-школ
  • Запускаем позиционирование и рекламу.
    С минимальным бюджетом или вовсе без него: первыми клиентами могут стать лояльные подписчики, заинтересованное окружение и знакомые знакомых.

    Можно пойти по пути бартера или коллабораций с коллегами из смежных, но не конкурирующих ниш. А вот первую прибыль уже можно пустить на платное продвижение.
  • Тестируем MVP на практике.
    Делаем выводы и применяем их для улучшения полной версии онлайн-курса.
Чтобы проверить курс в формате MVP, необязательно открывать ИП или ООО, нанимать команду, делать сайт и осваивать тарифы обучающих платформ. Получится даже со стартовым набором: смартфон с хорошей камерой, полезный контент и целевая аудитория.

Этапы MVP

Какие ошибки могут завести в тупик при разработке MVP:

  • Промахнуться с целью.
    Основная цель MVP при разработке продукта — проверить концепцию и спрос на онлайн-курс, а не помочь ему быстро выйти на рынок.
  • Забыть про общение.
    Начинаем именно с изучения запросов потенциальных покупателей. Пропускать этот шаг — идти дальше вслепую.
  • Ориентироваться на массы.
    Быть классным сразу для всех едва ли получится. На этапе MVP лучше ограничиться конкретным сегментом аудитории.
  • Перегрузить функционал.
    У курса может быть сотня фишек, но сейчас важно выбрать главное и проверить на практике.
  • Делать ставку на оригинальность.
    Уникальность — это здорово, но главное — решить текущую проблему своего клиента эффективнее, чем это уже делают конкуренты. В этом и будет преимущество.
  • Игнорировать аналитику и не собирать данные.
    Какой смысл запускать MVP, если не продуманы критерии, по которым будет оцениваться эффективность? Какие показатели важны для выводов? Что считать хорошим результатом, а что будет сигналом о возможном провале?
MVP в онлайн-образовании

Главные выводы о MVP

  • Экономит время и деньги на этапе разработки продуктов.
  • Помогает проверить курс на жизнеспособность и скорректировать его перед полноценным запуском.
  • Собирает базу практических отзывов целевой аудитории курса.
  • Даёт информацию, которая пригодится для масштабирования.
  • Ценен не только для стартапов: ничто не мешает онлайн-школе тестировать и промежуточные идеи.
Важно понимать, что MVP — это не про теорию: основная его миссия в том, чтобы сделать первые практические шаги. Он доказывает свою жизнеспособность, если продаёт идею реальным клиентам.

Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?