Как заработать на мастер-классах

Как заработать на мастер-классах в интернете: эффективные стратегии и советы

Экспертный опыт как бизнес-идея.
«Да тебе уже деньги пора за это брать!» Если слышите такое, значит, ваши знания и помощь не только полезны, но и могут приносить доход. Проводите мастер-классы и монетизируйте свою экспертность, ведь идея запуска уже на поверхности — осталось только всё грамотно организовать.

Мастер-класс — популярный формат, где можно через практику и в диалоге передавать уникальные знания и делиться опытом. Во-первых, быстро, а во-вторых, так, что ученики могут проверить это сразу на занятии и убедиться: «Ого, и у меня получилось!».

Разложим по полочкам, как заработать на мастер-классах в интернете — с первых шагов до масштабирования в крупные edtech-проекты.

Содержание

выбрать нишу для мастер-классов

Выбор ниши и темы для своего мастер-класса

Как и в любом начинании, важно понять, что сейчас предлагает рынок и как выделяться. От чего отталкиваться, чтобы подготовить почву:
Изучить рынок и проанализировать успешные проекты
Конкурентов не стоит бояться. Скорее, можно сказать спасибо за проделанную работу — они уже пообщались с целевой аудиторией, набили собственые шишки и проверили на себе гипотезы и мифы. Стоит ли зарегистрировать ИП или хватит самозанятости, во сколько выливается реклама, где продвигаться — в чужих кейсах можно подсмотреть много полезного.

Чтобы проверить актуальность, нужно свериться с сервисами поисковых запросов.

Если люди не ищут ничего похожего, это должно насторожить: либо тема не интересна, либо есть шанс вложиться в изобретение велосипеда.

Отзывы учеников на онлайн-курсе
Показы по запросу о разведении микрозелени дома, и это совсем не микрорезультат. Можно смело запускать собственный мастер-класс по технологии выращивания.
Отзывы учеников на онлайн-курсе
А вот вышивку жемчугом ищут намного реже. Но это не значит, что не интересуются совсем. Почти 200 человек за последний месяц вводили похожие запросы, и это наглядный пример узкой ниши.
Не получится успешно запустить мастер-класс, который не интересует, или того хуже — в теме которого не разбираешься. Идеальная формула: экспертность + актуальность + результативность.
Определить близкую нишу и найти тему для мастер-класса
Выбор ниши — это про конкретную часть аудитории со своими потребностями.
И чем полнее обучение их закроет, тем больше людей захотят учиться дальше и поделиться позитивным отзывом. А значит, с большей вероятностью получится набрать клиентов и заработать на мастер-классах.
Основные направления для нишевания:
  • Доходы и профессия
  • Отношения и психология
  • Личная продуктивность
  • Здоровье и бьюти-сфера
  • Хобби и творчество
Ниша может быть широкая или узкая, и тут есть свои особенности:
  • в широких больше аудитория, но и конкуренция огромная, тут непременно нужно выделяться, позиционировать свою уникальность;
  • в узких, камерных нишах с конкуренцией сильно проще, но при этом продвижение и продажи ограничены небольшой целевой аудиторией, а в массы идею ещё нужно донести.

Стоит посмотреть подборки мастер-классов на разных площадках, походить по форумам, чатам. Это поможет тренировать насмотренность и примерить на себя предложения, которые уже собирают аудиторию. А ещё на чужих мастер-классах можно подметить, как мастер ведёт эфир и организует механику процесса.

Заработок на мастер-классе напрямую зависит и от того, насколько заходит тема. Чтобы выбрать название и сформулировать цепляющий оффер, отвечаем на вопросы:
Как определить тему для мастер-класса
И вот готова тема на ближайший мастер-класс: «Новогодний маникюр: как за час сделать премиум-дизайн на любые ногти».
Как создать мастер-класс

Разработка и подготовка мастер-класса

База для дальнейшей монетизации и масштабирования.
Основные шаги этого этапа:
Изучить целевую аудиторию
Целевая аудитория мастер-класса
Целевую аудиторию можно узнавать ближе разными способами:
  • Мониторинг соцсетей — похожих сообществ, конкурентов и своих подписчиков, если у эксперта раскрученный блог.
  • Посещение тематических коворкингов и форумов.
  • Проведение кастдевов — глубинных интервью, которые раскрывают потребности через ответы участников.
Создать подробный план и структуру мастер-класса
Основные блоки, которые важно заложить в структуру:
  • представление эксперта и знакомство с участниками, организационная часть;
  • теория: введение в тему и уточнение, чему конкретно научит занятие;
  • практика: техники, инструкции, туториалы;
  • ответы на вопросы и сбор обратной связи.
Импровизировать на ходу в прямом эфире — высший пилотаж, но не всегда нужный, и часто рискованная затея. Если вы пока не можете провести мастер-класс «с закрытыми глазами», лучше заранее прописать структуру, тайминг, подготовить весь методический материал и список оборудования.

Опираться на план или конспект не зазорно, а удобно и полезно. И потом, чем увереннее мастер общается с учениками, тем лучше впечатление от встречи.

Разработать материалы и оснащение для мастер-классов
Чек-листы, полезные инструкции и презентации, инструментарий, врезки в эфир — всё, что может пригодиться ученику, чтобы реально пройти практический мастер-класс, а не посетить лекцию с воображаемым результатом.
Позиционирование бренда

Создание и позиционирование бренда

Если мастер-класс запускать в одиночку, можно ограничиться исключительно личным брендом, и он будет работать на узнаваемость и лояльность. Но если уже есть команда, продуктовая линейка и проект растёт, то нужно работать над брендом всего проекта.
Что помогает формировать и укреплять бренд
Личный бренд эксперта — это сложившийся образ профессионала, его «вес» среди конкурентов и то, из чего складывается его репутация для аудитории. Для проекта — так же, только в другом масштабе.
А ещё важно, чтобы бренд и его позиционирование не сливались с десятком таких же в этой нише. Нужно искать свою уникальность и грамотно её доносить через выгоды клиентов. Другими словами, смотреть на продукт и его продвижение глазами аудитории.
На укрепление позиций бренда работают кейсы, полезные публикации, рекомендации лояльных клиентов. А главное — решения, которые помогают людям. Помогают закрыть тот или иной запрос. Чтобы при упоминании эксперта или школы возникала ассоциация: «А, это те, у кого реально можно научиться, знаю их — много хороших отзывов».
Где продвигаться: каналы и ресурсы
  • Свой сайт
    Домашняя площадка отлично работает как для продвижения, так и для продажи мастер-классов в записи и онлайн. На неё можно вести рекламу, принимать оплаты, размещать отзывы.
  • Социальные сети и телеграм-канал
    Можно не только рассказывать про мастер-классы и давать полезные советы, но и общаться с аудиторией, узнавать потребности растить лояльное комьюнити.
  • Яндекс Дзен
    Площадка любит советы и лайфхаки, отлично подхватывает как полезные, так и «вирусные» статьи, но лучше не хайповать, если важна репутация, а не охваты любой ценой.
  • VC.ru
    Популярны истории успехов и провалов, личный опыт и кейсы учеников. Статьи, которые набирают большое количество просмотров, система продвигает сама.
  • Профильные тематические журналы и блоги
    Чаще платно или по бартеру, но если у эксперта действительно крутой материал, могут опубликовать и бесплатно.
  • Маркетплейсы курсов и онлайн-ярмарки мастеров хендмейд
    Можно и себя показать, и других посмотреть.
Мало публиковать интересный аудитории контент, нужно приложить усилия, чтобы его увидели. Это может быть реклама, рассылка подписчикам, коллаборации с блогерами, различные конкурсы внутри сообщества.
Продвижение и продажа масте-класса

Продвижение и продажа мастер-класса

Когда новый продукт выходит на рынок, важно правильно определить ценовое предложение и каналы и способы продвижения.
Как определить стоимость мастер-класса
За сколько продавать мастер-класс, чтобы его хотели купить, и при этом получилось заработать? Вопрос, в который упирается немало новичков, да и опытные маркетологи не скажут точно на раз-два. Надо считать. Начать стоит с определения себестоимости, а потом исходить от своих ожиданий с оглядкой на рынок.
Можно использовать одну из стратегий:
  • «Расходы+» — рассчитываем себестоимость мастер-класса и добавляем комфортную сумму дохода.
  • «Рыночная цена» — смотрим среднюю цену на похожие инфопродукты и соотносим с себестоимостью.
  • «Ценность выше цены» — можно устанавливать цену выше среднего, но для этого нужно донести до целевой аудитории ценность мастер-класса и удержать эту планку после продажи.
    Например, с помощью эксклюзивных методик или доступа в закрытые клубы.

Стоимость отдельных мастер-классов в онлайне в среднем укладывается в интервал 2−7 тысяч рублей, но всё индивидуально. Маститый эксперт или уникальная авторская техника могут умножить цену от средней по рынку в несколько раз.

Продвижение и продажи мастер-класса
Для основного этапа выстраивают подробную воронку продаж, которая проведёт участника от момента знакомства с предложением, например, рекламы в соцсети, до покупки мастер-класса.

Прописывают каждый этап и контент под него, выбирают наиболее эффективный инструмент. И воронка становится матрицей по продвижению, которая в идеале завершится продажей. В ней могут быть рассылки, реклама в соцсетях, полезные публикации в блоге, серии опросов и любые активности, которые приведут заинтересованную аудиторию не просто к регистрации, а к участию в мастер-классе. Особое внимание тем, кто зарегистрировался, но не пришёл.
Площадки для регистрации, размещения и проведения:
  • Сайт проекта или отдельный лендинг
    Можно использовать оба ресурса. Чаще всего под отдельный мастер-класс запускают свой лендинг, но и на странице школы можно анонсировать очередные мастер-классы.
  • Страница в соцсети
    Можно рекламировать и провести мастер-класс на той же площадке. Как на тёплую аудиторию подписчиков, так и с помощью целевой таргетированной рекламы.
  • Образовательные платформы
    Удобно публиковать материалы в нужном формате, подключить функцию онлайн-оплаты и продавать мастер-классы как в форме вебинара, так и в записи.
Привлекательные предложения и пакеты услуг
Несколько мастер-классов можно позиционировать как обучающий комплекс, целый пакет услуг — серию можно разделить на ступени: например, на первом мастер учит выпекать бисквит, на втором — готовить крем, на третьем — украшать десерт. Удобно и выгодно не только участникам, и организаторам.

Почему не поднять средний чек и не продавать доступ на цепочку мастер-классов пакетом по специальной цене?

Кросс-продажи — способ увеличить прибыль с каждого мероприятия за счёт других предложений. А ещё участников можно мотивировать на следующую встречу. Например, давать скидку на участие или на личную консультацию, на которой можно закрыть конкретные вопросы.

Важный момент — честные предложения.

Особое внимание формулировке рекламных офферов. Не нужно обещать, что участник станет за два часа асом домашнего сыроварения, но можно сказать, что он точно научится варить вкусный и натуральный сыр у себя на кухне. А тех, кто освоил первый этап, ждёт следующий мастер-класс с приятной скидкой.

Масштабирование и развитие онлайн-курса

Развитие продукта и масштабирование бизнеса

Когда первый мастер-класс успешно работает и приносит не только узнаваемость, но и прибыль, пора улучшать сам продукт, расширять горизонты и пробовать новые подходы, чтобы расти дальше.
Какие основные направления важно учитывать:
Обратная связь
Кто как ни участник даст оценку. Что было полезно, удобно или, наоборот, не понравилось? Фидбек покажет, где и что доработать, а ещё даст подсказки — на какие темы можно сделать следующие мастер-классы, чтобы они пользовались спросом.
Поиск новых форматов для расширения аудитории
Это не обязательно сразу должен быть традиционный курс на 10 модулей, есть и другие популярные форматы, на которые придут клиенты:
  • Бесплатный контент — база всей последующей монетизации в любом из направлений. Канал и блог будут работать до тех пор, пока в них будет интересно и полезно.
  • Закрытый чат или клуб. Доступ к нему может быть как бесплатным, так и за умеренную плату — например, обучение по подписке.
  • Мини-курсы по отдельным темам. Не обязательно обучать по комплексной программе, можно закреплять навыки в конкретном узком направлении или уровне бэкграунда.
Непрерывное обучение и совершенствование продукта
Эксперту важно профессионально прокачиваться и улучшать продукт. А чтобы продавать тем, кто уже что-то покупал, важно разработать продуктовую линейку и давать больше, чем раньше.
Мастер-класс онлайн

Главное

  • Отправная точка — желание поделиться своим опытом, который полезен другим. Когда эксперт не уверен в том, чему способен научить, или терзается между поэзией и пчеловодством, ему пока рано в продажи.
  • Какой будет тема, оффер и конечный результат, решает аудитория. В помощь как её интересы, так и актуальные ноу-хау. Например, на мастер-класс по работе с нейросетями пару лет назад шли бы в основном айтишники. А сейчас это топ-тренд.
  • Мастер-класс — это про навыки и практику. Если участник попробовал и у него получилось — обучение охотнее порекомендуют друзьям.
Каким бы уникальным знанием ни делился мастер, спрос на стороне учеников. Поэтому так важно собирать обратную связь и интегрировать пожелания в следующий инфопродукт.
Больше материалов — в телеграм-канале Понятно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Оцените статью
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?